Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа) | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ОСЕНЬ»
(старшая группа)
1. Словарь и словообразование
1. Предметней словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.
2. Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.
3. Словарь признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветным.
4. Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.
5. Антонимы:
- холодный — теплый;
- ранний — поздний;
- пасмурно — солнечно
6. Словообразование:
1) прилагательных от наречий:
- поздно — поздний;
- хмуро — хмурое;
- пасмурно – пасмурный;
- дождливо – дождливый;
- холодно – холодный;
- рано – ранний;
- ярко – яркий;
- солнечно – солнечный;
- ветрено – ветреный;
2) глаголов от прилагательных:
- красный— краснеть;
- желтый – желтеть;
- рыжий – рыжеть;
- белый – белеть;
3) прилагательных от существительных;
- холод – холодный;
- клен – кленовый;
- осень – осенний;
- урожай – урожайный;
- дождь – дождливый;
- ягоды – ягодный;
- грибы – грибной;
- листва – лиственный;
- школа – школьная;
- лес – лесной;
4) прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный);
5) существительных от существительных:
- гриб — грибник;
- ягоды — ягодник;
- лес – лесник;
- дождь – дождевик;
- школа – школьник;
6) сложных слов (листопад).
7. Подбой родственных слов: гриб, ягода, лист, лес.
8. Многозначность: лист, ножка, шляпка.
2. Грамматический строй
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний.
2. Образование множественного числа существительных:
- лист – листья;
- гриб — грибы;
- дождь – дожди;
- школа – школы;
- ягода – ягоды;
- листопад листопады;
- урожай – урожаи;
- ящик – ящики;
- мешок – мешки;
- корзина – корзины;
- ведро – вёдра;
- лукошко – лукошки;
- стая – стаи;
- берлога – берлоги;
- еж – ежи;
- белка – белки;
- медведь – медведи;
- заяц – зайцы;
- плащ – плащи;
- куртка – куртки;
- сапог – сапоги;
- портфель – портфели;
- грибник – грибники;
- зонт – зонты;
- лист – листья;
- лес – леса;
3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.
- один гриб – мой гриб – много грибов;
- одно лукошко – мое лукошко – много лукошек;
- одна ягода – моя ягода – много ягод;
- один дождь – мой дождь – много дождей;
- одна берлога – моя берлога – много берлог;
- одно ведро – моё ведро – много вёдер;
- одна стоя – моя стая – много стай;
4. Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
— Пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами).
— Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами...).
— Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры...). — Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку...).
— С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с березы, с осины...).
3. Развитие психических функций
1. Загадки о предметах по теме.
2.Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3. Ассоциативная цепочка к слову «осень» (лист, лужа, гриб, корзина...).
4. Найди такой же листок, грибок... (сравнить картинки).
5. Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени).
6. С какого дерева листок? (подобрать лист к дереву):
7. Определи предмет по части.
8. Узнай предмет по контуру.
9. Проблемные вопросы:
— Как сохранить воспоминания об осени?
— Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не поменяют цвет шубки?
— Что хорошего, что плохого для человека в таких явлениях, как дождь, ветер?
— Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник?
10. Объясни значение выражений:
— Сесть в лужу.
— После дождичка в четверг.
— Дрожит, как осиновый лист.
4. Связная речь
1. Экскурсия в лес.
2. В лес с корзинкой.
3. Осень в городе.
4. Докажи, что на картинке осень.
5. Как звери готовятся к зиме?
6. Труд взрослых осенью.
7. Игры детей осенью.
8. Рассказы по темам:
— Признаки осени.
— Ранняя осень.
— Золотая осень.
— Поздняя осень.
— Если бы я был листиком...
— Сказка о путешествии листочка.
5. Развитие графических навыков
Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру.
Стихи
ДУБ Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный. И. Токмакова | ОСИНКА Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки — Надо согреться Бедной осинке. И. Токмакова |
ОСЕНЬ Что ни день — то резче ветер Рвет в лесу листву с ветвей... Что ни день — то раньше вечер, А светает все поздней. Медлит солнышко, как будто Подниматься силы нет... Потому и всходит утро над землей Почти в обед. И. Мазнин | ЖУРАВЛИКИ-ЖУРАВЛИ Жулавлики-журавли Оторвались от земли, Крылья к небу вскинули, Милый край покинули. Закурлыкали вдали Журавлики-журавли. М. Шпак |
ОСЕНЬ Если встанешь на заре — Крыши в сером серебре... Длинно тень ложится, Долго лист кружится. Если встанешь поутру — Галки стынут на ветру... Вьются над парами Вслед за тракторами Разгуляется денек, В полдень сядешь на пенек, Смотришь: на припеке Прыгают сороки. А в обед совсем теплынь Пахнет горькая полынь, Тянет медом, мятой И травой помятой. Только этому не верь, — Осень все-таки теперь: Солнышко бледнее, Небо холоднее. Если встанешь ввечеру — Галки стынут на ветру, Длинно тень ложится, Долго лист кружится. Е. Благинина | ОЗОРНИКИ Закружился надо мной Дождь из листьев озорной. До чего же он хорош! Где такой еще найдешь — Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала, Мы плясали, как друзья, — Дождь из листиков и я. Л. Разводова |
*** Ах, осень, осень, Кем ты послана? Пришла... Не сгинула в пути, Ну, что стоишь, Желтоволосая? Располагайся. Проходи. Горбовский |
Загадки
Растут — зеленеют, Упадут — пожелтеют, Полежат — почернеют. (Листья) | Дни стали короче Длинней стали ночи. Урожай собирают. Когда это бывает? (Осенью) | Шел долговяз, В сыру землю увяз. (Дождь) |
Золотые, тихие Рощи и сады, Нивы урожайные, Спелые плоды. И не видно радуги, — И не слышен гром. Спать ложится солнышко Раньше с каждым днем. (Осенью) | Кто там топает по крыше? — Топ-топ-топ. Чьи шаги всю ночь я слышу? — Топ-топ-топ. Я теперь усну едва ли — Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? — Топ-топ-топ. (Дождь) |
Пальчиковая гимнастика
«ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Удары по столу пальчиками обеих рук.
Левая начинает с мизинца, правая — с большого пальца.)
Вышел дождик погулять.
(Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)
Дождь вздохнул тихонько:
(Часто и ритмично бьют в ладоши.)
- Ох!
(Один хлопок.)
И ушел. Газон засох.
(Ритмичные хлопки по столу.)
Игры и упражнения «ЛИСТЬЯ»
Координация речи с движением
Листья осенние тихо кружатся,
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
(Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят.
(Поднимаются, кружатся.)
Источники:
- Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Издательство Гном и Д», 2005. — 56 с.
- Нищева Н.В, Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.- 528 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы для повторения лексической темы "Осень". Старшая группа с ОНР.
Материал для повторения лексико- грамматических категорий по теме "Осень" в старшей группе для детей с ОНР...
Собственная методическая разработка по лексической теме:"Осень"(старшая группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе "Осень"Цель:. Уточнить и расширить представления об осени и ее приметахЗадачи:1. Коррекционно-образовательные·...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)...