Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мордовская Татьяна Владимировна

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР.

Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_mordovskaya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

Учитель-логопед:

Мордовская Татьяна Владимировна

Формирование лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе у детей с ОНР.

Согласование существительного и прилагательного с числительным по теме «Космос».

Предварительная работа:

•        Рассматривание иллюстраций о космосе, космических явлениях, космонавтах.

•        Беседы: «Наша солнечная система», «Как человек космос покорил»

•        Знакомство с картой Солнечной системы.

•        Д/игры:  «Скажи наоборот», «Скажи какой», «Сосчитай», «Один-много»;

•        Разучивание физминутки «Планеты солнечной системы»;

Коррекционно-образовательные цели:

•    обогащать и активизировать словарь по теме  «Космос»;

•    учить детей образовывать словосочетание из существительного и прилагательного с числительным;

•    продолжать развивать умение образовывать относительные прилагательные, подбирать антонимы к заданным словам;

•    продолжить работу над деформированным предложением.

Коррекционно-развивающие цели:

•    развивать темпо-ритмическую сторону речи    посредством логоритмических упражнений;

•    развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;

•    развивать общую и мелкую моторику;

•    стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные цели:

воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

воспитание усидчивости, уважения, умения выслушивать ответы других детей до конца.

Методы и приемы:

Наглядный (пособия,картинки), словесный(совместная речевая деятельность), игровой(динамическая пауза), практический(моделирование,выполнение заданий).

Материал и оборудование:

металлический обруч, картинки с изображением планет, звезд, комет и т.д., мыльные пузыри, магнитофон, тарелки с разным количеством «космических» макарон, сундук с грецкими орехами, карточки со словами.

Ход:

1.        Организационный момент:

Ребята, я хочу предложить вам отгадать загадки, но не простые, а космические.

(Дети отгадывают загадки, объясняют отгадку):

2.        Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?                (Солнце)

3.        Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна

В небе не заснет….        (Луна)

4.        Белые цветочки

Вечером расцветают,

А утром увядают.        (Звезды)

5.        Сверкая огромным хвостом в темноте

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной.        (Комета)

6.        Специальный космический есть аппарат

Сигналы на землю он шлет всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите…        (Спутник)

7.        Чудо птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.        (Ракета)

2.        Введение в тему:

- Беседа о космосе.

- Сегодня мы с вами отправимся в космос на ракете. Давайте наденем скафандры (дети имитируют), Зайдем в ракету (дети проходят в обруч и садятся на заранее приготовленные места).

- К полету готовы? Начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, ПУСК!

- Что вы видите в иллюминатор? ( ответы детей)

- Кто  сколько чего видит? ( Я вижу 5 желтых звезд, я вижу 3 маленькие планеты и т.д.)

- Чего много в космосе? (Много звезд, много космических кораблей и т.д,)

 

3.      Игра «Скажи наоборот».

- Каким должен быть космонавт: Не слабым, а ….

Не больным, а ….

Не трусливым, а ….

И т.п.

4.     Физминутка (играет спокойная музыка, логопед пускает мыльные пузыри, дети должны плавным выдохом удержать пузырь в воздухе)

(имитирование движений невесомости под музыку).

5.     Согласование существительно и прилагательного с числительным:

- А сейчас мы с вами будем обедать (логопед детям раздает тарелки с «космическими» макаронами):

- Что вы съели? (Я съел 5 космических ракет; Я съел 3 быстрые кометы; и т.д.)

6.     Пальчиковая гимнастика:

Ребята, инопланетяне оставили нам сундук. Давайте посмотрим, что в нем?

(в сундуке грецкие орехи, дети берут в руку по два ореха, перебирают их пальцами и проговаривают стихотворение):

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

7.     «Задание от инопланетян»:

- Работа с деформированным предложением:

Летит, ракете, в, космонавт, космос, на.

Это, планета, Марс, большая.

Небе, в, звезды, видны.

 - «Вставь пропущенную букву» (на карточках написаны слова: …УНА, МЕРКУРИ…, ПЛУ,,,ОН.

8.     Образование относительных прилагательных:

Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)

Сон о Луне - …

Сон о космосе - …

9.      Итог.

- Пришло время возвращаться на Землю (дети прходят через обруч, снимают скафандры).

- Где мы побывали? Что вам понравилось в путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»

Цель: Уточнить и расширить  знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев,  ве...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточ­нить признаки зимы; упражнять в составле­нии предложений; активизировать словарь по данной ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»

Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...