Конспект образовательной деятельности «Кузбасс – мой край родной» (для детей старшей логопедической группы)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Асигритова Дарья Анатольевна

Aктуализация знаний и представлений об окружающей природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

«Кузбасс – мой край родной»

(для детей старшей группы)

Выполнила: Асигритова Дарья Анатольевна

Цель: актуализация знаний и представлений об окружающей природе родного края.

Задачи:

Образовательные: активизировать словарный запас детей, знакомство с новыми понятиями; закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; формировать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать; делить слова на слоги; а также формировать умение выделять одинаковый звук в словах и составлять из ряда звуков слова; формировать интеллектуальные действия.

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление,

восприятие, речь, фонематический слух, подвижность языка (умение делать язык широким и узким, умение удерживать язык  в одном положении и т.д.), мелкую моторику руки,  эмоциональную отзывчивость детей; развивать интерес к удивительному миру природы Кузбасса; аккуратность.

Воспитательные: воспитывать культуру общения у детей, патриотические чувства,  желание беречь и защищать окружающую природу.

Материал. Демонстрационный: иллюстрации: «Кузбасс», Томь, Кузнецкий угольный бассейн, тайга, набор карточек «4-ый лишний»,  изображение флага Кемеровской области.

Раздаточный: карточки красного, синего и зеленого цвета; порядковые номера; набор карточек для определения одинакового звука в словах; листочки для выполнения звукобуквенного анализа слова, цветные и простые  карандаши,, эмблемы в виде флага Кемеровской области.

Ход занятия

Этапы,

Виды

работ

Содержание занятия

Примечание

1.

а)

б)

2.

1)

2)

     3)

4)

5)

6)

3.

Вступительная часть

Ритуальное приветствие

- Добрый день, ребята, я рада вас видеть!

А сейчас, ребята, возьмитесь за руки, закройте глаза. Представьте мысленно, что вы молодые тонкие деревца. Подул холодный ветер, а вы крепко держитесь друг за друга, помогаете устоять. Вам не страшны порывы ветра, вы сильны дружбой и взаимоподдержкой. Откройте глаза, улыбнитесь приятно друг другу, опустите руки.

- Итак, ребята, я желаю всем успехов, продуктивной работы и хорошего настроения.

Беседа

- Ребята, послушайте и  посмотрите пожалуйста на иллюстрацию:

Если в карту Сибири всмотреться,

На ней обозначены контуры сердца [показ].

И бьётся оно,

 И отчизна внимает

Рабочему ритму Кузнецкого края.

И в буднях эпохи, и в каждом из нас

Пульсирует гордое имя – Кузбасс [показ].

Основная часть.

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика.

- Широк мой край родной – Кузбасс! [показ].

- Томь родная,

Длинная такая,

Водная артерия

Родного края!

[упр. Иголочка]

- Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн.

Ты наша гордость

На долгие года!

[упр. Чашечка]

- Шумит тайга

Зовут к вершинам горы.

[упр. Парус]

- Это всё является достопримечательностью Кузбасса. Барабанная дробь [упр. Накажи непослушный язычок]

- Ребята, а что такое Кузбасс?

 (Регион в котором мы живём)

- Как называют жителей нашего региона?  (Кузбассовцы)

- Назовите столицу нашего региона?

(Кемерово)

- А как называют жителей нашего города?

( Кемеровчане)

- Ребята, на каком языке мы с вами разговариваем и почему?

(На русском языке, потому что живём в России)

- Из чего состоит наша речь? (из звуков)

- Давайте продемонстрируем, как мы умеем различать звуки русского языка и обозначать их.

- Итак, готовы?

Упражнение 2 «Веселые звуки»

- Мы сейчас с вами поиграем в игру «Веселые звуки»

У каждого на столе есть по три карточки. Скажите, чем они отличаются? (Цветом)

- Верно. Назовите, каким цветом каждая карточка.

(Красная, синяя и зеленая).

- Хорошо. Сейчас я буду произносить звуки. Ваша задача определить, произнесенный мною  звук гласный или согласный, а затем поднять соответствующую карточку.

- Давайте вспомним, какие звуки называют гласными?

(Гласными называют звуки, которые поются, тянутся)

- Каким цветом мы выделяем гласные звуки?

(Красным)

- Верно. Значит, если я произнесу гласный звук, вам надо будет поднять карточку красного цвета. Скажите, а согласные звуки, какие бывают?

(Согласные звуки бывают твердыми и мягкими).

- Каким цветом выделяем мягкий согласный звук?

(Мягкий согласный звук выделяем зеленым цветом)

- А каким цветом выделяем твердый согласный звук?

(Твердый согласный звук выделяем синим цветом).

- Совершенно верно. Если произнесу твердый согласный звук, покажите карточку синего цвета, а если мягкий  звук – карточку зеленого цвета.

- Готовы?

- Тогда начинаем: [а] [г] [д]  [э]  [г’]

 [д’][о] [с]  [ы] [ж] [c’] [и][у] [р’]

- Особо отличились,  (имена ребят).

- Мы выполнили первое задание, но время нас не ждет,  надо двигаться дальше. Предлагаю пройти в круг на ковёр.

Упражнение 3«4-й лишний»

- Послушайте внимательно, я  вам  буду показывать картинки изображения которые нас с вами окружаю. Ваша задача определить какой предмет лишний и объяснить почему?

1) фонарь, фасад, шкаф, фонтан – (лишний- шкаф- это мебель, всё остальное – это элементы малых архитектурных форм необходимых для дополнения дизайна ландшафта, оживляя и украшая наши парки и городские скверы);

2) берёза, ландыш, гладиолус, фиалка – (лишняя – берёза – это дерево., всё остальное это   цветы);

3)конь, бык, кот, сорока – (лишним является – сорока- это птица, все остальные – домашние животные );

4)малина, капуста, калина, арбуз – (лишняя – капуста- это овощ, всё остальное - ягоды).

-Верно, вы быстро и правильно ответили,  предлагаю вам погулять по нашему родному региону.

Физминутка

По Кузбассу мы идём, [марш]

Звонко песню мы поём, [покачивая головой вправо-влево]

Мы по улице шагаем, [марш]

Ноги ровно поднимаем, [натягиваем носочки ног]

Делай шаг –раз, два, [марш и хлопки в ладоши]

Взмах руками – три, четыре, [марш и махи руками]

Повертели головой,

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

- Вот мы с вами прогулялись,  отдохнули. А теперь предлагаю разбиться на 4 подгруппы и выполнить ещё одно задание.

Упражнение 4. «Выдели одинаковый звук в словах»

- Для этого подойдите к столу и возьмите каждый себе карточку со своим порядковым номером.

- А теперь, каждый подойдите к  столу, номер которого соответствует номеру на вашей карточке.

-  У каждого из вас на столе есть карточки с изображениями тех, предметов, которые мы только что рассмотрели. Ваша задача рассмотреть их ещё раз  и выделить общий звук, который есть в названиях предметов каждой группы .

[Дети выполняют задание]

[Можно разделить слова на слоги и определить количество слогов в каждом слове].

- А теперь ваша задача, назвать выделенный звук, а затем составить из этих звуков слово.

- Итак, первая группа называет свой звук –[ф];

-Вторая группа – [л];

- Третья группа – [а];

-Четвёртая группа – [к].

- Ребята, какое слово у вас получилось? [Флак]- Флаг.

- Что такое флаг?

(Государственный символ)

- Ребята, как выглядит флаг Кемеровской области ?

(флаг Кемеровской области  представляет собой красный прямоугольник с синей полосой, в верхней части которой изображён герб Кемеровской области.)

- Что символизирует флаг Кемеровской области?

(Красный цвет символизирует мужество, трудовые подвиги, а также Советское прошлое и его историческую связь с ним; синий цвет олицетворяет мирное небо; зелёный цвет герба – это цвет молодости и надежды, треугольник чёрного цвета – угольная промышленность, молот и кирка – индустриальная принадлежность, колосья – важность сельского хозяйства, треугольники красного цвета –раскалённый металл, корона – богатство Кузбасса, а сам герб символизирует статус Кемеровской области как субъекта РФ  )

- Верно, ребята. Флаг Кемеровской области – эта наша гордость, вера в наш родной край.

- А сейчас предлагаю  пройти за столы .

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

 Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в родном краю,

Кузбасс, я тебя люблю!

Упражнение 5. Звукобуквенный анализ слова «флаг».

-  Ребята, сколько звуков в слове «флаг»?

(В слове «флаг» 4 звука)

- Давайте разберем слово «флаг»

ф

 Ф  л    а    г

- Сколько слогов в слове «флаг» и почему?

(В слове «флаг» один слог, потому что один гласный звук).

 

Упражнение 6. Логоритмическое упражнение «Родной и любимый Кузбасс».

Пусть  трудно бывает порою,

Пускай нелегко нам подчас.

Но все мы гордимся тобою,

Родной и любимый Кузбасс!

Итог занятия.

- Дети встали в круг на ковер

- иллюстрация

- иллюстрация

- иллюстрация

-иллюстрация

 -иллюстрация

-Дети сели за стол

- Называю звуки, дети показывают соответствующую карточку

-Дети сели на ковер

-показ  картинок

-встали на ковре в круг

- дети разбирают свои номера групп и подходят к столу с таким же порядковым номером;

- дети подходят каждый к своему  столу

- иллюстрация

-Дети сидят на ковре

- дети проходят за столы

-один ребёнок у доски, все остальные на своих местах выполняют задание.

-Задание выполняется на ковре



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей логопедической группе №5. Тема: Цифра 9.Число 9.

КонспектНепосредственно образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийв старшей логопедической группе №5.Тема: Цифра 9.Число 9....

Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы

Представленный материал обобщает и систематизирует знания детей, содействует обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. В образовательную деятельность в...

Конспект занятия «Люблю тебя - мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Республики Мордовия. ...

Конспект образовательной деятельности "Сахалин - мой край родной"

Конспект образовательной деятельности предназначен для детей 6-7 лет...