Словообразование в русском языке
статья по логопедии
В связи с созданием научной грамматики русского языка начинает изучаться словообразование. В современном русском языке словообразование имеет много значений. Наиболее распространенное – это процесс образования новых слов на базе уже существующих в языке. Словообразование понимается и как раздел языкознания, который изучает процесс образования новых слов, а также строение производных слов, образующих определенную систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_v_russkom_yazyke.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Словообразование в русском языке
Грамматика представляет собой науку о строении языка, о его законах, которая объединяет в себе словообразование, морфологию и синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматического строя речи. М. М. Алексеева и В. И. Яшина выделяют внутреннюю и внешнюю стороны грамматического явления. Внутренняя сторона представляет грамматическое значение, а внешняя - грамматический способ выражения. Грамматическое значение может выражать отношения, которые существуют между словами, или указывать на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.
В связи с созданием научной грамматики русского языка начинает изучаться словообразование. Подробная характеристика средств словообразования впервые была дана М. В. Ломоносовым, что повлияло на развитие данного процесса. Более подробно словообразование изучал Г.Н. Павский. Он рассматривал систему суффиксального образования почти всех частей речи. Словообразование было представлено и как учение о словообразовательной системе аффиксов и основ. Такую теорию предлагает И. А. Бодуэн де Куртенэ. Он относит словообразование к морфологии.
Вопросы теории словообразования изучались в дореволюционном отечественном языкознании. В 40-50-е годы В. В. Виноградов определил словообразование самостоятельной дисциплиной. Он установил связь словообразования с грамматикой и лексикологией. Выделил способы словообразования в русском языке. Ранее словообразование традиционно считалось частью морфологии и лексикологии.
Важную роль в становлении словообразования сыграли представители
четырех научных школ России: Московской лингвистической школы Ф. Ф. Фортунатова, Харьковской лингвистической школы А. А. Потебни, Казанской и Петербургской лингвистических школ, которые связываются с именем И. А. Бодуэна де Куртенэ. Сущность словообразования была подробно рассмотрена представителями казанской лингвистической школы в конце 70-х, в начале 80-х г.г. 19 века.
В современном русском языке словообразование имеет много значений. Наиболее распространенное – это процесс образования новых слов на базе уже существующих в языке. Словообразование понимается и как раздел языкознания, который изучает процесс образования новых слов, а также строение производных слов, образующих определенную систему.
По мнению Е.А. Земской, словообразование используется для обозначения словообразовательного строя языка и для обозначения соответствующего раздела языкознания. Н.М. Шанский и А.Н. Тихонов отмечают, что словообразование, как раздел науки о языке, изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику, строение и словопроизводство.
Р. Л. Лихтман выделяет основные понятия, которые относятся к процессу словообразования. Производная основа – основа слова, которая подкрепляется другими основами и производящая основа, которая представляет собой общую основу для нескольких слов и используется для образования новых слов. Выделяют так же средство словообразования – это то, с помощью чего образуются новые слова и способ словообразования, то есть каким образом образуются новые слова. Словообразование сопровождается и чередованием гласных и согласных, усечением производящей основы.
Г. А. Черемухина и А. М. Шахнарович отмечают, что понятие производности является одним из главных в теории словообразования. Оно опирается на семантическую и формальную выводимость свойств производного из свойств производящих или исходных единиц.
Например, в зависимости от морфемного состава основы, слова в русском языке делятся на производные и непроизводные, то есть не имеющие в языке соответствующую производящую основу.
Производные слова являются результатом мысленного семантического анализа и синтеза, которые в большинстве случаев совпадают с нормами языка взрослых.
По мнению Е. И. Литневской, такие понятия как средства и способы словообразования используются для того, чтобы описать процесс образования одного слова от другого. Основа слова, от которого образуются новые слова, называется производящей. Производная основа, это та основа, которая уже образовалась, то есть это получившееся новое слово.
По мнению Д. Н. Богоявленского, производные слова имеют свойство как способность отдельных слов выделять из себя основную и формальную принадлежность слова. Это показывает, что морфологическая структура производных слов содержит информацию о значениях и словообразовательной роли конкретных морфем, структурных отношениях и родственных связях слов.
Средства словообразования представлены морфемами, которые в русском языке называются словообразующими, то есть это приставки, суффиксы, постфиксы и их сочетание.
Словообразование имеет тесную связь с морфологией, синтаксисом и лексикологией. Связь с морфологией состоит в том, что в словообразовании, как и в морфологии, слова изучаются с учетом составляющих их единиц более низкого уровня, которые называются морфемами. Оба эти раздела изучают морфемы. Разница в том, что словообразование имеет дело с изучением словообразующих морфем. Морфология – с изучением грамматических морфем, формообразующих и словоизменительных.
Связь словообразования и синтаксиса объясняется тем, что многие сложные слова образуются на основе словосочетаний, которые могут соединяться в одно слово. Словообразование тесно связано с лексикологией, потому что каждое слово является частью словарного состава языка. Оно взаимодействует и с другими разделами языкознания, но рассматривается как отдельный и особый раздел.
Как отдельный раздел языкознания, словообразование изучается в синхронном и диахронническом, то есть историческом аспектах. Синхронное словообразование выделяет и характеризует словообразовательные единицы. Изучает производные слова, морфемную и словообразовательную структуру, связи и взаимоотношения между родственными словами на определенном этапе развития языка. Учение о закономерностях образования новых слов, об изменении структуры уже существующих производных слов, в целом о словообразовательных процессах и о формировании
словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии изучает диахронический аспект словообразования. Нельзя смешивать эти два аспекта. Диахроническое словообразование существует и развивается на базе результатов синхронных исследований. Разграничивать эти два аспекта начали уже в конце 19 и в начале 20 века.
Существуют различные способы словообразования, которые впервые предложил В. В. Виноградов в своих работах. Он выделил и охарактеризовал способы словообразования. Наиболее распространенным является морфологический способ. В его основе лежит образование слов путем прибавления аффиксов или усечения элементов исходной единицы. В современном русском языке чаще используются такие виды морфологического словообразования как суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксальнопостфиксальный и бессуффиксальный.
Морфолого-синтаксический способ образования представляет собой переход одной части речи в другую. Выделяют несколько видов морфологосинтаксического способа. Это субстантивация, при котором в класс имен существительных переходят другие части речи, такие как прилагательные, местоимения, причастия, числительные. Адъективация, когда другие части речи переходят в класс прилагательных, обычно это причастия, но могут местоимения и числительные. Также выделяется адвербиализация, при которой в класс наречий переходят существительные, прилагательные, числительные, деепричастия. И последний вид это прономинализация, когда другие части речи, такие как предлоги, частицы, союзы, модальные слова и междометия переходят в класс местоимений. По мнению В.В. Виноградова, к морфолого-синтаксическому словообразованию относят и словосложение.
Образование новых слов из словосочетаний, которые объединяются в одно слово в процессе употребления, представляют лексико-синтаксический способ словообразования. При лексико-семантическом словообразовании новые слова появляются в результате изменений в семантике уже существующих слов в русском языке. В. В. Виноградов считает этот способ самым продуктивным в историческом словообразовании. Это объясняется тем, что прежние слова переосмысливаются и формируются омонимы путем деления одного слова на два.
Е. А. Земская исследовала словообразование с позиции лингвистического аспекта разговорной речи. Она отмечала, что словообразование разговорной речи имеет специфические способы словопроизводства, специфические суффиксы, словообразовательные значения. Такой тип словообразования находится под воздействием признаков разговорной речи. К ним относят тесную связь с контекстом, экспрессивностью, непринужденностью. Свойственная разговорной речи свобода от действия ограничений разного рода наблюдается в активном детском словотворчестве.
В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, то есть словотворчество у детей, рассматривается Д. Б. Элькониным. Он определяет это явление как симптом овладения ребенком языковой действительностью. В основе детского словотворчества наблюдаются те же закономерности, что и в основе овладения флективной системой языка.
Если отдельно рассматривать словообразование имен прилагательных, то это процесс образования новых слов данной части речи. В современном русском языке выделяют несколько способов словообразования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Суффиксальным способом имена прилагательные образуются от самих прилагательных, от существительных, глаголов, числительных, наречий.
Процесс словообразования относится к грамматическому строю речи. С помощью данного раздела языкознания в русском языке создаются новые слова, которые способствуют обогащению словаря.
Таким образом, словообразование изучается с лингвистической, психологической и с психолингвистической стороны. Выделяется несколько способов образования новых слов: морфологический, морфолого-синтаксический,
лексико-синтаксический и лексико-семантический. Наиболее распространенным считается морфологический способ словообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"
Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка...
Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"
Календарный план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....
Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...
Мероприятия, направленные на решение проблем развития речи детей дошкольного возраста на русском языке как родном и на русском языке как неродном в дошкольной организации
Мероприятия, направленные на решение проблем развития речи детей дошкольного возраста....
Материалы по развитию речи на русском языке как родном и на русском языке как неродном.
Данные методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогают овладеть вс...
Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...