Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi._frukty_starshaya_gruppa.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ОВОЩИ. ФРУКТЫ»
(старшая группа)
1. Словарь и словообразование
1. Предметный словарь: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка; фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.
2. Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть; расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.
3. Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.
4. Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно; вкусно, кисло, сладко, много, мало.
5. Антонимы: крупный - мелкий, рано - поздно, кислый - сладкий, гладкий
- шершавый, сажать – собирать; крупный - мелкий, большой - маленький, зрелый - зеленый, сладкий - кислый, гладкий - шероховатый.
6. Словообразование:
1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать...);
2) относительных прилагательных:
- пюре из картофеля - картофельное;
- суп из овощей – овощной;
- салат из капусты – капустный;
- сок из фруктов – фруктовый;
- компот из груши – грушевый;
- сок из яблок – яблочный;
- икра из кабачков – кабачковая;
- салат из огурцов – огуречный;
- салат из моркови – морковный;
- салат из свеклы – свекольный;
3) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (горошек, огурчик...):
- горох – горошек;
- огурец – огурчик;
- абрикос – абрикосик;
- яблоко – яблочко;
- морковь – морковочка;
- капуста - капусточка;
- лук – лучок;
- чеснок – чесночок;
- перец – перчик;
- картошка – картошечка;
4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка);
5) приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать);
6) сложных слов (садовод).
7. Подбор родственных слов: овощи, огород; яблоко, сад.
8. Многозначность: салат, лук; косточка, кисть.
2. Грамматический строй
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование прилагательных с существительными: лук – горький; яблоко – ароматное.
2. Образование множественного числа существительных.
- кабачок – кабачки;
- яблоко – яблоки;
- баклажан – баклажаны;
- помидор – помидоры;
- огурец – огурцы;
- яблоко – яблоки;
- груша – груши;
- свекла – свёклы;
- абрикос – абрикосы;
- слива – сливы;
- фрукт – фрукты;
- овощ – овощи;
3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. Один гранат, мое яблоко, много груш.
4. Предложно-падежное управление.
(Родительный, Творительный, Предложный падежи.)
— Мешок чего?
— Из чего сделан салат? (предлог «из»).
— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)
— Куда сложим урожай? (предлог «в»)
— «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши...
— Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).
— Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем...).
— У меня есть, у меня нет...» (работа с картинками).
— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками...).
3. Развитие психических функций
1. Загадки.
2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3. Классификация: зеленые овощи, красные, круглые, треугольные; крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие - маленькие.
4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
— Узнай изображения по контуру.
— Что похоже на мышку? На мячик?
— Чудесный мешочек.
— Узнай на вкус.
— Что изменилось?
— Раскрась овощи.
— Узнай изображения по трафарету.
— Что внутри? (Косточки, семечки).
— Чудесный мешочек.
— Узнай на вкус.
—Чего не стало?
— Раскрась фрукты.
5. Проблемные вопросы:
— Как надолго сохранить овощи?
— Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?
— Как надолго сохранить фрукты?
— Почему так называют: садовод, сухофрукты?
6. 4-й лишний:
— овощи-фрукты;
— зеленые овощи - красные;
— овальные овощи - треугольные;
— едят сырыми – готовят;
— фрукты - овощи;
— фрукты - продукты;
— сладкие фрукты - кислые фрукты;
— тропические фрукты - фрукты нашей страны.
7. Объясни значение выражений:
— всякому овощу свое время.
4. Связная речь
1. Загадки-описания, сравнительно - описательные рассказы.
2. Описательные рассказы.
3. Рассказы по темам:
— Что можно приготовить из овощей?
— Путь картошки от посадки до кастрюли.
— Сказка о любимом овоще.
— Если бы я был помидором...
— Кто и как ухаживает за садом?
— Птицы - друзья сада.
— Путь яблочного семечка до яблока.
— Рассказ о приготовлении варенья из яблок.
— Чем полезны фрукты?
— Сказка о любимом фрукте.
— Если бы я был яблоком...
5. Развитие графических навыков
Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам и т.д.
6. Артикуляционный и дыхательный аппарат
«Стручок фасоли»
(упражнение для развития артикуляционной моторики).
Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»).
«Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперёд (на счёт «три»):
- без нажима языком на нижнюю челюсть;
- с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперёд.
«Пришли дети в огород»
(упражнение для губ и щёк)
«Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву». (Широко открыть рот, удерживать под счёт до «пяти-шести».)
«Толстячки – худышки»
(упражнения для губ и щёк)
Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки» (надуваем щёки).
Лук, чеснок, стручок гороха и другие – «худышки» (втягиваем щёки).
«Лопата»
(упражнение для закрепления мышц языка)
Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты.
(Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.)
Копаем картошку.
(Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.)
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.
(Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.)
Ровная дорожка (или грядка) в огороде.
(Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.)
Стихи
ОГОРОД Что за чудо-огород: Огурцы, бобы, горох! За бобами, огурцами Мы ухаживали сами. Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки Мы пололи огород, Поливали огород. Нам сказали, что гороху По земле стелиться плохо. Мы воткнули прутики — Пусть он вверх закрутится! В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. Лето все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь. А теперь ей тесно, белой, Говорит - ПОСТОРОНИСЬ! На высоких теплых грядках Огурцы играют в прятки: — Нас теперь никто не тронет — Мы укрылись неспроста Под шершавою ладонью Огуречного листа! Есть теперь у нас сноровка, Как выращивать морковку, Как гороху помогать Вверх по прутикам влезать. Мы на следующий год Вновь посадим огород. Е. Стюарт | КАРТОШКА Посадили мы картошку: Мама — в поле, Я — в саду. Мама — много, Я — немножко. Я — всего одну гряду. Чтоб моя росла скорей, Я весь день Тружусь над ней. Я минуты Неподвижно У картошки не сижу. То подальше, То поближе Я ее пересажу. — Будет чудо-огород, — Говорит сосед Сережка, — Если вырастет картошка, Несмотря на твой уход. Э. Островская |
КАПУСТА — Обвязала голову, Ты не больна, капуста? Тебе и летом холодно? Закуталась, капуста? — От солнца я ношу чалму. Жара мне вовсе ни к чему. К. Тангрыкулиев | ОГУРЕЦ Погляди на огурец, Огурец — такой хитрец! Ловко одевается, Под листьями скрывается. Разгребу рукой листву, С грядки огурец сорву. Пополам разломлю, Густо-густо посолю. Сам я огурцы ращу, Приходите — угощу! К. Тангрыкулиев |
ЯБЛОНЬКА Расцветает яблонька В молодом саду. Я от этой яблоньки Глаз не отведу! Солнышко пригреет, Дунут ветерки, Опадут, осыплются Наземь лепестки. Станет наша яблонька Проще и бедней, А зато завяжутся Яблочки на ней. И подарит яблонька Людям за труды Крупные, румяные, Сладкие плоды. Е. Благинина | ВОТ БЫ... А вот бы Не в Африке, Вот бы — У нас Не лук бы, Не редька, А рос — Ананас! ... Никто б Не поверил, Ни Гришка, Ни Мишка. Сказали бы: Это Кедровая шишка! Г. Горбовский |
ЦАРЬ-ЯБЛОКО Оно настолько велико, Что и вдвоем не съесть его, А красоту его и вкус Описывать я не берусь... Коры березовой светлей, Нет даже пятнышка на нем! Как солнышко среди ветвей, Горит оно в саду твоем! Л. Татъянтева | ШУТКА Мальчик к доктору идет: — У меня болит живот. — Что ты ел? — Я персик ел, Он зеленый, недозрел. Доктор капли дал для глаз: — В день пускай по десять раз. Может, лучше разберешь, Что ты в рот себе кладешь. В. Волина |
ЯБЛОНЬКА В саду фруктовом яблоня Посажена была. Она цветами белыми Весною расцвела. Следил наш старый дедушка, Известный садовод, Чтоб наливала яблоня Румяный сладкий плод. И всем на восхищение Был урожай богат, И яблоками новыми Гордился этот сад. Их с веток сняли осенью, Из сада унесли И в дальний путь на поезде Однажды повезли. И крепко спали яблоки, Укрывшись темнотой, Примяв опилки в ящике Румяною щекой... Они проснулись в городе, На елке у ребят — Среди подарков яблоки Умытые лежат. Все розовые, спелые, На солнце загорелые, А тронешь на зубок — И брызнет сладкий сок! Е. Стюарт |
ЯБЛОКИ ДЛЯ ВСЕХ — Прекрасный сад, — Все говорят, — Побольше бы таких. Нет ни калиток, Ни оград, Ни псов сторожевых. Здесь каждый входит без помех: И он. И ты. И я. Здесь зреют яблоки для всех, Да, да, для всех, друзья! Они от летнего тепла Крупнеют с каждым днем. Когда нальются доспела, Мы с веток их сорвем. Горнист ребят всех позовет, Всем хватит места здесь. Пусть каждый яблоко берет И на здоровье ест! Л. Татьяничева | *** ...яблоко! Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно, золотисто, Будто медом налилось, Видны семечки насквозь. А. Пушкин |
Загадки
Я важный и сочный. У меня красные щечки. (Помидор) | За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь — гладкая, На вкус — как сахар сладкая. (Морковь) | Желтый, а внутри он бел, Даст пучок зеленых стрел. Лишь порежь его — тотчас Слезы выступят из глаз. (Лук) | |
Бела, рассыпчата, вкусна И на столе всегда она. (Картошка) | |||
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» | |||
Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней... (помидора). | Наш огород в образцовом порядке: Как на параде, построились грядки. Словно живая ограда, вокруг — Пики зеленые выставил... (лук). В. Викторов | ||
«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ» | |||
Родилась она зеленой На цветущей белой кроне. А потом росла, краснела. Как созрела — посинела. (Слива) И. Котляров | Колобок висит все лето Среди зеленых веток. Ударит гулко оземь, Когда наступит осень. (Яблоко) Л. Яхнин |
Хороводная игра «ЯБЛОНЯ»
Координация речи с движением,
работа над общими речевыми навыками
(вопросительной интонацией), развитие мелкой моторики
— Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
(Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок — «яблонька».)
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
(Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок – «яблонька» отрицательно качает головой.)
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
(Разводят руками, пожимают плечами.)
— Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали...
(Дети загибают по одному пальцу на правой руке.)
Дети оборвали!
(Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает».)
Югославская песенка
Игры и упражнения
Пальчиковая гимнастика
«ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА»
Координация речи с движением
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
(«Шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, Капусту, Морковку,
Горох, Петрушку и свеклу.
(Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.)
Ох!.. (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
(Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Картошка? Капуста? Горох? Морковка?
Петрушка иль свекла?
(Загибают пальчики на обеих руках.)
Ох! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(Стучат ребром каждой ладони по столу.)
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу.
(Загибают пальчики.)
Ох! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(Ладони складывают крест-накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла.
(Загибают пальчики.)
Ох! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох!
(Показывают, как едят суп.)
Ю. Тувим
Упражнение
«НАША ГРЯДКА»
Развитие слухового внимания,
элементарных математических представлений
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад.
Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
В. Волина
«ЯБЛОКИ»
Развитие слухового внимания,
элементарных математических представлений
Три яблока.
Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать —
А сколько же останется?
В. Волина
«ЕЖИК И ЯБЛОКИ»
Развитие слухового внимания,
элементарных математических представлений
Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!
В. Волина
Источники:
- Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Издательство Гном и Д», 2005. — 56 с.
- Нищева Н.В, Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETC "Г НО ПРЕСС, 2004.- 528 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку по теме "Овощи" с детьми старшей группы "Светлячки" "Гостинцы Акбая и Мияу"
Тема: Гостинцы Акбая и МияуОсновная предметная область: Развитие речи (татарский язык)Интеграция областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Поз...
Конспект занятия по лексической теме «Овощи» в старшей разновозрастной группе «Знакомство с овощами»
Цель: работа над речевым материалом по теме «Овощи»Задачи:обогащение словаря по теме;обучение составлению рассказа-описания по картинке;развитие зрительного и слухового внимания;развитие памяти и логи...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)...
- Мне нравится (1)