Тема "Профессия пожарного": Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР; Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Пояснительная записка.
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
- ИСТОЧНИК
- Оригинальность заключается в том, что детям не сообщается, чем они будут заниматься, что делать, а предлагается самостоятельно определить содержание предстоящей деятельности. Не просто учиться, а думать, самостоятельно добывая знания.
В основу коррекционно-образовательной деятельности положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.
В предлагаемом мероприятии с детьми реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционно-образовательная деятельность ориентирована на психическую защищённость детей, их комфорт и потребность в эмоциональном общении с учителем-логопедом. Включены задания на формирование психофизической сферы детей. Это игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Все задания объединены одной лексической темой.
Такое построение коррекционно-образовательной деятельности позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего времени, а разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания лучшей результативности в усвоении знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ С ОНР
старшей логопедической группы
Тема: «Профессия пожарного».
Цель: Знакомство детей с профессией «пожарного», расширение и активизация словаря; уточнение знаний о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
1. Формировать умение:
- логично, связно, последовательно высказываться.
2. Закрепить умения:
- подбирать к предмету возможно большее количество определений;
- отвечать полным ответом.
II. Коррекционно-развивающие:
Развивать:
- наблюдательность, творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображённых на картине;
- фонематический слух;
- зрительное, слуховое восприятие, речевое дыхание;
- психические процессы: внимание, воображение, мышление;
- мелкую, общую моторику;
- речевую активность, интонационную выразительность.
III. Коррекционно-воспитательные:
Формировать:
- навык сотрудничества, положительную установку на участие в занятии;
- самостоятельность в работе, дисциплинированность;
- нравственные качества, как сочувствие, готовность придти на помощь, чувство коллективизма.
Оборудование:
- волшебная палочка;
- игрушечный телефон;
- картинки (пожарный, костёр, человек, ботинки, колокол);
- пламя огня;
- мячи на каждого ребёнка;
- рукавички;
- сюжетная картина (Р.Б.Стеркина «Пожар»);
- арбузные семена.
Словарная работа:
Пожарный рукав, ствол, струя.
Предварительная работа:
- Чтение произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
- Чтение и пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».
- Знакомство с пожарным щитом и размещёнными на нём средствами пожаротушения.
- Экскурсия в пожарную часть.
- Беседа: - почему телефон пожарной охраны «01»?
- для чего служит одежда пожарного?
- зачем пожарному широкий пояс?
- зачем пожарному топор?
- какой враг у пожарного, кроме огня, и как с ним бороться?
- в чём пожарные перевозят воду?
- можно ли добиться, чтобы совсем не было пожаров?
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».
Ход:
Орг. момент:
- Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения (на 3 раза дети делают вдох и выдох на 3 раза).
I. О какой профессии мы сегодня с вами будем говорить, узнаете, если отгадаете загадку:
С огнём бороться мы должны -
С водою мы напарники
С нами будут не страшны
Газы вам угарные.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? - ... (Пожарные)
- Кто такие пожарные?
- Передовая волшебную палочку, скажите пожарный какой? Дети называют: сильный, смелый, находчивый, отважный, быстрый, подготовленный, решительный и т. д.
- Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара? («01»)
Сядет на стульчик тот, кто по телефону наберёт номер «01» назвав своё Ф.И.О. и домашний адрес.
II. Загадка: Шипит и злится, С языком, а не лает,
Воды боится. Без зубов, а кусает. (Огонь)
(Работа над значением слов в загадке)
III. Игра: «Доскажи словечко»
Упал на пол уголёк.
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой)
- Раскалился если вдруг
Электрический утюг
Что должны вы делать детки?
Вынуть вилку из... (розетки)
- Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что должны вы предпринять?
Сразу спички... (отобрать)
- Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить,
О пожаре... (сообщить)
- Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с... (огнём)
- Если хочешь ту гулять,
Вскачь не надо убегать,
Закрывая в доме дверь,
Всё ли выключил... (проверь)
- Какой звук получается, когда пожарный тушит пламя? (ШШШШ)
- Произнесём (громко, быстро, тихо, медленно)
IV. Работа над многозначностью слова «язык» (у огня, у человека, у обуви, у колокола)
IV. На доске изображено пламя огня.
Ой, ребята посмотрите, у нас пылает костёр. Может начаться пожар. Давайте его потушим. Назовите правила, которые вы должны соблюдать, чтобы не было беды.
- Не брать в руки спички и не играть с огнём.
- Не разводить костры в подвалах и на чердаках.
- Не пользоваться самостоятельно электроприборами.
- Ничего не вставлять в электророзетки.
- Не пользоваться самостоятельно газовой плитой.
V. Динамическая пауза: Мы с вами тоже должны быть подготовленными.
- «Профессии». Учитель-логопед читает четверостишие, а дети сопровождают каждое слово ударом мяча об пол (исключая союзы и предлоги).
Профессии все важны,
Профессии все нужны,
Надо только браться за дело
Очень старательно и смело.
- «Рукавички». Упражнение для глаз.
Логопед надевает рукавички и разводит руки в стороны. Попеременно закрывает красные кружочки на рукавичках, а дети не поворачивая головы, глазками смотрят на кружочки, то на правой, то на левой руке.
VI. Составление рассказа (с элементами творчества) по сюжетной картине.
Вопросы: - Когда произошла эта история?
- Где случился пожар?
- Кто вызвал пожарных?
- Какая приехала машина?
- Что произошло дальше?
Учитель-логопед просит детей приготовиться к составлению рассказа, исполнять который надо выразительно, громко, чётко, без остановок. Он также напоминает, что следует внимательно слушать своих товарищей и постараться в свою историю внести что-то новое. (5-6 детей составляют рассказы, каждому из которых даётся краткая установочная оценка).
VII. Выкладывание из семян номера пожарной охраны «01»
VIII. Итог:
- Как много вы сегодня вместе сделали. Занятие получилось интересное.
- Вы дружные, много знаете, умеете. Давайте вместе скажем: «МОЛОДЦЫ!».
IV. Домашнее задание.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «Детство-Пресс», 2005г.
- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2004г.
- Государственный стандарт дошкольного образования.
- Монахова Т.В. Преемственность в речевой работе детского сада и семьи. //Логопед, 2006г. №5.
- Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности. //Дошкольное воспитание,2006г. №5
- Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. - М.: «Просвещение», 2000г.
- Суслова Т.Н. Сотрудничество логопеда и родителей при коррекции речевого развития детей // Поиск, 2003г. №2.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005г.
Предварительный просмотр:
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР.
Цель:
Повышение уровня знаний, умений родителей и активизация их внимания к тем коррекционно-педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, делая воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи:
- Улучшить коррекционно-педагогическую работу с детьми;
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, побудив интерес и желание заниматься со своими детьми;
- Закрепить с детьми знания, полученные на занятиях о профессии пожарного, развить наблюдательность, дисциплинированность.
Принципы:
- закрепление сотрудничества между родителями и детским садом;
- разъяснение ответственности родителей за воспитание детей;
- воспитание чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Условия:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- индивидуально - дифференцированный подход;
- доброжелательность.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.
Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности должно проводиться и в семье. Только систематическая планомерная работа педагогов в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.
Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребёнка позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит ведущая роль в воспитании своего ребёнка. При этом педагогам и родителям необходимо понимание того, что физическое, умственное, эмоциональное, и социальное развитие детей дошкольного возраста происходит быстрыми темпами. А совместная работа родителей и педагогов будет иметь положительное влияние, если она будет носить партнёрский характер. Устанавливая партнёрское сотрудничество с родителями, надо стремиться к обеспечению индивидуального подхода к каждому ребёнку, чтобы ни один из них не оказался исключённым из этого процесса.
Идея объединение педагогов Белоярского детского сада «Буратино», родителей, детей на сотрудничество была выражена в девизе: «Не жалейте затраченного времени! Оно многократно окупится!»
А основной формой сотрудничества стали «Домашние задания», при выполнении которых помощь родителей педагогам чрезвычайно ценна. Во-первых, именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе «живого», непосредственного общения в быту с малышом.
Cсодержание домашних заданий отражает коррекционные задачи:
- выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности;
- развивать лексический запас и грамматический строй речи;
- развивать связную речь.
Еженедельная работа с родителями начинается с групповых консультации, как лучше организовать выполнение «домашних заданий» с детьми. Каждому родителю предлагается «Памятка по организации выполнения домашнего задания», в зависимости от этапа работы, которую он может поместить в удобном для себя месте и регулярно пользоваться ею.
Памятка родителям.
1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
2. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
5. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий.
Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
6. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.
Все «домашние задания» объединены общей лексической темой и задачами, а содержание определяется целью.
При выполнении «домашних заданий» решаются не только коррекционные и образовательные задачи, но и проблемы нравственного воспитания ребёнка, а совместное творчество радует и детей и всех членов семьи. Взрослые начинают интересоваться успехами
своих малышей, помогают логопеду формировать правильную и красивую речь.
Родители отмечают, что у детей не ослабевает интерес к выполнению «домашних заданий» в течение всего периода обучения. Они становятся более самостоятельными, организованными, а время выполнения заданий детьми дома постепенно сокращается.
В группе сами ребята с удовольствием организуют выставку домашних рисунков, а за рассказанное стихотворение каждый получает лепесток ромашки, цветок которого «распускается» на его шкафчике для одежды. Благодаря такому тесному сотрудничеству логопеда и родителей удаётся добиться самого главного – хороших результатов в развитии речи и психических процессов у детей с речевой патологией разной степени тяжести.
Итогом работы являются результаты проводимой диагностики, которые показывают эффективность сотрудничества логопеда и родителей по коррекции речевого развития детей с речевой патологией разной степени тяжести и подготовки их к школе.
Ведь положительный результат коррекционной работы во многом зависит от того, какие условия для общего и речевого развития детей созданы в семье. Что целенаправленные и систематические мероприятия по своевременной коррекции речи необходимы как в ДОУ, так и дома, и именно совместная деятельность родителей и специалистов является наиболее эффективной.
(образец «домашнего задания»).
Тема: "Профессия пожарного».
- Выучите стихотворение:
Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело,
Чтоб не всё сгорело! (Л.Зильберг)
- Побеседуйте с ребёнком:
- Кто такие пожарные?
- Для чего служит одежда пожарного?
- Зачем пожарному широкий пояс?
- Зачем пожарному каска, топор, противогаз, рация, пила для резки металла?
- Какого цвета пожарная машина? Почему?
- Какой номер телефона нужно набрать в случае пожара?
- В квартире много дыма. Как необходимо вести себя?
- Какие огнеопасные предметы вы знаете?
- Какие предметы нужны для тушения пожара?
- Объясните значение пословицы:
Спичка - невеличка, а огонь от неё великан.
- Пожарный, какой? (сильный, смелый, находчивый, отважный, быстрый, подготовленный, решительный и т. д.)
- Рассмотрите одежду пожарного. Она нужна для защиты от воды, высокой температуры и травматических повреждений при тушении пожаров. Это куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень.
- Наклейте в тетрадь (нарисуйте) пожарную машину и составьте описательный рассказ по образцу:
- Это специальная машина называется пожарная.
- Она большая, красная быстрая.
- У неё есть кабина, двери, колёса, лестница, шланги, сирена.
- Она нужна, чтобы тушить пожар.
- На альбомных листах:
Попросите ребёнка нарисовать ситуацию, в которой действуют пожарные. По окончании работы поинтересуйтесь, почему малыш изобразил на своём рисунке те или иные объекты. Пусть он расскажет, что хотел нарисовать и по какой причине, по его мнению, произошёл изображённый ими пожар.
- Научите ребёнка набирать по телефону «01», чётко называя Ф.И.О. и домашний адрес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка учителя-логопеда «Лес. Грибы и ягоды» (подготовительная логопедическая группа)
Данная разработка содержит комплект материалов необходимых для организации коррекционно-образовательного процесса по лексической теме "Лес. Грибы и ягоды"....
Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе
Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе...
Интегрированное занятие учителя – логопеда + интруктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе. по обучению грамоте "Звуки "ЛЬ"- "Й". Йоги.
Материал НОД способствует закреплению слухо- произносительной дифференциации звуков «ЛЬ» - «й» через организацию различных видов деятельности, повышает мотивацию к заняти...
Презентация к интегрированному занятию по обучению грамоте учителя- логопеда + инструктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе на тему: «Звуки ЛЬ- Й». «Йоги»
Материал расширяет кругозор детей, содержит интерактивные задания, способствующие активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания....
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов) «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»
Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов)«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»...
«Домашнее задание» одна из форм сотрудничества логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР».
Положительный результат коррекционной работы во многом зависит от того, какие условия созданы в семье для общего и речевого развития детей. Именно совместное сотрудничество логопеда и род...
Организационные формы сотрудничества учителя – логопеда ДОУ и родителей
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы учителя - логопеда и родителей. Они должны стать не только участниками образовател...