Проект взаимодействия учителя-логопеда с родителями на тему: «Логопедические тропинки"
проект по логопедии на тему
«Логопедические тропинки»
Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Восточная мудрость)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logopedicheskie_tropinki.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Представлен на педсовет
МДОУ «ДС №16»
март 2017 года
Проект взаимодействия учителя-логопеда с родителями на тему: «Логопедические тропинки»
Учитель-логопед МДОУ «ДС №16»
Борздова А.В.
«Логопедические тропинки»
Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Восточная мудрость)
Актуальность проекта.
В современных условиях все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.
По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
1. Логопедическая тропинка «Послушный ветерок»
Задачи:
• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Сентябрь- октябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
• Занятие с детьми на тему «Здоровейка»
• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики
Работа с семьей
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»
Работа с педагогами
• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
2. Логопедическая тропинка «Сказка о Веселом Язычке»
Задачи:
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Октябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки
• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке
Работа с семьей
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»
• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
Работа с педагогами
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
• Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений»
3. Логопедическая тропинка «Трудные звуки»
Задачи:
• Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»
Работа с семьей
• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
Работа с педагогами
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
4.. Логопедическая тропинка «Все по порядку»
Задачи:
• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
• Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
• Формирование у дошкольников умения оперировать понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
• Углубление знаний детей об окружающей среде;
• Улучшение коммуникативных навыков детей
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;
• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов;
Работа с семьей
• Лекторий для родителей «А речь, словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей)
Работа с педагогами
• Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника».
• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку»
5. Логопедическая тропинка«Учись слышать звуки»
Задачи:
• Развитие Фонематического слуха
• Развитие у детей интереса к родному языку
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
• Развивать слух через дидактическую игру
• Использование моделей
Работа с семьей
• Лекторий для родителей «Формирование фонематического слуха дошкольника»
Работа с педагогами
• Организация специальных игр и упражнений по развитию фонематического слуха удетей;
• Пополнение совместно с детьми копилки «Развиваем слух»
• Практическое использование этого пособия.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.
Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта....
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...
проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...
Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами, родителями, детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Договориться можно всегда, если обе стороны получают равные преимущества. Грэм Грин...