Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Зубкова Елена Владимировна

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektirovaniya_v_rabote_uchitelya_1.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

Развитие свободной творческой личности ребёнка – основная цель проектного метода в ДОУ. Отсюда вытекают задачи развития и задачи обучения детей исследовательской деятельности. Если воспринимать воспитание как совместную деятельность взрослых и детей, то главные усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития и самовыражения детей. Технология проектирования является универсальным средством обеспечения сотрудничества взрослых и детей, способом реализации индивидуального подхода к воспитанию, образованию и коррекции. При использовании метода проектирования  дети чувствуют свою значимость, осознают, какой конкретный вклад в общее дело они внесли, воспринимают педагога как соратника, а не как руководителя. Особенно это важно для детей с ОВЗ, так как они зачастую боятся проявлять инициативу.

Нет сомнений в перспективности технологии проектирования. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. С его помощью развиваются творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит дошкольнику в будущем  успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Используя его, учитель-логопед может добиться хороших результатов в коррекции многих сторон речевой системы.

Замысел нижеописанного проекта возник на одном из подгрупповых занятий по лексике и грамматике в подготовительной группе. Изучая тему «Домашние животные», учитель-логопед задал вопрос детям, о ком из животных они хотели бы узнать больше. Дети предложили тему «Лошади». Они захотели узнать, кто был предком лошади, а также  названия пород, мастей. Отсюда появилось две цели проекта. Одна из них детская:  научиться рассказывать о лошадях, делиться своими знаниями. Другая цель  логопедическая: обогатить словарный запас детей новой лексикой, фразеологическими оборотами.  Желание углубиться в лексический материал по данной теме возникло потому, что многие слова перешли в разряд  либо устаревшей, либо профессиональной лексики. Но ведь лошади жили рядом с человеком не одну эпоху. Долгое время лошадей использовали в качестве гужевого транспорта. Данная лексика используется в классической литературе, с которой детям придётся познакомиться в обязательном порядке  за время школьного обучения. Только от педагогов зависит, появится ли у ребёнка интерес к познанию, внимание к родному языку.

Исходя из заданных целей, сформулированы следующие задачи проекта.

Задачи развития:

1.обеспечение психологического комфорта и здоровья детей;

2.развитие познавательных способностей;

3.развитие творческого воображения;

4.развитие творческого мышления;

5.развитие коммуникативных навыков, предпосылок социализации.

Задачи обучения:

1.развивать исследовательскую деятельность, интеллектуальную инициативу;

2.развивать  экспериментирование и моделирование;

3.формировать алгоритмы умственной работы и построения собственной познавательной деятельности;

4.развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Задачи коррекции:

1.Обогатить словарный запас новой лексикой;

2.Научиться актуализировать новую лексику;

3.Развивать диалогическую речь;

4.Учить составлять описательные загадки и рассказы;

5.Учить понимать прямое значение слов;

6.Учить понимать переносное значение фразеологизмов;

7.Учить разбирать значения новых слов, встречающихся в стихах.

Общий обзор проекта.

Название: «Лошади».

Участники: дети подготовительной группы с ОВЗ.

Межпредметное взаимодействие:

1.Продуктивная деятельность (рисунки, поделки, выступление);

2.Ознакомление с поэзией;

3.Коммуникация.

Вид проекта.

Образовательный

Краткосрочный (4 недели)

Продукт деятельности детей:

1.описательные рассказы и загадки;

2.синквейны;

3.рисунки;

4.поделки;

5.викторина.

1-ый этап. Погружение в проект.

Таблица № 1

Учитель- логопед

Дети

Формулирует проблему: «Хотите ли вы больше узнать о жизни лошадей? Что вы хотите узнать? Кому вы хотите рассказать то, что узнаете?»

Предлагают конкретные темы: породы, окраска, виды бега лошадей. Хотят поделиться с родителями.

2-ой этап. Разработка проекта.

Таблица № 2

Учитель-логопед

Дети

Организует деятельность:

распределяет рабочие группы;

дает задание родителям

(сделать дома поделки, атрибуты костюмов, почитать и выучить стихи).

Составляют вместе план- схему проекта.

Предлагают смастерить лошадок, сделать костюмы, принести игрушечных лошадок.

Планирование деятельности по решению задач проекта осуществлялось совместными усилиями детей с помощью учителя-логопеда.

План-схема проекта.

1.Занятие по развитию лексики и грамматического строя.

2.Выставка «Лошадки».

3.Викторина «Что мы знаем о лошадях?».

4.Заучивание стихотворений о лошадях.

5.Изучение материала в кругу семьи.

6.Составление синквейнов по данной теме.

7.Рисование лошадей.

8.Разгадывание кроссворда.

9.Открытое занятие.

Выбор формы презентации

Таблица № 3

Учитель-логопед

Дети

Предлагает разные виды открытых занятий и выступлений

Выбирают открытое занятие для родителей.

3-ий этап. Осуществление деятельности.

Таблица № 4

Учитель- логопед

Дети

Организует работу над проектом, оказывает практическую помощь в составлении описательных рассказов и загадок, вопросов для викторины, синквейнов.

Составляют рассказы и загадки, синквейны, придумывают вопросы для викторины.

4-ый этап. Презентация продукта.

Таблица № 5

Учитель- логопед

Дети

Спрашивает, для чего дети захотели выступить перед родителями?

Побуждает к выполнению совместных действий.

Отвечают, что хотят поделиться знаниями.

Выступают с рассказами, загадками, синквейнами, танцуют, читают, отвечают на вопросы.

5-ый этап. Рефлексия.

Таблица № 6

Учитель- логопед

Дети

Подводит итоги.

Устно высказываются о проделанной работе. Обсуждают с родителями занятие.

Список литературы:

1.С.М. Босова, Л.Н. Коротовских. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида / Сборник материалов. - СПб.,2011 г.

2.  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Мультфильм своими руками. -  СПб. Издательство «Детство-пресс», 2011 г. 

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Образовательный проект «Мой дом, мой город, мой Урал» Проект составлен в соавторстве с учителем-логопедом, отражает идею патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

«Использование инновационных методов и технологий в патриотическом воспитании с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей, имеющие ограниченные возможности здоровья....

«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можн...

Коррекционная работа по речевому развитию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Согласно ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и р...