Особенности организации работы музыкального руководителя с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка работы с детьми с ОВЗ | 22.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Особенности организации работы музыкального руководителя
с дошкольниками с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС ДО
Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания:
-дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
-дети с нарушениями речи;
-дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);
-дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);
-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
-дети с множественными нарушениями (со сложными дефектами - слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование - одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. Выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель и задачи работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
Цель работы: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности
Задачи работы:
-развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру
-формирование основ музыкальной культуры,
-ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами,
-развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса,
-воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности,
-развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении,
-развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
Коррекционно - развивающие задачи по музыкальному воспитанию
Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.
Развитие и коррекция познавательной сферы.
Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.
Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.
Развитие эмоционально- волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера
Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ
Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих МДОУ «Детский сад № 28»
-Разработка и реализация ИОМ, плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье.
-Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями.
-Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ.
-Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по вопросам развития музыкальности.
- Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями, определение степени освоения ООП, дополнительных программ музыкального образования.
Формы организации музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ
Образовательная деятельность в ДОУ:
- занятия (разного вида - традиционные, комплексные, интегрированные; фронтальные, подгрупповые и индивидуальные и пр.);
- музыкальные игры и пр.;
Музыка в повседневной жизни:
-музыка в быту детского сада (слушание музыки, музыкальные упражнения, игры, самостоятельное музицирование, утренняя гимнастика под музыку, «музыка фоном»);
- музыкальные развлечения (тематические, музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки, хороводы, спектакли и пр.);
- праздничные утренники и пр.
Музыкальное воспитание в семье:
- слушание радио и телепередач;
- слушание аудиозаписей;
- музицирование;
- музыкальные вечера, развлечения, дни рождения и пр.
Виды музыкальной деятельности с детьми с ОВЗ
Слушание музыки:
-Медленным детям – стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера: «Смелый наездник» Шуман, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П.Чайковский и др.
-Расторможенным (гиперактивным) детям - музыка умеренного темпа: «Жаворонок» И.Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберт и др.
-Дистоническим детям - стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)
Пение (исполнительство):
-Пение особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, детям неуверенным в себе, подвижным детям. Песни с игровым содержанием. Этому как нельзя лучше способствует фольклор (потешки, народные прибаутки и пр.) -Детям с отставанием в эмоциональном развитии –пения в сопровождении с игрой, игрушками, иллюстрациями и или картинки.
-Детям с нарушением речевого развития - пение на слоги «ля-ля», «ти-ли- ли», «ту – ру - ру» и пр., распевки и пр. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. С разными категориями детей с ОВЗ широко используется игровая деятельность вопроса- ответа, игра «в имена», пение с аккомпанементом и без него.
Игра на детских музыкальных инструментах
-Детям с нарушением развития координации движений - игра на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д. игра на «неозвученном пианино».
-Детям с нарушением развития мелкой моторики пальцев рук - игр на дудочках, колокольчиках и
-Детям с нарушением развития дыхания - игра на духовых инструментах (дудочки, триолы и пр.)
Музыкально-ритмические движения
-Разным категориям детей с ОВЗ - музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные и пр.).
-В ритмике - координационно-подвижные и пальчиковые игры, ритмо-речевые фонематические упражнения, элементарное музицирование.
Методы и приёмы в работе с детьми с ОВЗ
Наглядно-слуховые методы и приемы
- Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя;
-Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
-Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.)
-Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.)
Наглядно-зрительные методы и приемы
-Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.
-Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.
-Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками
Практические методы и приемы
-Метод упражнений - для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве.
-Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы и игры с пением. Длительные повторения при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании.
-Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.
-Разнообразные музыкальные игры
Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние ребенка.
Психогимнастика – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.
Логоритмические занятия – система музыкально- двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных общим сюжетом и игровой формой.
Музыкально-дидактические игры
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ
по музыкальному воспитанию
1.Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, подбор нотного материала и пр.
2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями развлечений, праздников и других мероприятий.
3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4.Создание презентаций (в программе Рower Рoint) для повышения эффективности образовательной работы с детьми и педагогической компетенции у педагогов, родителей.
5.Оформление буклетов по вопросам развития музыкальности детей с ОВЗ, материалов по различным направлениям деятельности.
6.Создание медиатеки по вопросам развития музыкального развития детей дошкольного возраста, которые представляют интерес не только для музыкального руководителя, педагогов, но и для родителей.
7.Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ (наличие странички музыкального руководителя).
8.Наличие собственного сайта музыкального руководителя в сети интернет (маам ру, нс-портал) и т.д.
Особенности работы музыкального руководителя с педагогами
-взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;
-проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом- психологом, инструктором по физической культуре);
-консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
-ведение соответствующей документации (ИОМ, карт психолого-педагогического сопровождения, индивидуальных планов работы и пр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....
Роль руководителя в организации взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения ФГОС ДО
Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п...
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....
Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
Презентация расчитана для педагогов по работе с детьми с ОВЗ....
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯСодержание1.Принципы коррекционной педагогики в организации музыкального воспитания дошкол...
Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023
quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...
Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»...