Игры с песком для развития речи и коммуникации у неговорящих детей
учебно-методический материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Игры с песком для развития речи и коммуникации у неговорящих детей.
Игры можно использовать в работе с неговорящими детками любого возраста, в том числе, имеющими расстройства аутистического спектра, а также с нормально развивающимися детьми, которые только учатся говорить.
Оборудование: песочница или ящик с сухим песком (можно использовать манную крупу); мельничка для песка; лейка с водой;
Какие навыки развиваем.
Ребёнок будет использовать целенаправленные жесты для взаимодействия со взрослым (коммуникация).
Издавать любые звуки, которые демонстрируют удовольствие от игры (коммуникация).
Отвечать на звуки взрослых собственными звуками (имитация).
Смотреть на рот взрослого в то время как он говорит (восприятие речи).
Поворачивать голову к источнику голоса (восприятие речи).
Реагировать на пение взрослого своими звуками (первоначальные навыки говорения).
Издавать собственные звуки в ответ на простые детские песенки, такие, как "Дождик, лей..." и «Я пеку, пеку…» (первоначальные навыки говорения).
Игра № 1. Знакомство.
Если ребёнок никогда раньше не играл с песком, он может опасаться прикасаться к нему. Также некоторые дети могут не захотеть прикасаться к песку в непривычных обстоятельствах, например, когда песок находится в коробке в помещении, а не на улице в песочнице. В таком случае стоит провести предварительную подготовительную работу.
Берём коробку и размещается так, чтобы мы сами и ёмкость с песком находились в поле зрения ребёнка. Начинаем увлечённо пересыпать песок в коробке, издавая при этом звуки, свидетельствующие о том, что нам жуть как интересно. Отмечаем, заинтересовался ли ребёнок, смотрит ли на взрослого, протягивает ли руку к коробке (№ 1). Возможно, такую процедуру придётся провести несколько раз, чтобы ребёнок привык к новым предметам, понял, что это не опасно и не вызывает неприятных ощущений. Ни в коем случае не принуждайте его трогать песок, это может вызвать негативизм. Важно, чтобы он сам захотел присоединиться к игре. Если видим, что ребёнок не проявляет явных признаков опасения и/или негативизма, берём любимую игрушку или другой привлекательный для него предмет и помещаем на поверхность песка (не закапываем). Когда ребёнок несколько раз возьмёт игрушку с песка, можно попробовать чуть-чуть прикопать. Если видим, что ребёнок боится, возвращаемся к предыдущему шагу. Так делаем до тех пор, пока не убедимся, что ребёнок с удовольствием играет с песком. Обратите внимание, издаёт ли он при этом какие-либо звуки, говорящие о том, что ему нравится это занятие (№ 2). Если да, запишите эти звуки.
Игра № 2. Песочная мельница.
Если ребёнок не проявляет явных признаков негативизма или опасения по отношению к песку и ёмкости, в которой он находится. Сажаем ребенка в песочницу иили кладём его руки на песок. Как только руки ребенка окажутся в песочнице, начинаем высыпать сухой песок в воронку песочной мельницы, чтобы колесо закрутилось. Делайте это Посмотрите, протягивает ли ребенок руку, чтобы прикоснуться к песку, когда он падает через колесо или начинает вращать колесо (№ 1). Когда вы повторяете это задание, начните говорить «Уууух!», чтобы увидеть, отвечает ли ребенок каким-либо собственным звуком, свидетельствующим о том, что ему нравится это занятие (№ 2 и № 3). Для № 2: ребенок также может сам спонтанно начать издавать звуки, играя в песочнице. Посмотрите, перестает ли ребенок издавать звуки, чтобы слушать взрослого (№ 4), и смотрит ли прямо на рот взрослого в то время, как он говорит (№ 5).
Игра № 3. Дождик.
Если ребёнок не проявляет явных признаков негативизма или опасения по отношению к песку и ёмкости, в которой он находится. Сажаем ребенка в песочницу иили кладём его руки на песок. Берём лейку с тёплой водой и начинаем осторожно поливать песок, стараясь, чтобы вода не попала на руки ребёнка. Обращаем внимание, заинтересовался ли ребёнок, протягивает ли он руку, чтобы потрогать воду (№ 1), издаёт ли звуки, свидетельствующие о том, что ему приятно (№ 2). Начинаем напевать простую песенку, например, "Дождик лей, лей, лей! Нам водички не жалей!", смотрим, перестает ли ребенок издавать звуки, чтобы слушать взрослого (№ 4), смотрит ли прямо на рот взрослого в то время, как он говорит (№ 5). Возможно, ребёнок начнёт "подпевать", пытаясь воспроизвести мелодию и ритм песенки (№ 7). На данном этапе мы не ждём от ребёнка правильного повторения слов, нам важны абсолютно любые звуки, которые он смог произвести, их количество (которое, конечно же, перетечёт в качество, но - со временем).
Игра № 4. Пирожки. Лепим «пирожки» из влажного песка и соблазнительно похлопываем их (можно воспользоваться формочками для песка, а можно просто руками). Запеваем простую песенку «Я пеку, пеку, пеку всем друзьям по пирожку», одновременно поглаживая один из «пирожков», и смотрим, "подпевает" ли ребенок (№ 7) и / или протягивает руку, чтобы потрогать "пирожок" (№ 1), смотрит ли на артикуляцию говорящего (№ 4).
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью
В материале дана подборка игр и упражнений по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью по годам обучения. Расписаны цели игр и описание....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Методическое пособие, с указанием игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста по развитию речи....
Игры с песком по развитию речи
Картотека игр с песком, которые можно применить в работе по пескотерапии для обогощения словарного запаса с детми старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ...
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей старшей группы ДОУ...
Самообразование- «Пальчиковые игры и упражнения – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...
Отчет по самообразованию во второй младшей группе. Тема: «Пальчиковые игры и упражнения - основа развития речи и мелкой моторики у детей»
Отчет по соообразованию о проделанной работе за 2 месяца...