Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в логопедической группе
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В материале рассмотрены функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников, работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения, поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексическим темам, основные направления коррекционной работы воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в логопедической группе | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в логопедической группе
Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников
Функции логопеда | Функции воспитателя | |
Развитие фонетического компонента языковой системы. | Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков. | |
Формирование фонематических процессов. | Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели. | |
Совершенствование состояния лексического компонента речи. | Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. | |
Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов. | Формирование связной речи. | |
Формирование грамматического строя речи. | Закрепление графомоторных навыков. | |
Совершенствование связной речи. | Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. | |
Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты. | ||
Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения. |
Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.
Воспитатели должны знать:
1.основные направления коррекционной программы;
2. возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
3. особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
- организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
- побуждать внимательно слушать других детей;
- формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
- организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
- проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.
Воспитатели логопедической группы не должны:
- торопить ребенка с ответом;
- перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
- заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
- давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения
Цель: | Цель: |
Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует | Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах |
Подготовительный этап | |
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали | Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке» |
Этап появления звука | |
Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания |
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи) | |
Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь) | Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом |
Поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексической теме
Этапы | Содержание работы | Исполнитель |
1. | Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование), непосредственно связанная с изучаемой темой | Воспитатель, логопед Воспитатель |
2. | Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение двух однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.). Целенаправленная работа над предложением | Воспитатель Логопед, Воспитатель под руководством логопеда |
3. | Продолжение работы над предложением Отработка различных моделей словоизменения Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по изучаемой теме | Логопед, воспитатель Воспитатель |
4. | Пересказ тексов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта; описание предметов и др. Драматизация сказок (рассказов) – «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др. | Логопед, воспитатель Воспитатель, логопед |
Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме
Логопед | Воспитатель |
|
|
Основные направления коррекционной работы воспитателя
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3 раза.
- Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3 раза в день.
- Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
- Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;
- повторение лексико-грамматических упражнений;
- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Фронтальные занятия (в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.) Однако, необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.
Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений (н-р, как ОНР, ФФН с дизартрическим компонентом, возможно только при комплексном подходе.
Причем работа должна быть не формальной, а вдумчивой, серьезной, кропотливой, систематической. Некоторые качества дошкольника воспитатель может оценить в ходе наблюдения за детьми в режимные моменты, в совместной игре, в трудовой и бытовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.
Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...
Тема "Профессия пожарного": Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР; Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с ОНР.
Пояснительная записка.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.ИСТОЧНИКОригинальность заключ...
План взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей, посещающих логопедическую группу
План взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей, посещающих логопедическую группу на 2013 – 2014 учебный год...
Конспект открытого интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Посуда».
Предлагается конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда". Материал адресован логопедам, психологам, воспитателям....
Планирование работы учителя-логопеда с родителями в подготовительной логопедической группе
Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная д...
Проект взаимодействия учителя-логопеда с родителями на тему: «Логопедические тропинки"
laquo;Логопедические тропинки» Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Расскажи &ndash...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе логопедических занятий
Цель статьи заключается в рассмотрении некоторых аспектов коммуникации учителя-логопеда с родителями....
- Мне нравится (1)