Консультация для воспитателей: «Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»
консультация по развитию речи по теме
Консультация для воспитателей:
« Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
« Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только свое восхищение, поощрение, но и деликатно высказать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Все в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребенка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Чему только не учат пословицы! В них осуждаются лень, глупость, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребенке и чувство любви к родной земле. В них обобщен опыт нашего народа, сформулирован его своеобразный житейский кодекс.
Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию — прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности. Кроме того, для уместного использования пословицы ребенок должен в уме соотнести сложившуюся ситуацию с имеющимся у него запасом пословиц и подобрать соответствующую.
Организуя работу с детьми, тщательно продумываем упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Стараемся давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом большое внимание уделяем развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство.
Упражнение «Закончи пословицу»
Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения предоставляем им возможность выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.
Упражнение «Завиральные пословицы»
Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав ее, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.
Упражнение «Кто знает, пусть продолжает»
Первый ребенок произносит пословицу, следующий — проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.
Упражнение «Объяснялки»
Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: «О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист?», «Кому следует говорить: не спеши языком — торопись делом?», «Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнешь?», «Почему голова без ума — лукошко?»
Иллюстрирование пословиц
При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелеграфе.
Моделирование пословиц
С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.
Инсценирование пословиц
Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.
Подбор пословиц к определенному тексту
Это могут быть знакомые сказки, рассказы. При необходимости мы предлагаем детям несколько пословиц, и они должны выбрать из них только одну, подходящую по смыслу к тексту. Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки.
Эффективно сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением соответствующих пословиц. Например: закрепляя правило о том, что вещи нужно убирать на место, произносим: «Каждой вещи — свое место». А можно идти от обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело — гуляй смело»), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила поведения.
Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке к обучению грамоте.
Упражнение «Восстанови пословицу и объясни ее»
Век живи … век учись.
Как аукнется … так и откликнется.
Делу время … потехе час.
Мели, Емеля …..
Чем дальше в лес ….
Поспешишь …..
Упражнение «Соедини слова в предложение и объясни значение пословицы»
Даются слова, например: дороже, добрая, слава, богатства. Из них нужно составить пословицу. («Добрая слава дороже богатства».)
Упражнение «Собери слоги в слова, слова в предложения»
Детям предлагаются, например, слоги: чил кон ло де — ляй гу ло сме («Кончил дело — гуляй смело»).
Введение пословиц в речь детей требует определенной системы. Прежде всего мы проводим работу над отдельными словами и их значением. Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, используем прием сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходим к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат дает прием «переделывания» пословиц с помощью таких слов, которые сразу делают ее понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы и приходим к выводу, что последняя за счет использования необычных, волшебных слов звучит более красиво.
Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми мы используем наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.
Применение пословиц и поговорок в работе с детьми способствовало приобщению их к народной культуре, воспитанию нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических процессов. Проводимая нами работа позволяет сделать вывод, что пословицы и поговорки — эффективное средство формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения их словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников"
Консультация для воспитателей"Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников"...
Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"
Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...
Консультация для воспитателей:«Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников»
Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. но особенно это актуа...
Консультация для родителей "Роль загадки в развитии речи старших дошкольников"
Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навы...
Консультация для родителей "Синквейн – новая технология развития речи старших дошкольников"
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.Синквейн с французского яз...
Самообразование воспитателя на тему: "Тема: «Развитие речи старших дошкольников с помощью дидактических игр».
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи...
Консультация для родителей «Влияние скороговорок на развитие речи старших дошкольников»
Скороговорки - своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие...