Консультация для воспитателей «Обучение детей анализу слов, образованию существительных с помощью суффиксов»
консультация на тему

Специальные задания и упражнения помогают ребенку вслушаться в слово и объяснить его. Умение ориентироваться на звуковое оформление слова позволяет детям легко образовывать существительные по аналогии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Обучение детей анализу слов,

образованию существительных с помощью суффиксов»

Разработала:

 воспитатель Веретенникова Т.Л.

К 4-5 годам дети приобретают значительный запас производных слов – названий предметов, действий, качеств. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к общению, позволяющая осмыслить впервые услышанное слово, припомнить слово, употребляемое взрослым и др. Без педагогического руководства такая способность развивается у некоторых детей со значительным опозданием, что мешает полноценному усвоению языка.

Специальные задания и упражнения помогают ребенку вслушаться в слово и объяснить его («Круть и Верть. Почему так странно назвали мышат?» - «Круть, должно быть, всё время крутился, а Верть - вертелся»).

Умение ориентироваться на звуковое оформление слова позволяет детям легко образовывать существительные по аналогии (дочка – доченька, киса - кисонька).

Разумно организованная систематическая работа воспитывает в детях любознательность, чуткость к слову и его формам. Научившись прислушиваться к речи, ребенок тонко реагирует на оттенки звучания слов и заимствует из речи окружающих правильные формы.

Эффективное усвоение системы грамматических форм наступает тогда, когда у ребенка возникает ориентировка на звуковую сторону слова. Для этого разработаны словесные дидактические игры с правилами.

Вот некоторые их них.  

«Страшный зверь»

Цель: соотносить названия животных и их детенышей.

Материал: игрушка (картинки): кошка и котята, собака и щенята, курица с цыплятами, утка с утятами.

Организация. Воспитатель:

- Я вам расскажу историю. У девочки Вари была кошка с …(котятами), собака с ... (щенятами), утка с … (утятами), курица с …(цыплятами).

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок или игрушек.

- Как-то раз утята побежали к реке, стали нырять и плавать, а котята и цыплята смотрели на них. Вдруг слышат: «Трах-та-та-тах!». Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к …(кошке), цыплята к …(курице), щенята к … (собаке), утята к …(утке). Успокоили мамы своих детенышей и снова побежали к воде … (утята). От кошки бегут …(котята), от собаки …(щенята) и т.п.

«Чаепитие»

Цель: образовывать наименование предметов посуды.

Материал: чайник, чашки, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.

Организация: Воспитатель составляет один большой стол из маленьких. Ставит на стол самовар. Дети окружают воспитателя, рассаживаются

Воспитатель:

- Сегодня у Пети день рождения. У нас будет чаепитие. Чай мы будем пить из (самовара). Нужно заварить чай. В чем заваривают чай? А какая должна быть вода, чтобы заварить чай?

Пусть чай настоится. А мы пока накроем на стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? А салфетки? Конфеты? Чай можно пить с молоком.

Для чая – чайник, для кофе – кофейник, а для молока – молочник и т.д.

Литература:

А.Г. Арушанова «Речь и речевое развитие детей», М.: Мозаика-Синтез, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста приёмам самомассажа"

Самомассаж  как профилактика заболеваний  у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста модификации подвижных игр"

Консультация предназначена для воспитателей старших и подготовительных к школе групп. В ней представлен небольшой опыт работы, направленной на повышение интереса дошкольников к подвижным играм, развит...

Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»

Этапы ознакомление  со звуковым строением слова, его звуковым анализом детей средней, старшей и подготовительной группы...

Автоматизация звука /ЛЬ/ при обучении детей словообразованию: образование сравнительных прилагательных при помощи суффиксов -ЕЕ, -Е.

Практический речевой материал позволяет обучать дошкольников образованию сравнительных прилагательных при автоматизации звука /ЛЬ/ в словах, изменяя слова по аналогии. Материал разбит на блоки а соотв...

Консультация для воспитателей "Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью схем", 2020

Слово, опирающееся на ясные  и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания....