Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа, синтеза и обучению грамоте. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Для проведения НОД используется карта - обобщенная модель логопедического занятия. Вместе с логопедом дети побывают на улице Хорошослышащих ушек, улице Ловкого язычка, Важных букв и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_l-l_i_bukva_l.docx19.5 КБ
Файл zvuki_l_l._bukva_l_-_1.pptx2.1 МБ
Файл zvuki_l_l_-_2.pptx1.24 МБ
Файл zvuki_l_l._bukva_l-3.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР-д/с «Родничок»   г. Беломорск  2018 г.

Тема НОД: Звуки [Л]-[ЛЬ]. Буква [Л].

 Цели:

  • Четкое произнесение звуков  [Л], [Ль];
  • Дифференциация звуков [Л], [Ль] на слух и в произношении;
  • Преобразование слогов, слов;
  • Определение позиции звука [Л] в слове (начало, середина, конец);
  • Знакомство с буквой Л;
  • Анализ и синтез слов  ШКОЛА;
  • Выкладывание слов  из букв по следам анализа;
  • Печатание буквы Л в тетрадях;    слов по следам анализа;
  • Чтение слогов, слов;
  • Развитие внимания, памяти.

Ход НОД.

I Оргмомент:

1. Эмоциональный настрой

Игра-пожелание «Удачи тебе!»

Дети поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

- Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха 
(указательными)
- большого 
(средними)
- во всём 
(безымянными)
- и везде 
(мизинцами).
- Удачи тебе на занятии! 
(Прикосновение ладонями.)

2.  Упражнения на развитие логики, внимания памяти.

На доске обобщенная модель занятия в виде карты города (Слайд № 1). Логопед напоминает, что путешествие начинается с улицы Умной головы, где детям необходимо разгадать ребусы (слайды № «, 3, 4, 5). Затем логопед просит детей назвать все отгаданные слова и отгадать, какой звук пришел к ним в гости на занятие.

II. Знакомство с темой занятия. Звуки «Л-ЛЬ».

1. Артикуляция и характеристика звуков «Л», «ЛЬ»:

На Улице Ловкого язычка дети рассматривают артикуляцию звуков «Л», «ЛЬ», дают характеристику по опорной схеме, находят квартиру для «Л, ЛЬ» в Доме звуков (магнитный домик с окошками для звуков и букв). Сравнение звуков «Л, ЛЬ» (чем похожи, чем отличаются) (слайды № 6, 7)

2.  Дифференциация звуков.

 На улице Хорошослышащих ушек дети играют в игру  «Сигнальщики»: логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети выкладывают соответствующий  флажок -  синий, если слышат звук «Л», зеленый на звук «ЛЬ». Затем логопед предлагает проверить правильность выполнения задания, сравнив с рядом сигналов на доске (слайд № 8)

Тут же на этой улице детей встречает Гаврилка-говорилка, дети повторяют за ним цепочки слогов, слов близких по звучанию со звуками «Л-ЛЬ»

Например: ЛА-ЛЯ-ЛА, ФЛА-ФЛЯ-ФЛЯ, ЛУК-ЛЮК, ЛАК-ЛЯГ и т.д.

Зажги фонарик (в тетрадях) или выкладывание ряда из пуговиц (контроль на слайде)

3. Игра с мячом «Скажи наоборот»

По дорожке с непоседливым мячиком дети играют в игру «Наоборот»

Логопед произносит слог или слово со звуком «Л», дети заменяют его на «ЛЬ» и произносят новый слог или новое слово:

ЛА-…ЛЯ               ЛО-…ЛЁ               ЛУ-…ЛЮ                      ЛЫ- …ЛИ                      ЛАК - …ЛЯГ                      ЛУК-…ЛЮК                    МЕЛ - …МЕЛЬ                                  ПЫЛ - …ПЫЛЬ                                                 ДАЛ-…ДАЛЬ

4. Выделение звуков «Л, ЛЬ»  в произношении по картинкам, дифференциация.

Улица Веселых картинок: дети называют картинки, выставленные на панно «Домик».

 Проводится игра «VI лишний» на дифференциацию звуков «Л».

 ЛАМПА, ЛЕС,  ЛАСТОЧКА, ЛОТО – лишняя картинка ЛЕС (дети объясняют, почему она лишняя)

 ЛИПА, ОЛЕНЬ, ПОЛКА, ПОЛЯНА –  лишняя картинка ПОЛКА и т.д.

Лишние картинки убираются, а с оставшимися картинками дети выполняют задания на определение позиции звука в слове.

III. Динамическая пауза  «Клава ловко лук полола» (слайд № 9)

Дети отправляются на улицу Быстрых ножек и выполняют упражнение на координацию речи с движением.

Клава ловко лук полола

Мыла пол и полки Лола,

Пыль Володя выбивал,

Гвозди Валя забивал,

Коля весело пилил,

Анатолий вилки мыл,

Ну а маленькая Света

Ела сладкие конфеты.

Дети проговаривают и выполняют движения, соответствующие тексту. Затем логопед предлагает вспомнить из стихотворения и назвать мальчикам слова со звуком «Л», девочкам со звуком «ЛЬ».

IV. Знакомство с буквой «Л». На улице Важных букв дети рассматривают букву «Л»

(слайды № 9, 10, 11).

 Чтение стих.:  

На стремянку Л похожа

И на крышу дома тоже.

Обведение буквы Л по контуру, рисование на манке, выкладывание из палочек, из веревочек, заселение буквы в соответствующую квартиру Домика звуков.

V.  Звуковой анализ, синтез и выкладывание схем слов (слайд № 12)

Теперь дети попадают на улицу строгих схем и выполняют звуковой анализ, синтез, выкладывание схемы слова ШКОЛА, затем выкладывают слово из букв магнитной азбуки.

VI. Пальчиковая гимнастика.

На улице Ловких пальчиков дети выполняют кинезиологические упражнения.

VII. Слоговой анализ и синтез: составление слов из слогов (слайд № 13)

На следующей улице ведется «стройка»: дети находят кубики-лего с наклеенными на них слогами. Дети выбирают себе кубики одного цвета и составляют домики со словами из деталей конструктора.

VIII.Итог


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лола , Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну а маленькая Света Ела сладкие конфеты.

Слайд 3

Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш На стремянку Л похожа, И на крышу дома тоже.

Слайд 4

На стремянку «Л» похожа И на крышу дома тоже.

Слайд 6

ШКО - ЛА Школа – это учебное заведение для получения общего образования. ( Википедия )

Слайд 8

ЛА ПИ ЛУ бул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.

Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."

ЗВУКИ   «К - Кь».    БУКВА    «К». ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   четкого    различения   ...

Звук и буква "Ц". Конспект логопедического занятия. Презентация к занятию.

Конспект логопедического занятия по теме "Звук и буква "Ц"  для детей подготовительной группы. Презентация к занятию,, в которой отражены все этапы занятия. Дети помогают развесели...

Звук и буква "Э".Конспект логопедического занятия. Презентация.

Конспект логопедического занятия по теме "Звук и буква "Э" для детей подготовительного возраста. Презентация к занятию....

Звук и буква "Ж". Конспект логопедического занятия. Игры В.В. Воскобовича.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР подготовительной группы по теме "Звук и буква Ж". На занятии используются развивающие игры из технологии "Сказочные лабиринты игры"...