Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_podgotovitelnaya_k_shkole_gruppa.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.
ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ».
(подготовительная к школе группа)
1. Словарь и словообразование
1. Предметней словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.
2. Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.
3. Словарь признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветным.
4. Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.
5. Антонимы:
- холодный — теплый;
- ранний — поздний;
- пасмурно — солнечно;
6. Словообразование:
1) прилагательных от наречий:
- поздно — поздний;
- хмуро — хмурое;
- пасмурно – пасмурный;
- дождливо – дождливый;
- холодно – холодный;
- рано – ранний;
- ярко – яркий;
- солнечно – солнечный;
- ветрено – ветреный;
2) глаголов от прилагательных:
- красный – краснеть;
- желтый – желтеть;
- рыжий – рыжеть;
- белый – белеть;
3) прилагательных от существительных;
- холод – холодный;
- клен – кленовый;
- осень – осенний;
- урожай – урожайный;
- дождь – дождливый;
- ягоды – ягодный;
- грибы – грибной;
- листва – лиственный;
- школа – школьная;
- лес – лесной;
4) прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный);
5) существительных от существительных:
- гриб — грибник;
- ягоды — ягодник;
- лес – лесник;
- дождь – дождевик;
- школа – школьник;
6) сложных слов (листопад).
7. Подбой родственных слов: гриб, ягода, лист, лес.
8. Многозначность: лист, ножка, шляпка.
2. Грамматический строй
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний.
2. Образование множественного числа существительных:
- лист – листья;
- гриб — грибы;
- дождь – дожди;
- школа – школы;
- ягода – ягоды;
- листопад листопады;
- урожай – урожаи;
- ящик – ящики;
- мешок – мешки;
- корзина – корзины;
- ведро – вёдра;
- лукошко – лукошки;
- стая – стаи;
- берлога – берлоги;
- еж – ежи;
- белка – белки;
- медведь – медведи;
- заяц – зайцы;
- плащ – плащи;
- куртка – куртки;
- сапог – сапоги;
- портфель – портфели;
- грибник – грибники;
- зонт – зонты;
- лист – листья;
- лес – леса;
3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.
- один гриб – мой гриб – много грибов;
- одно лукошко – мое лукошко – много лукошек;
- одна ягода – моя ягода – много ягод;
- один дождь – мой дождь – много дождей;
- одна берлога – моя берлога – много берлог;
- одно ведро – моё ведро – много вёдер;
- одна стоя – моя стая – много стай;
4. Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)
— Пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами).
— Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами...).
— Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры...). — Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку...).
— С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с березы, с осины...).
3. Развитие психических функций
1. Загадки о предметах по теме.
2.Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3. Ассоциативная цепочка к слову «осень» (лист, лужа, гриб, корзина...).
4. Найди такой же листок, грибок... (сравнить картинки).
5. Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени).
6. С какого дерева листок? (подобрать лист к дереву):
7. Определи предмет по части.
8. Узнай предмет по контуру.
9. Проблемные вопросы:
— Как сохранить воспоминания об осени?
— Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не поменяют цвет шубки?
— Что хорошего, что плохого для человека в таких явлениях, как дождь, ветер?
— Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник?
10. Объясни значение выражений:
— Сесть в лужу.
— После дождичка в четверг.
— Дрожит, как осиновый лист.
4. Связная речь
1. Экскурсия в лес.
2. В лес с корзинкой.
3. Осень в городе.
4. Докажи, что на картинке осень.
5. Как звери готовятся к зиме?
6. Труд взрослых осенью.
7. Игры детей осенью.
8. Рассказы по темам:
— Признаки осени.
— Ранняя осень.
— Золотая осень.
— Поздняя осень.
— Если бы я был листиком...
— Сказка о путешествии листочка.
5. Развитие графических навыков
Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру.
Стихи
*** Старый тополь у крылечка, Дыма светлое колечко. Светит золотом простор. Что ни двор — монетный двор. И, расправив крылья-весла, Над просторами земли Черной лодкой остроносой Проплывают журавли. А. Екимцев | КАЛИНУШКА Лес осенний засыпает, Гол и пуст. А калина не снимает Красных бус Степь под снегом холодеет, Вся бела, А калина ярко рдеет Вкруг села. Ф. Петров |
БЕРЕЗКА Эта модница лесная Часто свой наряд меняет: В шубке белой — зимой, Вся в сережках — весной, Сарафан зеленый — летом, В день осенний — в плащ одета Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. И. Семенова | ОСЕНЬ (Отрывок) Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает, Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И будит лай собак уснувшие дубравы. А. С. Пушкин |
ОСЕНЬ У избы помоет крышу, А потом листвой шуршит. Отведет в берлогу мишу, Мы ее тихонько спросим: | Труд крестьянский завершит, — Кто ты? — И услышим: — Осень! |
Загадки
Жаль озябшего бедняжку. Всем ветрам и ветеркам Он последнюю рубашку Раздарил по лоскуткам. (Осенний лес) | |
Его весной и летом – Все видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (Лес) | Тетка Федосья Красила колосья, На клене — листья, На рябине — кисти. (Осень) |
Целый день он шлепал, шлепал, Ямы лужами заштопал. (Дождь) | Приходит по луже, Уходит по стуже. (Осень) |
Тексты для пересказа
ОСЕННИЕ ДОЖДИ
Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний — моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.
По Г. Скребицкому
ОСИНА
...Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.
По И. Соколову-Микитову
Пословицы. Поговорки
Осенью серенькое утро, красненький денек.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
В осеннее ненастье семь погод на дворе:
сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.
Игры и упражнения
Пальчиковая гимнастика
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
Н. Нищева
Упражнение «ДОЖДИК»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке.
(Прыжки на одной ноге по кругу.)
В лужице — смотри, смотри! —
Он пускает пузыри.
(Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)
Стали мокрыми кусты,
(Руки вверх, потряхивания кистями.)
Стали мокрыми цветы.
(Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей.
(Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)
Источники:
- Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Издательство Гном и Д», 2005. — 56 с.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.- 528 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД: художественно- творческое развитие, познание, коммуникация. Тема "Осень" Подготовительная к школе группа
Комплексное занятие по художественному воспитанию ( по классификации Н.А. Ветлугиной) с применением ИКТ. Все занятие объединено не только темой, но и ...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)...
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)
Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)...
Логопедическое занятие по лексической теме: "ОСЕНЬ" (подготовительная к школе группа)
Цель: создание условий для расширения, обогащения, актуализации словаря по лексической теме.Задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять детей подбирать признаки к слову «осень» и...