Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Бажитова Наталья Петровна

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Дикие животные и их детёныши" (подготовительная к школе группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫЩИ»

(старшая группа)

  1. Словарь и словообразование

1. Предметный словарь: животные, звери, волк, волчица, лиса, лис, белка, еж, ежиха, заяц, барсук, медведь, медведица, лось, олень, рысь, бобр, леопард, носорог, бегемот, тигр, слон, крокодил, зебра, буйвол, антилопа, верблюд, кенгуру, обезьяна, северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, морской котик, пасть, клыки, морда, брюхо, шерсть, лапы, хвост, грива, кости, рога, хобот, копыта, нора, логово, гнездо, дупло, берлога, саванна, лес, джунгли, льдина, Север, хищник, охотник.

2. Глагольный словарь: нападать, защищать, искать, питаться, рычать, прыгать, грызть.

3. Словарь признаков: полосатый, свирепый, хищный, травоядный, всеядный, гордый, сильный, трусливый, хитрый, маленький, крупный, слабый, белый, неуклюжий, пятнистый.

4. Словарь наречий: быстро, сильно.

5. Антонимы: маленький – большой, крупный – мелкий, высокий – низкий, трусливый – храбрый, добрый – злой, неповоротливый – проворный, короткий – длинный.

6. Словообразование:

1) прилагательных от существительных:

заяц – заячий; лиса – лисий; волк – волчий;

2) существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка

— белочка);

3) существительных от существительных (медведь — медведица, медвежонок);

4) сложных слов (толстокожий, длиннохвостый).

7. Подбор  родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево.

8. Многозначность: заяц, морж.

2. Грамматический строй

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – злой.

2. Образование множественного числа существительных. 

Волк – волки.

Лиса – лисы.

Медведь – медведи.

Белка – белки.

Ёж – ежи.

Заяц – зайцы.

Барсук – барсуки.

Олень – олени.

Лось – лоси.

Рысь – рыси.

Бобр – бобры.

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. 

Один заяц; мой заяц; много зайцев.

Один ёж; мой ёж, много ежей.

Одна белка; моя белка; много белок.

Один барсук; мой барсук; много барсуков.

Один волк; мой волк; много волков.

Одна лиса; моя лиса; много лис.

Один медведь; мой медведь; много медведей.

Один лось; мой лось; много лосей.

Одна рысь; моя рысь; много рысей.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный,    Творительный, Предложный падежи.)

— Кто у кого?

предлог «у»: у белки бельчата, у лисы лисята, у медведя медвежата, у волка волчата, у зайца зайчата, у лося лосята и т.д.)

—        Кто с кем? (предлог «с»: медведица с медвежатами, белка с бельчатами, ёж с ежатами, волк с волчатами, лиса с лисятами, барсук с барсучатами, заяц с зайчатами и т.д.).

—        Кто чем защищается? (ежик защищается иголками, лось – рогами...).

— Кем нарядились на Новый год? (нарядимся зайцами, волками, белками, медведями и т.д.).

— Где живут? (предлог «в»: лиса живет в норе, волк живёт в берлоге, белка живёт в дупле и т.д.).

— Кто где прячется? (предлоги: «в», «на», «за», «под»).

  1. Развитие психических функций

1. Загадки.

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация: хищники, травоядные, всеядные, животные Севера, жарких стран, средней полосы.

4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:

— Узнай предмет по контуру.

— Для кого угощение?

— Узнай предмет по его части.

— Кто кого боится?

5. Проблемные вопросы:

— Кто бывает храбрый и трусливый (в каких случаях)? Кто проворный и неуклюжий?

— Почему так называют: носорог, зоопарк, травоядный, всеядный.

6. 4-й лишний:

—дикие животные-домашние животные;

— взрослые животные – детеныши;

— животные средней полосы – животные жарких стран;

— животные с гривой - животные без гривы;

— животные с копытами – животные без копыт.

7. Объясни значение выражений:

— гоняться за двумя зайцами;

— вертеться, как белка в колесе;

— волк в овечьей шкуре;

— сделать из мухи слона;

— держать в ежовых рукавицах.

4. Связная речь

1. Загадки-описания.

2. Описательные рассказы.

3. Сравнительно-описательные рассказы.

4. Рассказы по темам:

— Как звери готовятся к зиме?

— Как нужно вести себя в лесу?

— Как животные защищаются от хищников?

— В зоопарке.

— Зачем животным уши, нос, хвост, лапы?

—        Сказка о любимом животном:

—        Если бы я был зайцем...

—        Если бы я был медведем...

5. Развитие графических навыков

Рисование прямых линий, обведение предметов по контуру, рисование по

клеточкам, упражнения на развитие навыков конструирования.

Стихи

БЕЛКИНА КЛАДОВКА

Почему грибы на елке

На сучках висят верхом?

Не в корзинках, не на полке,

Не во мху, не под листком —

У ствола и среди веток

На сучки они надеты.

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор!

Вот она по веткам скачет, Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик

С пышной шерсткой и хвостом.

Е. Трутнева

СОБРАЛИСЬ И ПОЛЕТЕЛИ

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне-снегири.

Е. Головин

Считалка

Заяц бегал по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Загадки

Удивительный портной.

Нитки нету ни одной,

И машинки швейной нет,

И утюг не разогрет.

Но зато иголки есть.

Сколько их?

Не перечесть. (Еж)

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увертки мастерица,

А зовут ее... (лисица).

Лесники ее котят

Взять домой не захотят,

Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»

Потому что это... (рысь).

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это? (Олень)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живет, орехи грызет. (Белка)

Тексты для пересказа

МЕДВЕДЬ

К осени у медведя заканчивается линька, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов. За осень медведь нагуливает много жира.

С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками. Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.

По А. Клыкову

ЕЖ

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.В ясные осенние дни готовит себе еж теплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох. Скоро он заберется в логово на всю долгую зиму.

По И. Соколову-Микитову

Пальчиковая гимнастика

«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

(Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.)

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

В. Пальчинскайте

Подвижная игра «НА ВОДОПОЙ»

Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами -ОНОК, -ЕЛОК

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)

За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок,

(Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок,

(Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

(Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат,

(Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Лицом в круг, делают движения языком — «лакают».)

Источники:

  1. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Издательство Гном и Д», 2005. — 56 с.
  2. Нищева Н.В, Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETC "Г НО ПРЕСС, 2004.- 528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания логопеда по теме "Дикие животные"

Несколько заданий  для  занятий  родителей  с  детьми дома  по  лексической  теме  "Дикие  животные"  (так  же  животные  жарких ...

Методичексая копилка логопеда Лексичексая тема "Дикие и домашние животные"

В данной разработке собраны все лексико-грамматические упражнения и задания, необходимые для закрепления знаний по теме "Дикие и домашние животные"....

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (старшая группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Овощи, фрукты" (подготовительная к школе группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (старшая группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Осень" (подготовительная к школе группа)...

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)

Лексический материал для воспитателей от логопеда по теме: "Домашние и дикие животные" (старшая группа)...