Консультация для воспитателей "Использование интерактивного стола для развития речи у дошкольников с ОВЗ"
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация "Использование интерактивного стола для развития речи у дошкольников с ОВЗ" предназначена для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ.  Она поможет правильно организовать работу по развитию речи детей с ТНР  на  интерактивном столе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивного стола

для развития речи у дошкольников с ОВЗ

       В наше время дети уже с самого рождения попадают в очень насыщенную информационную среду, где первыми игрушками становятся пульты от телевизора, мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и умные часы. Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.

       В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной организации меняется и модель образовательной деятельности, установлены нормы и положения, обязательные при реализации основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования, определены требования к предметно-развивающей среде, к оснащению средствами обучения и воспитания, в том числе техническими.

       Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - это систематическое проведение занятий, которые отнимают у детей много сил и времени. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости, то есть страдает мотивация.

          При использовании интерактивных игр и упражнений многие проблемы отступают на второй план. Конечно для ребенка – это просто игра, но сколько возможностей открывается для педагога! Одновременно решаются задачи по обучению, отработке и закреплению материала. У детей данный вид игр вызывает огромный эмоциональный отклик, желание заниматься.

      Наряду с традиционными методами обучения  я использовала на занятиях игры и упражнения на интерактивном столе. Основной целью на данном этапе являлась активизация речи. Конечно, параллельно использовались игры на развитие эмоциональной сферы, зрительного и слухового внимания, логического мышления.

        Для меня интерактивный стол явился еще одним активным помощником в работе. Могу отметить, что дети с удовольствием шли на занятие, ждали, когда будет предложено задание на интерактивном столе. Старались правильно выполнять задания. У них появилась мотивация, умение удерживать произвольное внимание, не проявлялись признаки утомляемости, повышалась обучающая активность.

       Интерактивный стол - это большой планшетный компьютер, расположенный горизонтально по принципу столешницы, на массивной ножке. Поверхность стола "оживает" благодаря прикосновениям детских рук, демонстрируя юному исследователю увлекательные игры.

      Интерактивный стол имеет несколько преимуществ:

1. Занятия проходят в игровой форме, ребенок не чувствует, что это сложная работа.

2.Прикосновения к картинкам развивает мелкую моторику и тактильные навыки, что важно при нарушениях речи.

3.Дети меньше устают и мотивированы посещать занятия с логопедом.

4.Развивается  мелкая моторика рук, координация движений глаз.                                                                                                            

 5.Формируются такие качества как внимательность, целеустремлённость, сосредоточенность.                                                                                                     6.Формируется  потребность в речевом общении, пополняется активный словарь.

     Интерактивный стол создает комфортную среду для развития речевых способностей ребенка, а также вызывает желание возвращаться к занятиям снова.

     Но необходимо помнить, что,  интерактивный стол — это не волшебная палочка,  которая за один час игры перенесёт  ребенка  в новый мир и сделает сразу умным и развитым.

     Как и любые занятия,  интерактивные  игры требуют времени, правильного применения, терпения  и  заботы со стороны взрослых. Только тогда  эти занятия дадут эффект.

Интерактивный стол является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить коррекционный процесс с детьми.

     Основные направления коррекционной работы     интерактивного стола

Интерактивный стол несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
 Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим интерактивным столом, являются стимулом познавательной активности детей.
     В процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Интерактивный стол очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

      При тематическом планировании, для обогащения и активизации словаря, мы часто используем прием интерактивных путешествий: «В осенний лес», «Прогулка по городу», «Ферма», «Магазин». Работая по развитию связной речи, предлагаем сочинить небольшую сказку по готовому картинному материалу. Детям очень нравится самостоятельно работать на столе. При работе по формированию грамматических категорий используем интерактивные игры - презентации типа: «Назови ласково», «Один – много», «Где спрятался щенок?», «Чей хвост?», «Какой сок?», «Из чего мы сделаны?».

     Особое внимание уделяем подготовке детей к школе, поэтому мне хочется остановиться на играх, помогающих нам в этом. Игры «Буквы – бусины», «Собери слово», «Алфавит», «Вспоминайка»,  «Первая буква» развивают фонематический слух, формируют навыки звукового анализа, закрепляют

 образы букв, учат читать слова, предложения. Игры «Распутай веревочку»,

 «Парочки», «Ассоциация» направлены на формирование умения работать в паре, развитие ассоциативного мышления.

     Интерактивный стол появился в нашем детском саду не так давно, но мы начали разработку игр,  как по развитию речи, так и по обучению грамоте, где дети разгадывают ребусы, кроссворды; играют в звуковое домино; подбирают схемы к словам, предложениям; расселяют звуки в звуковые домики; расшифровывают слова. Детям очень нравятся игры – упражнения: «Проведи дорожку», лабиринты, «Найди ошибку», которые развивают зрительно-прослеживающую функцию глаза и графо-моторные навыки.

     Я убедилась в высокой результативности занятий с использованием интерактивных игр. Использование интерактивного стола позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития. Мою работу компьютер не заменяет, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.

Литература

1.Авдеева, А. В. Информационные технологии в работе с дошкольниками и их влияние на дальнейший процесс обучения /

2.Задворная, М. С. Использование серии интерактивных игр «Занимательная игротека» в дошкольном образовательном учреждении в эпоху цифровизации / М. С. Задворная, Н. В. Литвинова, С. Р. Милонова // Modern Science. — 2020. — № 2-2. — С. 262—266.

3.Зюзина, Ю. А. Использование информационных технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Зюзина, М. В. Дюжакова // Технологическое образование в системе «Школа-Колледж-Вуз»: традиции и инновации : материалы всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 79—83.

4.Ступина, Е. А. Интерактивные дидактические игры как средство повышения познавательной активности дошкольников / Е. А. Ступина // Традиции и инновации в педагогическом образовании : сборник научных трудов IV международной конференции. — 2018. — С. 142—145.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей:« Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольнико...

Консультация для родителей 1 младшая группа «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...

Консультация для родителей:"Роль потешки в развитие речи младших дошкольников".

Какова роль потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста в развитие речи детей....

Выступление на семинаре-практикуме "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО СТОЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим.В связи с этим в образовательный процесс...

Консультация для родителей : "Интерактивная игра в развитии речи дошкольников"

Консультация дает понять родителям , что такое интерактивная игра. Цели и задачи интерактивной игры...