Обучение детей с ТНР согласованию существительных с местоимениями
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

У детей с тяжелым нарушением речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, также грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу мор­фологических аграмматизмов в речи детей с ОНР.

С этой проблемой сталкивается в своей работе каждый логопед.

Создание системы обучениябучениz детей с ТНР согласованию существительных с местоимениями позволит педагогу эффективно работать по данному коррекционно-развивающему направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx90.94 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ТНР согласованию существительных с местоимениями

У детей с тяжелым нарушением речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, также грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с ОНР.

К проблеме коррекции нарушения навыка согласования обращались такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, А.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и другие. С этой проблемой сталкивается в своей работе каждый логопед.

Создание системы обучения позволит педагогу эффективно работать по данному коррекционно-развивающему направлению.

Для систематической и полноценной работы над таким грамматически непростым аспектом русского языка, как согласование, необходимо сделать подборку лингвистического материала, опираясь при этом на следующие принципы:

  1. Лексический материал существительных разного рода и числа для удобства и простоты использования должен быть организован в группы обобщающих понятий. Например: груша — яблоко — апельсин — сливы — все могут быть гнилые, спелые, сочные; все зрели, висели, упали и т.д; «Напитки»: сок — чай — какао,
  2. Лингвистический материал выстроен с учётом ударности окончания.

Коррекционная работа начинается со слов с ударными окончаниями, затем — с безударными, которые произносятся как в сильной позиции.

Ударное окончание несёт информацию о роде и числе, а гласный в окончании прослеживается в согласуемом с ним местоимении, числительном, глаголе. В основном в работу берутся существительные 1-го и 2-го склонения. Слова 3-го склонения — как единичные случаи.

        Последовательность отрабатываемых грамматических конструкций

  1. Коррекционная работа начинается с усвоения родовой принадлежности существительных женского рода, затем — мужского, среднего рода. После — множественное число.
  2. Для автоматизации навыка лингвистический материал упорядочен по степени самостоятельности говорящего и по степени усложнения лингвистической конструкции:

а)        сопряжённая речь — отражённая речь — диалогическая — монологическая;

б)        работа над словом — словосочетанием — предложением — заученный стихотворный текст — заученный прозаический текст — самостоятельное составление текстов по опорным словосочетаниям, сюжетным картинкам.

  1. Работа ведётся над всеми компонентами речи: фонетика, лексика разной степени сложности восприятия, грамматика, фонематическое восприятие, слоговая структура, связная речь.
  2. Дидактический материал расположен в системе: от формирования представления о родовой принадлежности имен существительных и категории числа до согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах.
  3. Системность в усвоении материала: новый навык «нанизывается» на уже отработанный (так называемый принцип пирамидки):
  1. Вопросительные местоимения (чей? чья? чьё? чьи?) и притяжательные местоимения (мой, моя, моё, мои)
  2. Личные местоимения (он, она, оно, они)
  3. Вопросительные местоимения (чей? чья? чьё? чьи?) + сочетание местоимений (он мой, она моя, оно моё, они мои)

        Для упорядочения ответов ребёнка, облегчения перехода от диалогической к самостоятельной речи в качестве наглядной опоры используются условные обозначения, а позднее карточки с пиктографическими схемами построения предложения. 

        Этапы коррекционно-развивающей работы

1. Рассматриваются группы слов, объединённых одним обобщающим понятием, с ударным окончанием (на первых этапах) и безударными окончаниями (на последующих). Уточняются их лексические значения, обобщающее понятие. Логопед согласует существительное с изучаемой частью речи. Обращается внимание на совпадение окончаний существительного и согласуемой части речи. Утрированно выделяются окончания голосом.

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

мука

хлеб

зерно

блины

2. Согласование существительных с вопросительным и притяжательным местоимениями. Сопряженное и отраженное проговаривание предложенных фраз. Подчеркнутые части слова произносить утрированно, выделяя голосом.

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука чья?

Моя

Хлеб чей?

Мой

Зерно чьё?

Моё

Блины чьи?

Мои

3. Самостоятельное договаривание ребенком конца слова в вопросе и притяжательном местоимении.

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука чь…я?

Мо…я

Хлеб че…й?

Мо…й

Зерно чь…ё?

Мо…ё

Блины чь…и?

Мо…и

На этом этапе обязательно проследите перенос навыков на новую лексику внутри лексической темы.

4. Выбор ребенком притяжательного местоимения из предложенных. «Как я скажу про грушу: груша – мой? моя? моё? мои?

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука - мой?

моя? моё?

Моя

Хлеб - мой?

моя? моё?

Мой

Зерно - мой?

моя? моё?

Моё

Блины - мой?

моя? мои?

Мои

5. Отгадывание задуманной картинки. «Про что я скажу: мой? моя? моё? мои?»

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

мука

хлеб

зерно

блины

6. Ответ на вопрос притяжательным местоимением. «Ответь, чей фрукт?»

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука чья?

Моя

Хлеб чей?

Мой

Зерно чьё?

Моё

Блины чьи?

Мои

7. Ребенок, следуя схеме, сам называет предмет, сам ставит вопрос и сам отвечает.

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука

Мука чья?

Моя

Хлеб

Хлеб чей?

Мой

Зерно

Зерно чьё?

Моё

Блины

Блины чьи?

Мои

8. Согласование существительных с личными местоимениями (он, она, оно, они). Сопряженное и отраженное проговаривание предложенных фраз. Подчеркнутые части слова произносить утрированно, выделяя голосом.

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука она

Хлеб он

Зерно оно

Блины они

9. Самостоятельное договаривание ребенком конца слова в вопросе и притяжательном местоимении.

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука

О…на

Хлеб

О…н

Зерно

О…но

Блины

О…ни

10. Выбор ребенком притяжательного местоимения из предложенных. «Как я скажу про грушу: груша – он? она? оно? они?

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука

Она

Хлеб

Он

Зерно

Оно

Блины

Они

11. Отгадывание задуманной картинки. «Про что я скажу: он? она? оно? они?»

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

мука

хлеб

зерно

блины

12. Ребенок самостоятельно согласует личное местоимение с предложенным взрослым существительным, договаривая только местоимение.

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука

Она

Хлеб

Он

Зерно

Оно

Блины

Они

На этом этапе обязательно проследите перенос навыков на новую лексику внутри лексической темы.

13. Ребенок самостоятельно согласует личное местоимение с существительным, предложенным взрослым, проговаривая оба слова.

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука

Она

Хлеб

Он

Зерно

Оно

Блины

Они

14. Сопряженное и отраженное проговаривание существительных с вопросительным местоимением (чей? чья? чьё? чьи?) и сочитанием местоимений (он мой, она моя, оно моё, они мои).

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука чья?

Она моя

Хлеб чей?

Он мой

Зерно чьё?

Оно моё

Блины чьи?

Они мои

15. Договаривание ребенком конца слова в вопросе, личном и притяжательном местоимении. «Договори конец слова»

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука чь…я?

О…на мо…я

Хлеб че…й?

О…н мо…й

Зерно чь…ё?

О…но мо…ё

Блины чь…и?

О…ни мо…и

16. Отгадывание задуманной картинки. «Про что я скажу: чей – он мой? чья – она моя? чьё – оно моё? Чьи – они мои?»

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

мука

хлеб

зерно

блины

17. Ребенок самостоятельно называет предмет, задает вопрос и сам отвечает сочетанием она моя, он мой, оно моё, они мои

https://webstockreview.net/images/flour-clipart-rice-flour-19.png

https://cdn3.iconfinder.com/data/icons/breads-and-grains-icons/523/Loaf_Of_Sliced_Bread-512.png

https://img.favpng.com/15/19/11/white-coffee-roasted-grain-drink-tea-coffee-bean-png-favpng-wKR9sCFWUPw3Bqa2MjXugdYx2.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=242e0dd37092f3976f510a00a4b76218-5241728-images-thumbs&n=13

Мука чья?

Она моя

Хлеб чей?

Он мой

Зерно чьё?

Оно моё

Блины чьи?

Они мои

Отследите перенос навыков на новую лексику внутри лексической темы.

Алгоритм заданий остаётся постоянным. На его основе можно многократно отрабатывать начальные этапы образования грамматических конструкций на материале других лексических тем.

Для детей, испытывающих большие трудности в обучении, для контроля переноса навыка, а также для расширения и уточнения предложенного обобщающего понятия после каждого этапа предлагается закрепить результат на дополнительном лексическом материале, входящем в тематическую группу. Эти дополнительные «четверки» слов должны включать слова мужского, женского и среднего рода, а также слово во множественном числе. (Набор слов среднего рода ограничен, поэтому их можно повторять.)

Использование алгоритма гарантирует формирование стойкого навыка согласования существительных с местоимениями и исключение появления аграмматизмов в речи детей с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..

Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности....

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР.Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос»....

Конспект НОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи) Неделя «Дикие животные и их детеныши готовятся к зиме» Тема: Приставочные глаголы. Согласование существительных с числительными 1, 2.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Дидактические игры и пособия «Обучение детей согласованию прилагательных, числительных, местоимений с существительными в роде и числе».

Материал предназначен для обучения детей согласованию существительных с прилагательными, местоимениями, числительными в роде, числе и падеже....

Консультация для воспитателей «Обучение детей анализу слов, образованию существительных с помощью суффиксов»

Специальные задания и упражнения помогают ребенку вслушаться в слово и объяснить его. Умение ориентироваться на звуковое оформление слова позволяет детям легко образовывать существительные по аналогии...

Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование числительных с существительными».

Подгрупповое занятие по обучению детей грамоте, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: «Звуки Б, Бь. Согласование чис...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...