Семинар: «Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
материал по логопедии

Дарья Рязанова

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Сегодня мы затронем такую категорию детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся :

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Основной контингент нашего дошкольного учреждения — это дети с нарушениями речи. К ним относятся дети с речевыми заключениями:

Фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия (ФФНР, дизартрия);

Общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня (ОНР – 1, 2, 3 уровня);

Общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня, дизартрия (ОНР – 1, 2, 3 уровня, дизартрия);

Алалия;

Дети с задержкой психического развития;

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к специалистам!

Дети с выявленными нарушениями речи направляются на психолого- медико- -педагогическую комиссию (ПМПК, по итогам которой зачисляются в логопедическую группу на один или два года.

В соответствии с подтвержденным заключением и рекомендациями ПМПК для детей разрабатывается специальная программа развития и выстраивается план взаимодействия между специалистами (учитель – логопед, дефектолог, психолог, а также инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель). Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. И, конечно, в процессе участвуют родители.

Учитель – логопед :

Работа учителя - логопеда в логопедической группе начинается с развития у детей арт. аппарата, речевого дыхания, мелкой и общей моторики, слухового восприятия (узнавания и различения,памяти и мышления, подготовки к обучению грамоте, словаря, грамматического строя речи, связной речи. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Логопед работает над развитием :

развитие мелкой, общей моторики

Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики, работы со шнуровкой, мозаикой. Обводка, закрашивание, штриховка и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода).Составление фигур, узоров из элементов (по образцу)собирать разрезные картинки. Развитие общей моторики, выработка речи с движением. Использование физкультминуток, подвижных игр.

развитие артикуляционного аппарата (арт. гимнастика, лог. массаж, самомассаж, мимические упр.)

звукопроизношения (умение правильно произносить звуки родного языка, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа, автоматизация, дифференциация);

развитие просодической стороны речи (речевое дыхание, темп, ритм, интонация, голос)

фонематического восприятия (умение на слух воспринимать и различать звуки); развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, музыкальных инструментов, хлопки, фонематического восприятия. дифференциация на слух гласных и согласных звуков. выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка). определение в словах первого и последнего гласных звуков. определение наличия звука в слове).

работа над слоговой структурой слова

Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание слогов и слов, отстукивание ритмического рисунка, речь с движением. Деление слов на слоги с опорой на зрительные ориентиры (карточки, кубики). (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков);

словарного запаса (расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам);

грамматического строя (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов; основные модели построения словосочетаний и предложений, отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах). Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями (мои,мой, моя,мое)Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками. Образование прошедшей формы глаголов. Упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок,платьев). Согласование числительных «один» и «одна» с существительными. Закрепление использования в речи простых предлогов (на-с, в-из). Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные). Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.

связной речи (умение связно высказываться, пересказывать,составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать, обучать составлению простых распространенных предложений, умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом, работать над диалогической речью.

Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе.

Логопедическое обучение осуществляется в следующих формах обучения:

- фронтальное,

- подгрупповое,

- индивидуальное занятие,

Каждое занятие структурированное и динамичное, включает игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

На логопедических занятиях используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

А) Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука.

Б) Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами, различные игры: с пением, дидактические, подвижные.

В) Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

Наглядные методы

А) Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений (представлений о цвете, форме, величине и т. д., (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук, (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков, (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Б) Воспроизведение аудио записей, записи сопровождаются беседой логопеда, пересказом.

Словесные методы В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.

Рассказ, предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах. воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Основными из них являются следующие:

1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.

2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.

3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.

Соблюдение принципа развития высших психических функций предполагает развитие в коррекционно-развивающих играх произвольных видов деятельности, коррекцию особенностей зрительного, слухового, тактильного, двигательного восприятия, внимания, памяти, что требует от нас активизации в игре максимального количества анализаторов.

Связь с родителями. Помимо взаимосвязи между специалистами ДОУ, также важна и взаимосвязь с родителями ребенка с ОВЗ. Для успешной работы учителю - логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации, собрания. Учитель - логопед знакомит родителей с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома.

В своей работе я использую различную методическую литературу и дидактический наглядный материала для обследования и развитияречи детей дошкольного возраста.

1. материал диагностического блока:

Крупенчук Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.

2. Материал для развития артикуляционного аппарата

Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н. В.

3. Ткаченко Т. А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки З, Зь, Ц. doc

Автор: Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н. Фонетические рассказы Часть 1 Работа над звуками А, У, М, К, О, С, Л, П

8. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения

9. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. docx

10. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речидошкольников с ЗПР. docx

11. Воробьева В. К. Методика развития связной речи

12. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.

13. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических

представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К. Е. Бухарина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 184 с.

14. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1-3 периода обучения в старшей логогруппе О. С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

15. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Книги по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, 2016г.

16. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М. : «Мозаика-Синтез», 2004.

— 80 с.

17. Теремкова "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.

18. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. doc

19. Гомзяк О. С. Говорим правильно 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I-III период обучения в старшей группе. -М. Издательство ГНОМ и Д, 2014

20. Конспекты, разработанные с использованием Интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Сегодня мы затронем такую категорию детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

         К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи;
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Основной контингент нашего дошкольного учреждения — это дети с нарушениями речи. К ним относятся дети с речевыми заключениями:

Фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия (ФФНР, дизартрия);

Общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня (ОНР – 1, 2, 3 уровня);

Общее недоразвитие речи 1, 2, 3 уровня, дизартрия (ОНР – 1, 2, 3 уровня, дизартрия);

Алалия;

Дети с задержкой психического развития;

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к специалистам!

Дети с выявленными нарушениями речи направляются на психолого-  медико- -педагогическую комиссию (ПМПК), по итогам которой зачисляются в логопедическую группу на один или два года.

В соответствии с подтвержденным заключением и рекомендациями ПМПК для детей разрабатывается специальная программа развития и выстраивается план взаимодействия между специалистами (учитель – логопед, дефектолог, психолог, а также инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель). Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. И, конечно, в процессе участвуют родители.

Учитель – логопед:

Работа учителя - логопеда в логопедической группе начинается с развития у детей арт.аппарата, речевого дыхания, мелкой и общей моторики, слухового восприятия (узнавания и различения),памяти и мышления, подготовки к обучению грамоте, словаря, грамматического строя речи, связной речи. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Логопед работает над развитием:

развитие мелкой, общей моторики

Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики, работы со шнуровкой, мозаикой.Обводка, закрашивание, штриховка и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода).Составление фигур, узоров из элементов (по образцу)собирать разрезные картинки.Развитие общей моторики, выработка речи с движением.Использование физкультминуток, подвижных игр.

развитие артикуляционного аппарата (арт. гимнастика, лог. массаж, самомассаж, мимические упр.)

звукопроизношения (умение правильно произносить звуки родного языка, подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа), автоматизация, дифференциация);

развитие просодической стороны речи (речевое дыхание, темп, ритм, интонация, голос)

фонематического восприятия (умение на слух воспринимать и различать звуки); развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, музыкальных инструментов, хлопки), фонематического восприятия. дифференциация на слух гласных и согласных звуков.выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка). определение в словах первого и последнего гласных звуков. определение наличия звука в слове).

работа над слоговой структурой слова

Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание слогов и слов, отстукивание ритмического рисунка, речь с движением.Деление слов на слоги с опорой на зрительные ориентиры (карточки, кубики). (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков);

словарного запаса (расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам);

грамматического строя (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов; основные модели построения словосочетаний и предложений, отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах). Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.Закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями (мои,мой, моя,мое).Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.Образование прошедшей формы глаголов. Упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок,платьев). Согласование числительных «один» и «одна» с существительными. Закрепление использования в речи простых предлогов (на-с, в-из). Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные). Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.

связной речи (умение связно высказываться, пересказывать,составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать, обучать составлению простых распространенных предложений, умение задавать вопросы и отвечать на них полным ответом, работать над диалогической речью.

Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе.

Логопедическое обучение осуществляется в следующих формах обучения:

- фронтальное,

- подгрупповое,

- индивидуальное занятие,

Каждое занятие структурированное и динамичное, включает игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.

         

На логопедических занятиях используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др.

Практические методы (упражнения игры и моделирование).

А) Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств, при постановке звука.

Б) Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами, различные игры: с пением, дидактические, подвижные.

В) Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

Наглядные методы 

А) Наблюдение - применение картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), (на картине найти предметы, в названиях которых имеется отрабатываемый звук), (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), (составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).

Б) Воспроизведение аудио записей, записи сопровождаются беседой логопеда, пересказом.

Словесные методы В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими наглядными.

Рассказ, предварительная беседа. Логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы.

Итоговые, обобщающие беседы. Проводятся для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах. воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.

Основными из них являются следующие:

1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.

2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.

3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.

Соблюдение принципа развития высших психических функций предполагает развитие в коррекционно-развивающих играх произвольных видов деятельности, коррекцию особенностей зрительного, слухового, тактильного, двигательного восприятия, внимания, памяти, что требует от нас активизации в игре максимального количества анализаторов.

Связь с родителями. Помимо взаимосвязи между специалистами ДОУ, также важна и взаимосвязь с родителями ребенка с ОВЗ.Для успешной работы учителю - логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации, собрания. Учитель - логопед знакомит родителей с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома.

В своей работе я использую различную методическую литературу и дидактический наглядный материала для обследования и развитияречи детей дошкольного возраста.
1. материал диагностического блока:

Крупенчук Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
2. Материал для развития артикуляционного аппарата

Наглядно-дидактические материалы Нищевой Н.В.

3. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки З, Зь, Ц.doc

Автор: Созонова Н., Куцина Е., Хрушкова Н.Фонетические рассказы Часть 1 Работа над звуками А, У, М, К, О, С, Л, П
8.Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый и второй год обучения
9.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР.docx

10.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речидошкольников с ЗПР.docx

11.Воробьева В.К. Методика развития связной речи

12.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
13. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических

представлений и связной речи у детей 5-6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е. Бухарина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 184 с.

14. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1-3 периода обучения в старшей логогруппе О.С. Гомзяк. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

15.  Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Книги по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, 2016г.

16. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: «Мозаика-Синтез», 2004.

— 80 с.

17.Теремкова "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
18.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет.doc

19. Гомзяк О.С. Говорим правильно 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I-III период обучения в старшей группе.-М. Издательство ГНОМ и Д, 2014

20.Конспекты, разработанные с использованием Интернет-ресурсов.

Структура индивидуального занятия:

1.Организационный момент.

2.Развитие общей моторики.

3.Развитие мелкой моторики.

4.Массаж лица.

5.Развитие мимических мышц.

6.Развитие арт. моторики.

7.Работа над развитием дыхания и голоса.

8.Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

9.Формирование лексико-грамматической стороны речи.

10.Домашнее задание.

11.Итог занятия.

12.Оценка работы детей на занятии.

Структура фронтального занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физкультминутка.

7. Работа над произношением.

8. Закрепление звука в различных заданиях.

9. Произношение звука в связной речи.

10. Итог занятия.

11.Домашнее задание.

ЗПР

Специфика логопедической работы заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличение смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

РДА

При психокоррекции при РДА необходимо учитывать проблемы эмоционального развития ребенка. В представленной методике рассматривается коррекция нарушений аффективного развития, различных страхов, агрессии и самоагрессии. Эта методика разработана коллективом авторов, среди них В.В. Лебединский, О.С. Никольская и др. Каждый из разделов, посвященный коррекции, учитывает степень нарушения.

Психологическая коррекция всегда начинается с установления с ребенком психологического контакта. У аутичных детей происходит нарушение общения. У них не возникает потребность в коммуникации, способы контакта с людьми недоразвиты, и в связи с этим формируется аутистический барьер, который защищает их от общения с людьми.

Основные этапы логопедической работы

Сначала нужно установить с ребенком эмоциональный контакт. За эту задачу отвечает психолог. Он развивает способности к контакту с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда ребенок начинает идти на контакт с окружающими, в работу постепенно включается учитель-логопед.

Логопед и психолог продолжают формировать у ребенка навыки взаимодействия со взрослыми, но уже в более формальных ситуациях. Его учат работать за столом, использовать разные материалы, выполнять задания. При этом учитываются интересы и предпочтения ребенка, каждое действие сопровождается эмоционально-смысловыми комментариями. Важно, чтобы на этом этапе ребенок научился выполнять простые просьбы, в том числе «дай» и «покажи». Без этого не получится, к примеру, познакомить малыша с названиями предметов на карточках.

► Этап обучения пониманию речи

Перед тем, как начать работать над речевыми навыками ребенка, логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалист продумывает не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. Поэтому в первую очередь обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры.

► Этап обучения экспрессивной речи

Когда у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Начинают работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова. Если у ребенка есть нарушения в строении речевого аппарата, в том числе вторичные, возникшие из-за многолетнего молчания, стоит задействовать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж. Логопед обучает ребенка использовать для выражения эмоций указательный жест, затем прибавлять к нему название нужного предмета, а потом и вовсе обходиться в просьбах без жестикуляции. Обязательно идет обучение словам, с помощью которых ребенок может попросить у окружающих помощь: «помоги», «дай», «открой/закрой» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы специалистов МБДОУ с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья.

Основные задачи работы:    •Создание ребёнку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психи...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»

Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма:  совмес...

Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО

Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, фор...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....