Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
статья по логопедии (подготовительная группа)
В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektirovaniya_v_rabote_uchitelya_1.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие свободной творческой личности ребёнка – основная цель проектного метода в ДОУ. Отсюда вытекают задачи развития и задачи обучения детей исследовательской деятельности. Если воспринимать воспитание как совместную деятельность взрослых и детей, то главные усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития и самовыражения детей. Технология проектирования является универсальным средством обеспечения сотрудничества взрослых и детей, способом реализации индивидуального подхода к воспитанию, образованию и коррекции. При использовании метода проектирования дети чувствуют свою значимость, осознают, какой конкретный вклад в общее дело они внесли, воспринимают педагога как соратника, а не как руководителя. Особенно это важно для детей с ОВЗ, так как они зачастую боятся проявлять инициативу.
Нет сомнений в перспективности технологии проектирования. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. С его помощью развиваются творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит дошкольнику в будущем успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Используя его, учитель-логопед может добиться хороших результатов в коррекции многих сторон речевой системы.
Замысел нижеописанного проекта возник на одном из подгрупповых занятий по лексике и грамматике в подготовительной группе. Изучая тему «Домашние животные», учитель-логопед задал вопрос детям, о ком из животных они хотели бы узнать больше. Дети предложили тему «Лошади». Они захотели узнать, кто был предком лошади, а также названия пород, мастей. Отсюда появилось две цели проекта. Одна из них детская: научиться рассказывать о лошадях, делиться своими знаниями. Другая цель логопедическая: обогатить словарный запас детей новой лексикой, фразеологическими оборотами. Желание углубиться в лексический материал по данной теме возникло потому, что многие слова перешли в разряд либо устаревшей, либо профессиональной лексики. Но ведь лошади жили рядом с человеком не одну эпоху. Долгое время лошадей использовали в качестве гужевого транспорта. Данная лексика используется в классической литературе, с которой детям придётся познакомиться в обязательном порядке за время школьного обучения. Только от педагогов зависит, появится ли у ребёнка интерес к познанию, внимание к родному языку.
Исходя из заданных целей, сформулированы следующие задачи проекта.
Задачи развития:
1.обеспечение психологического комфорта и здоровья детей;
2.развитие познавательных способностей;
3.развитие творческого воображения;
4.развитие творческого мышления;
5.развитие коммуникативных навыков, предпосылок социализации.
Задачи обучения:
1.развивать исследовательскую деятельность, интеллектуальную инициативу;
2.развивать экспериментирование и моделирование;
3.формировать алгоритмы умственной работы и построения собственной познавательной деятельности;
4.развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Задачи коррекции:
1.Обогатить словарный запас новой лексикой;
2.Научиться актуализировать новую лексику;
3.Развивать диалогическую речь;
4.Учить составлять описательные загадки и рассказы;
5.Учить понимать прямое значение слов;
6.Учить понимать переносное значение фразеологизмов;
7.Учить разбирать значения новых слов, встречающихся в стихах.
Общий обзор проекта.
Название: «Лошади».
Участники: дети подготовительной группы с ОВЗ.
Межпредметное взаимодействие:
1.Продуктивная деятельность (рисунки, поделки, выступление);
2.Ознакомление с поэзией;
3.Коммуникация.
Вид проекта.
Образовательный
Краткосрочный (4 недели)
Продукт деятельности детей:
1.описательные рассказы и загадки;
2.синквейны;
3.рисунки;
4.поделки;
5.викторина.
1-ый этап. Погружение в проект.
Таблица № 1
Учитель- логопед | Дети |
Формулирует проблему: «Хотите ли вы больше узнать о жизни лошадей? Что вы хотите узнать? Кому вы хотите рассказать то, что узнаете?» | Предлагают конкретные темы: породы, окраска, виды бега лошадей. Хотят поделиться с родителями. |
2-ой этап. Разработка проекта.
Таблица № 2
Учитель-логопед | Дети |
Организует деятельность: распределяет рабочие группы; дает задание родителям (сделать дома поделки, атрибуты костюмов, почитать и выучить стихи). | Составляют вместе план- схему проекта. Предлагают смастерить лошадок, сделать костюмы, принести игрушечных лошадок. |
Планирование деятельности по решению задач проекта осуществлялось совместными усилиями детей с помощью учителя-логопеда.
План-схема проекта.
1.Занятие по развитию лексики и грамматического строя.
2.Выставка «Лошадки».
3.Викторина «Что мы знаем о лошадях?».
4.Заучивание стихотворений о лошадях.
5.Изучение материала в кругу семьи.
6.Составление синквейнов по данной теме.
7.Рисование лошадей.
8.Разгадывание кроссворда.
9.Открытое занятие.
Выбор формы презентации
Таблица № 3
Учитель-логопед | Дети |
Предлагает разные виды открытых занятий и выступлений | Выбирают открытое занятие для родителей. |
3-ий этап. Осуществление деятельности.
Таблица № 4
Учитель- логопед | Дети |
Организует работу над проектом, оказывает практическую помощь в составлении описательных рассказов и загадок, вопросов для викторины, синквейнов. | Составляют рассказы и загадки, синквейны, придумывают вопросы для викторины. |
4-ый этап. Презентация продукта.
Таблица № 5
Учитель- логопед | Дети |
Спрашивает, для чего дети захотели выступить перед родителями? Побуждает к выполнению совместных действий. | Отвечают, что хотят поделиться знаниями. Выступают с рассказами, загадками, синквейнами, танцуют, читают, отвечают на вопросы. |
5-ый этап. Рефлексия.
Таблица № 6
Учитель- логопед | Дети |
Подводит итоги. | Устно высказываются о проделанной работе. Обсуждают с родителями занятие. |
Список литературы:
1.С.М. Босова, Л.Н. Коротовских. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида / Сборник материалов. - СПб.,2011 г.
2. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Мультфильм своими руками. - СПб. Издательство «Детство-пресс», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Образовательный проект «Мой дом, мой город, мой Урал» Проект составлен в соавторстве с учителем-логопедом, отражает идею патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....
«Использование инновационных методов и технологий в патриотическом воспитании с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей, имеющие ограниченные возможности здоровья....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья (ТНР).
Использование здоровьесберегающих технологий....
«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»
Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можн...
Коррекционная работа по речевому развитию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Согласно ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и р...