Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»
консультация (старшая группа) на тему
Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольников включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; развитие звуковой и интонационной культуры; формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»
Человек, который верит в сказку, Однажды в неё попадает, Потому что у него есть сердце… Сергей Королёв
Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольников включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; развитие звуковой и интонационной культуры; формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого творчества.
К сожалению, практика показывает, что на сегодняшний день у дошкольников существуют множество проблем в речевом развитии. Односложная речь, бедная диалогическая речь, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений и т.д. Поэтому очень актуальной и значимой, для дошкольного образовательного учреждения является задача развития речи детей.
Возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей даёт поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. С помощью сказкотерапии происходит воспитание и лечение сказкой, которая не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить но и побуждает детей к речевому общению.
Работа по развитию речи с применением приема сказкотерапии может протекать в различных видах деятельности.
В самостоятельной деятельности, в процессе игры возможно использование различных видов театров: настольный, пальчиковый, теневой, магнитный, перчаточный театр на ложках, шапочки-маски, ширмы для кукольного театра, аудиотека набор для прослушивания сказок. Дети учатся самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, воссоздавая в действительности сказочные сюжеты, разыгрывать сюжеты сказок в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра. Так же дети рисуют любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений
Работа с дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности по сказкотерапии очень разнообразна и включает в себя: чтение или рассказ сказки, затем ее обсуждение; пересказ сказок; рассказывание сказок от третьего лица; групповое рассказывание сказок; рассказывание сказок по кругу, сочинения сказок; драматизация, проигрывание сказки в ролях и т.д.
Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.
На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.
На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;
На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;
На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.
I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.
Задачи:
- развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней.
- побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
- выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.
II этап. Знакомство со сказкой.
Задачи:
- подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
- развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
- расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
- способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
- развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.
Читая сказку, необходимо использовать эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения использовать вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаться к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.
III этап. Путешествие по сказке.
Задачи:
- побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
- использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
- развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);
- воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.
Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставить в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом могут использоваться различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания возможно привлечь детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.
IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.
Задачи:
- развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
- побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;
- развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность);
- побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.
Важную роль играет заинтересованность родителей в данном вопросе, поэтому в педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей: рассказывать о роли сказки в развитии речи; консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения; привлекать родителей для изготовления дидактического материала.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в развитии речи, у ребёнка формируется активный речевой запас, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном -
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете -
Станет легче людям жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"
Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/09/picture-848190-1602254153.jpg)
Консультация для воспитателей:«Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников»
Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. но особенно это актуа...
Консультация для педагогов Фольклор как средство развития речи у дошкольников посредством мнемотехники
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в о...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/16/picture-1416456-1660658497.jpg)
Консультация для педагогов "Сказкотерапия как средство развитие речи дошкольников"
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/12/picture-667134-1707725043.jpg)
Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
Использование сказки в развитии связной речи дошкольников помогает активизации речевого общения, речевого развития. Сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей....
Консультация для педагогов Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника
Консультация для педагогов Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника...
Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»...