Использование современного интерактивного оборудования в развитии речи у дошкольников с ТНР.
статья по логопедии

Шуман Римма Владимировна

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.

Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими взрослыми и сверстниками. И здесь, к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современного интерактивного оборудования в развитии речи у дошкольников с ТНР.

Шуман Римма Владимировна

Таймырское муниципальное  бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Сказка»

(ТМБ ДОУ «Сказка»)

Г. Дудинка

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.

Современная концепция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие. В связи с этим большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению программой по родному языку. [1]

Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими взрослыми и сверстниками. И здесь, к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютерных технологий здесь неисчерпаемы. Они позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников ИКТ обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; 

- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; 

- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе. [2]

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую современные интерактивное оборудование: «Интерактивный пол», «интерактивная песочница» и интерактивный комплекс с установленной программой «Логомер».

«Интерактивный пол» - уникальная разработка, позволяющая воспроизводить видео и изображения на полу. Попадая в зону «динамичного ковра», ребенок оживляет картинки своими движениями. [6] Играя, дети получают хорошую возможность для получения опыта работы в команде (совместное "лопание шариков", проведение небольших соревнований между командами ребятишек «футбольное поле»). Использую простые обучающие проекции, которые помогают детям быстрее освоить цвета, фигуры, название предметов. С помощью Интерактивного пола развиваю звуковую культуру речи: играя - различаем на слух и называем слова на определенный звук, совершенствуем интонационную выразительность речи. Через игры побуждаю употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, совершенствовать диалогическую речь. Также дети получают дополнительные уникальные эмоции, которые, безусловно, самым положительным образом сказываются на их психологическом и физическом развитии. 

«Интерактивная песочница» - это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей. В интерактивной песочнице как и в обычной основную роль играет песок, только эта песочница оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности. [3] D:\работа\фото 2 этаж\2018-19 уч.год\день матери 2018\IMG-20181115-WA0015.jpg

Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие, а взаимодействие с сыпучими материалами стимулирует нервные окончания на кончиках пальцев. Регулярное возбуждение речевого центра через работу с мелкой моторикой помогает ребенку преодолевать сложности в освоении речевых навыков. Играя с песком, мы учимся связно говорить, самостоятельно строить предложения.

 «Логомер» это программно-дидактический комплекс для кабинета логопеда и дефектолога.  [5]

Комплекс содержит игры и упражнения по основным темам логопедических и коррекционных занятий с дошкольниками: звукопроизношение (артикуляционная гимнастика, игры на звукоподражание и звукопроизношение, дыхательные упражнения), фонематическое восприятие (игры на формирование грамматического строя, лексики, связной речи), лексико-грамматические категории (фонематический слух, неречевой слух, слоговая структура слова), общее развитие (моторика, подготовка к чтению).

Цель программы направлена на формирование слухового восприятия, развитие навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, дети расширяют знания об окружающей действительности, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. F:\работа\фото дети\группа Речецветики\под.гр\IMG-20191101-WA0028.jpg

По подготовке артикуляционного аппарата в программе содержатся основные упражнения с показом и красочными картинками, опираясь на которые ребенок может без помощи взрослого сделать данные упражнения.

Формирование неречевого слуха и речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

Игры можно использовать как упражнение для одного ребенка или в группе детей. В некоторых играх можно настроить количество раундов. Для группы лучше выставить большое количество раундов, чтобы каждый смог ответить. На занятии с одним ребенком — меньше, чтобы не устал.

Одну и ту же задачу специалист может решить разными способами в зависимости от особенностей ребенка.  В комплексе есть простые и сложные игры, задания с опорой на визуальное и аудиальное восприятие, игры на скорость и в свободном темпе. С помощью настроек игры можно адаптировать к индивидуальным особенностям ребенка.

Я считаю, что использование в работе интерактивного оборудования, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

 Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

 1. Расширять представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.

 2. Сформировать умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

 3. Поэтапно подвести ребенка к проявлению интереса к стихам, загадкам, сказкам.

 4. Проведение групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

При работе с современными информационными  коммуникационными технологиями, не стоит забывать о требованиях СанПиН:

«Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут.  Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога». [4]

Интерактивные технологии прочно входят в жизнь нашего дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.

Список использованной литературы

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. – СПб., 2014.
  2. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 666-669.]
  3. Одарченко Ю. Н. Использование интерактивной песочницы в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 491-494. 
  4. http://docs.cntd.ru/document/902227775 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Пункт 12.21
  5. https://mersibo.ru/shop/logomer2 Логомер. Развивающие игры Мерсибо.
  6. https://www.mapping3d.ru/interactive-pol-dly-detsada/ Об интерактивном поле от А до Я

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современного интерактивного оборудования в образовательной деятельности».

Одной из главных задач современного образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности готовой к жизни в конкурентном мире. Информатизация общества ставит перед педагогам...

Интерактивное оборудование для развития речи детей от 0-12 месяцев.

Пособия для развития речи детей раннего возраста....

Выступление на педсовете на тему "Использование современных интерактивных технологий в развитии дошкольника".

В данном выступлении рассматриваются две технологии: интерактивные игры "Мерсибо" и здоровьесберегающая технология "БОС-Здоровье (дыхательная технология). Их использование в дошкольном ...

Использование современного интерактивного оборудования в образовательной деятельности воспитателя ДОУ.

Все мы сегодня живем в стремительно развивающемся мире. Современный дошкольник окружен большим количеством разнообразных информационно-коммуникационных технологий.Современная система дошкольного образ...

Консультация для воспитателей "Использование интерактивного стола для развития речи у дошкольников с ОВЗ"

Консультация "Использование интерактивного стола для развития речи у дошкольников с ОВЗ" предназначена для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ.  Она поможет правильно организовать раб...

Цифровизация в детском саду. Использование современного интерактивного оборудования в познавательном развитии дошкольника.

 Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании ут...