Развитие речи и коммуникации у детей с РАС
презентация по логопедии
Развитие речи и коммуникации у детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи и коммуникации у детей с РАС | 286.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время в обществе активно обсуждаются проблемы детей с аутизмом. За последние пять лет зарегистрированных случаев аутизма стало на 78% больше. "Аутизм - это социальная катастрофа",- считает Фред Волкмар . « Аутист », в переводе с латинского означает «погружённый в себя», ребенок, который больше других нуждается в понимании, но к сожалению, имеющий большие проблемы в области коммуникации. Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с РАС независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо использовать коммуникацию.
Нарушение коммуникации и речи при РАС очень разнятся - от невозможности приобретения любых функциональных речевых навыков к богатому и развитому словарю и способности вести разговоры на любые , но интересные ему темы, при этом не всегда учитывается интерес собеседника к теме разговора. Из этого следует, что для данных детей характерным является нарушение социального аспекта речи . Клара Самойловна Лебединская (советский д етский психиатр и дефектолог) и Ольга Сергеевна Никольская (профессор кафедры детской и семейной психотерапии МГП-ПУ, заведующая лабораторией Института коррекционной педагогики РАО) различают четыре варианта состояния речевой сферы у детей данной категории.
I вариант – дети демонстрируют самые яркие, по сравнению с другими группами, нарушения в развитии. Поведение плохо контролируется, речь отсутствует. Могут случайно произноситься отдельные слова, не направлены на коммуникацию. Существуют специальные приемы активации речи таких детей : Вслушиваясь в поток их звуков, взрослый должен четко повторять слова, которые смазанно произносит ребенок. Внимательно прислушиваясь к бормотанию ребенка, взрослый может уловить в этом потоке обрывок или целое слово. Необходимо использовать любую возможность соотнести произносимые слова с конкретным предметом. Не дожидаясь оформления у такого ребенка звуковой речи, следует приступить к обучению его чтению и письму.
Дети со II вариантом развития имеют значительную задержку в умственном и, прежде всего, в речевом развитии. Они пользуются преимущественно короткими стереотипными фразами – штампами. Формируются многочисленные стереотипные действия, моторные и речевые, которых не бывает у обычных детей . В беседу на актуальную для ребенка тему вводятся новые для него слова и фразы. В ближайшее время после такого занятия необходимо закрепить достигнутый уровень контакта и продвижения в речи, н апример, рисованием , которое сопровождается комментарием . В дальнейшем на основе той же тематики усложняется фраза и расширяется словарь.
Для III варианта характерен высокий уровень речевого и интеллектуального развития. Однако такие дети, наряду с владением сложными речевыми формами, не умеют ориентироваться на реакцию других при общении, не способны к конструктивному диалогу. У них наблюдаются навязчивые увлечения, они не могут проигрывать сюжеты психотравмирующих ситуаций , часто не способны к обучению вследствие нарушения произвольной деятельности. Таких детей необходимо учить сопереживанию, эмоциональным связям с близкими. Эти дети лучше адаптируются в быту, без особых затруднений осваивают навыки самообслуживания. И при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
У детей IV варианта – бедная, аграмматическая речь, интонационно невыразительная , нарушено понимание обращенной речи, простых инструкций Эти дети активно усваивают поведенческие штампы, формирующие образцы правильного социального п оведения. Их игра тихая и малоподвижная. Они о чень чувствительны к отрицательному отношению в зрослых, к резким формам замечаний. Их настроение и поведение сильно зависят от эмоционального состояния б лизких. Такие дети стараются уходить от контактов п ри изменении стереотипов. Любят природу, нежную м узыку, мелодичные стихи. Такие дети могут быть п одготовлены к обучению в массовой школе, а в некоторых с лучаях – обучаться в ней и без подготовки.
Такое наличие вариантов требует и различного коррекционного подхода. Наиболее эффективна коррекционная работа, имеющая индивидуальную направленность. Индивидуализация помощи отражается в Классификации и систематизации целей, которая охватывает следующие направления работы: Формирование поведения. Коррекцию эмоциональной сферы. Формирование игровых действий и умений. Социально-бытовую адаптацию.
В процессе занятий с детьми с РАС следует придерживаться следующих принципов: Необходимо хвалить ребёнка за участие и внимание независимо от результатов. По возможности разъяснять задания не с помощью словесной инструкции, а жестами, но при этом избегать резких движений, повышенного тона и беспорядка на рабочем месте. Учитывать на занятиях доминирующие интересы ребёнка, использовать для контакта его стереотипные пристрастия. Помнить, что неадекватная реакция ребёнка может означать переутомление либо непонимание задания.
ЛИТЕРАТУРА 1. Программы индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом / автор-составитель И.В. Ковалец . - Минск.: НМЦентр , 1998. 2. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога /С. С. Морозова. М.: Гуманитар . изд. центр ВЛАДОС, 2007. 176 с . 3. Баранова Г.А. Подготовка педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2015. № 2. С.175 . 4. Детский аутизм. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / сост. Л.М. Шипицына. СПб.: Дидактика плюс, 2001. 368 с . 5. Бородина Л.Г. Опыт амбулаторной фармакотерапии детей, больных аутизмом // Аутизм и нарушения развития. - 2004. - №3.
Видеозаписи с детьми удалены
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...
Хороший НОД по развитию речи, область" Коммуникация"
Очень удачный НОД по развитию речи, дети были активны, не теряли интереса. Я очень довольна конспектом)))) Делюсь....
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Образовательная область "Коммуникация" . НОД Развитие речи и коммуникативных способностей детей
Воспитатель уточняет и систематизирует представления детей о весенних изменениях в природе. Закрепляет знания детей названия и последовательность весенних месяцев. Расширяет словарь п...
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...
Интегративная НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ФФНР." Развитие связной речи в разных видах деятельности. Экспериментирование с водой"..
конспект НОДРазвитие связной речи в разных видах деятельности в подготовительной группе. Экспериментирование с водой. используемые технологии:...