Календарно-тематический план работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) 5-6, 6-7 лет
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на логопедическом пункте
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный календарно – тематический план работы с детьми с общим недоразвитием речи III речевого уровня.
Неделя | Лексическая тема | Звуки | Первоначальные навыки звукового и слогового анализа | Развитие лексико-грамматических категорий | Игры, упражнения, развитие мелкой моторики | Развитие связной речи | Возраст |
I период обучения | |||||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 - 2 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||||
3 | Детский сад. Профессии в детском саду. | [У] | 1.Знакомство с понятиями «слово», «звук». 2. Характеристика звука У. 3. Выделение начального ударного гласного звука У. 4. Употребление существительных в именительном и винительном падежах единственного числа. 5. Определение места звука У в словах. 6. Знакомство с буквой У. | 1. Обогащение экспрессивной речи 2. Образование существительных ед. и мн.ч. в разных падежах. Р.п.: В детском саду есть машинки, куклы, много игрушек, карандашей. Т.п.: Дети рисуют карандашом, мелками. П.п.: Рассказывать о празднике, о занятиях. 3. Образование названий профессий с помощью суффиксов -тель, -иц-, -их-, -к- и т.д. 4. Согласование названий профессий с личными местоимениями . 5. Использование определений, обозначающие моральные качества людей, оценку их поступков (ласковая, заботливая, нежная, трудолюбивая), глаголами будущего времени (Я буду воспитательницей). 6. Использование однокоренных слов к слову воспитатель. | 1. Игра «Найди звук У». 2. Игра «Договори предложение по картинке». 3. Игра «Назови профессию». 4. Игра «Он(а)-они». 5. Игра «Расскажи…». 6. Игра «Слова родственники». | Пересказ рассказа "В раздевалке", составленного по демонстрируемым действиям. | 6 – 7 лет |
Игрушки | Неречевые звуки | . 1. Предлоги НА, ПОД, В. 2. Образование относительных прилагательных. 3. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 5. Упражнение в подборе глаголов к существительному (мяч-летит, прыгает, катится, падает, скачет). 6. Антонимы. 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Сложить картинки». 3. Игра «Из чего-какой?» 4. Игра «Сложить картинки». 5. Игра «Четвертый лишний». 6. Игра «Скажи наоборот». 7. П\и «Мячик мой» | Составление рассказа "Как мы играли" по демонстрируемым действиям | 5 – 6 лет | ||
4 | Фрукты | [А] | 1. Характеристика звука А. 2. Выделение начального ударного и безударного гласного звука А. 3. Выделение звука А в слогах, словах, предложениях. 4. Определение звука А в словах. 5. Употребление существительных в косвенных падежах единственного числа. 6. Знакомство с буквой А. | 1. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 2. Согласование существительных с прилагательными. 3.Образование относительных прилагательных. 4.Совершенствование навыка слогового анализа. 5. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. 6. Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (яблоко-яблочко, апельсин-апельсинчик.). 7. Согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде (один огурец, одна репа..). 8. Совершенствование навыков конструирования. | 1. Игра «Скажи наоборот». 4. Игра «Составь предложение». 5. Игра «Маленькие кулинары». 6. Упражнение «Компот». 7. Игра «Есть – нет». 8. Игра «Назови ласково». 9. Игра «Кто скорее?». | Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка" | 6 – 7 лет |
Фрукты | [А] | 1.Знакомство с понятиями «слово», «звук». 2. Характеристика звука У. 3. Выделение начального ударного гласного звука А. 4. Выделение начального безударного гласного звука А. 5.Развитие слухового внимания. 6. Знакомство с буквой А. | 1.Образование существительных единственного и множественного числа (банан-бананы, яблоко-яблоки). 2. Закрепление формы творительного падежа существительных, отвечающих на вопрос с чем? (С чем лукошко? С апельсинами). 3. Согласование существительных с прилагательными (лимон – желтый, овальный). 4. Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (яблоко-яблочко, апельсин-апельсинчик..). 5. Употребление существ. с наречием много (много яблок, банан..). 6. Развитие общей, мелкой моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Подбери пару». 5. Игра «Сложить картинки». 6. П/и «Яблоня». | Составление описательного рассказа по схеме «Мой любимый фрукт» | 5 – 6 лет | |
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 | Овощи. Труд взрослых людей на полях и огородах. | [А],[У] | 1.Сопоставление звуков А, У. 2. Выделение ударных и безударных звуков А, У в начале слова. 3. Воспроизведение звуковых рядов из двух гласных звуков. 4. Анализ звукового ряда из трех гласных. 5. Развитие слухового внимания. | 1. Развитие речевого слуха, чувства ритма. 2. Совершенствование навыка слогового анализа. 3. Пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением. 4. Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами. 5. Совершенствование навыка анализа предложений. 6. Активизация глагольного словаря (Какие овощи срезают, выкапывают, срывают, выдёргивают). 7. Развитие зрительного гнозиса и пространственно праксиса. | 1. Игра «Подскажи словечко». 2. Игра «Погрузи урожай». 3. Игра «Расскажи, что делают люди». 4. Упражнение «Подбери схему». 5. Игра «Уборка урожая». 6. Игра «Скажи наоборот». 7. Игра «Выложить буквы А, У, И». 8.П/и «В огороде много гряд» | Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь" с элементами драматизации | 6 – 7 лет |
Овощи | [У] | 1. Знакомство с понятием «слово», «звук». 2. Характеристика звука А. 3. Выделение начального ударного и безударного гласного звука А. 4. Выделение звука А в слогах, словах, предложениях. 5. Развитие слухового внимания. 6. Знакомство с буквой А. 7. Развитие общей моторики. | 1.Образование существительных единственного и множественного числа (помидор-помидоры, огурец-огурцы..). 2. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (огурец-огурчик, помидор-помидорчик..). 3. Согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде (один огурец, одна репа..). 4. Активизация глагольного словаря (Какие овощи срезают, выкапывают, срывают, выдёргивают). 5. Развитие общей, мелкой моторики. | 1.Игра «Один-много». 2. Игра «Что в корзине?». 3.Игра«Какие овощи». 4. Игра «Назови ласково». 5.Игра«Сложи картинку». 6. .П/и «В огороде». Пальч гимн: «Капуста» | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. | 5 – 6 лет | |
2 | Сад - огород | [И] | 1. Характеристика звука И. 2. Выделение звука И в слогах, словах, предложениях. 3. Анализ звукового ряда из трех гласных. 4. Воспроизведение звуковых рядов. 5. Определение места звука И в словах. 6. Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями –а, –и. 7. Знакомство с буквой И. | 1.Образование существительных единственного и множественного числа 2. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов 3. Согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде (один огурец, одна репа..). 4. Активизация глагольного словаря 5. Развитие общей, мелкой моторики. | 1.Игра «Один-много». 2. Игра «Что в корзине?». 3.Игра«Какие овощи». 4. Игра «Назови ласково». 5.Игра«Сложи картинку». | Выполнение инструкций логопеда: Например: - Возьми яблоко, понюхай его. положи в вазу, возьми огурец. Ребенок выполняет инструкцию и потом проговаривает, что он делал. | 6 – 7 лет |
Сад - огород | [А], [У] | 1. Произнесение и сопоставление звуков А, У. 2. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА. 3. Воспроизвед. звуковых рядов АУ, УА, АУА, УАУ. 4. Деление слов на слоги. 5. Выделение звуков У, А в слогах, словах. 6. Развитие слухового внимания. | Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения. Уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Падежные конструкции, винительный падеж существительных в единственном числе Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа. Игра: «Назови ласково» Игра «Кто это? Что это?» | «Выполни задание» (покажи левой рукой правый глаз...) массаж мячом | Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием серии сюжетных картин. | 5 – 6 лет | |
3 | Грибы, ягоды | [Б], [Б`] | 1. Дифференциация звуков Б-Б` в слогах, словах. 2. Звуковой анализ слова баба. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Деление слов на слоги. 5. Определение позиции звуков Б-Б` в словах. 6. Знакомство с буквой Б. | 1. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 2. Согласование существительных с прилагательными. 3.Образование относительных прилагательных. 4.Совершенствование навыка слогового анализа. 5. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. 6. Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 7. Согласование количественных числительных один, одна с существительными в роде 8. Совершенствование навыков конструирования. | 1. Игра «Скажи наоборот». 4. Игра «Составь предложение». 5. Игра «Маленькие кулинары». 6. Упражнение «Компот». 7. Игра «Есть – нет». 8. Игра «Назови ласково». 9. Игра «Кто скорее?». Рисование , штриховка «грибы» | Пересказ рассказа В.Катаева "Грибы" с помощью сюжетных картин. | 6 – 7 лет 5 – 6 лет |
Грибы, ягоды | [О] | 1. Характеристика звука О. 2.Определение места звука О в слове. 3. Выделение ударного и безударного гласного звука О. 4.Звуковой анализ звукосочетаний ОА, ОА. 5. Развитие слухового внимания. 6. Знакомство с буквой О. 7. Развитие общей моторики. | Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. Игра «Кто сказал правильно?» Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе. Пользоваться в речи глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе | Пальчик. гимн. «Ягоды – это…» | Пересказ рассказа Я.Тайца "По ягоды" с использованием предметных картинок. | ||
4 | Осень. Подготовка животных к зиме. | [П]-[П`] | 1. Дифференциация звуков П-П` в слогах, словах. 2. Звуковой анализ слова папа. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Определение позиции звуков П-П` в словах. 5. Знакомство с буквой П. | 1. Развитие мелкой моторики. 2. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (береза-березка). 3. Совершенствование навыка слогового анализа. 4. Согласование прилагательных с существительными. 5. Пополнение активного словаря наречиями с противоположным значением. 6. Активизация глагольного словаря. 7. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что. | 1. Игра «Назови ласково дерево». 2. Игра «Осенний дождь». 3. Игра «Какой? Какие? Какая?». 4. Игра «Слова родственники». 5. Игра «Подбери слово». 6. Игра «Скажи наоборот». 7. Игра «Составь предложение». Заштрихуй осенний листок (следи за направлением стрелки) | Рассказывание по теме "Осень" «Расскажи о признаках осени» по схеме Расскажи, что ты знаешь об осени? Пересказ рассказа Н.Сладкова "Осень на пороге" с использованием магнитной доски. | 6 – 7 лет 5 – 6 лет |
Осень. | [И] | 1. Характеристика звука И. 2. Выделение звука И в слогах, словах, предложениях. 3.Определение места звука И в слове. 4. Развитие слухового внимания. 5. Деление слов на слоги. 6. Знакомство с буквой И. | 1. Образование существительных ед. и мн.ч. в разных падежах. 1. Р.п.: Мало солнца, много туч. 2.Т.п.: Иду под дождем. 3. П.п.: Дети рассказывали о дождливой погоде, о серых тучах. 2. Активизация качественных прилагательных (дождь какой? холодный, сильный, долгий..). 3. Антонимы (Летом день длинный, а осенью короткий). 4. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (дождь-дождичек, лист-листочек..). 5. Развитие общей, мелкой моторики. | 1. Игра «Расскажи об осени». 2. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Скажи наоборот». 5. Игра «Сложи картинку». 6. П\и «Осень». | |||
5 | Перелетные птицы. Перелетные птицы. | [В]-[В`] | 1. Дифференциация звуков В-В` в слогах, словах. 2. Звуковой анализ слова ВАТА. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Определение позиции звуков В-В` в словах. 5. Знакомство с буквой В. | 1. Образование притяжательных прилагательных. 2. Совершенствование навыка анализа предложений. 3. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что. 4. Образование существительных с суффиксами -ат-, -ят-. 5. Активизация относительных прилагательных (у журавля-журавлиные). 6. Образование существительных единственного и множественного числа. 7. Образование глаголов с помощью приставок: лететь – улететь, перелететь, вылететь, залететь, отлететь. 8.Развитие зрительного гнозиса и пространственно праксиса. | 1. Игра «Чей? Чья? Чье?». 2. Игра «Составь схему». 3. Игра «Кто лишний?». 4. Упражнение «У кого кто?». 5. Игра «Какой? Какая? Какие?». 6. Игра «Один-много». 7. Игра «Птицы». 8. Игра «Сложить картинки». | Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова "Улетают журавли" с помощью опорных сигналов. | 6 – 7 лет |
[И] | 1.Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков. 2.Выделять звук в начале слова. 3.Анализ сочетаний АУ, ИА, УИ | 1. Образование существительных единственного и множественного числа (аист-аисты, соловей-соловьи). 2. Образование глаголов с помощью приставок: лететь – улететь, перелететь, вылететь, залететь, отлететь. 3. Активизация относительных прилагательных (у журавля-журавлиные). 4. Согласование существительных с числительными (один соловей, два соловья). 5. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Посчитаем». 2. Игра «Чьи крылья?». 3. Игра «Назови ласково». 4.Игра»Расскажи о птице». 5. Игра «Какой птицы не стало?» 6. П/и «Аист». Пальч. гимнастика игра «АИСТ» Перебери горох и фасоль | Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой "Лебеди" с использованием сюжетных картин. | 5 – 6 лет | ||
НОЯБРЬ | |||||||
1 | Лес. Деревья. Деревья. | [Ы] | 1. Характеристика звука Ы. 2. Выделение звука Ы в слогах, словах, предложениях. 3. Анализ звукового ряда без стечения согласных. 4. Воспроизведение звуковых рядов. 5. Определение места звука Ы в словах. 6. Деление слов на слоги. 7. Знакомство с буквой Ы. | 1. Развитие мелкой моторики. 2. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (береза-березка). 3. Совершенствование навыка слогового анализа. 4. Согласование прилагательных с существительными. 5. Пополнение активного словаря наречиями с противоположным значением. 6. Активизация глагольного словаря. 7. Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что. | 1. Игра «Назови ласково дерево». 2. Игра «Осенний дождь». 3. Игра «Какой? Какие? Какая?». 4. Игра «Слова родственники». 5. Игра «Подбери слово». 6. Игра «Скажи наоборот». 7. Игра «Составь предложение" 8.Рисование, штриховка | Составление описательного рассказа «Дерево» с использованием схемы описания. | 6 - 7 лет |
[А], [О],[У] | 1. Характеристика звуков А,О,У. 2. Учить различать на слух звуки А,О,У в начале и в конце слов. 3. Анализ и синтез звукосочетаний АОУ, ОАУ. 4. Воспроизведение звуковых рядов. | 1. Согласование существительных с числительными (один дуб, два дуба..), 2. Активизация качественных прилагательных (лист какой? кленовый, дубовый..). 3. Использование в речи глаголов, согласовывая их с существительными (лист кружится, опадает). 4. Активизация относительных прилагательных (дубовый, кленовый..). 5. Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (дуб-дубочек, лист-листочек..). 6. Употребление предлога у. | 1. Игра «Посчитаем». 2. Игра «С какого дерева лист». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Подбери слово». 5. П\и «Листья». Пальч. гимнастика Игра «Осенние листья» | Составление описательного рассказа «Дерево» с опорой на схему | |||
2 | Семья. | [Ф]-[Ф`] | 1. Характеристика звука Ф. 2. Дифференциация звуков Ф-Ф` в слогах, словах. 3. Звуковой анализ слов ФОМА, ФИМА 4. Воспроизведение слоговых рядов. 5. Определение места звуков Ф-Ф` в словах. 6. Знакомство с буквой Ф. | 1. Пополнение экспрессивного словаря приставочными предлогами. 2. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 3. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Употребление глаголов (шить- вязать-вышивать,вытирать-подметать-мыть-стирать-помогать и др.), прилагательных (старый-молодой, старший-младший, строгая-добрая), наречий (строго-лаского). 6. Образование однокоренных слов: брат – братик, братишка, браток. 7. Понимание логико-грамматических конструкций. | 1. Упражнение «Что делает девочка?». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Упражнение «Составь предложение». 4. Игра «Найди звук». 5. Игра «Подбери признак». 6. Игра «Словарик». | Рассказ по сюжетной картине "Семья" . | 6 - 7 лет 5 - 6 лет |
Семья. | [М] | 1. Характеристика звука М. 2. Определение места звука М` в слове. 3. Деление слов на слоги. 4. Звуковой анализ слогов МУ, МА. 4. Воспроизведение слоговых рядов. 5. Развитие слухового внимания. 6. Знакомство с буквой М. | 1. Употребление глаголов (шить- вязать-вышивать,вытирать-подметать-мыть-стирать-помогать и др.), прилагательных (старый-молодой, старший-младший, строгая-добрая), наречий (строго-лаского). 2. Образование однокоренных слов: брат – братик, братишка, браток. 3. Согласование имени существительных с прилагательными. 4. Понимание логико-грамматических конструкций. 5. Антонимы. 6.Развитие общей моторики. | 1. Игра «Подбери признак». 2. Игра «Покажи, где..». 3. Игра «Скажи наоборот». 4.П\и «Маму я свою люблю». 5.Пальчиковая гимнастика «Помощники» | Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картинок (с элементами творчества) | ||
3 | Одежда. | [И]-[Ы] | 1.Сопоставление звуков Ы,И. 2. Воспроизведение звуковых рядов. 3. Анализ звукового ряда из трех гласных. 4. Деление слов на слоги. 5. Образование именительного падежа множественного числа существительных. 6. Развитие слухового внимания. | 1. Образование относительных прилагательных. 2. Согласование существительных с прилагательными. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Совершенствование навыка слогового анализа. 5. Развитие зрительного внимания, обобщающие понятия. 6. Обогащение экспрессивной речи словами-существительными (части и целое). 7. Составление сложноподчиненных предложений с придаточными времени. 8. Образование существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными. | 1. Игра «Летом и осенью». 2. Игра «Развесь одежду». 3. Игра «Раздели на слоги». 4. Игра «Платья для Марины». 5. Упражнение «Выбери для осенней прогулки». 6. Игра «Есть – нет». 1. Игра «Назови части и целое». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Послушай-покажи». 4. Игра «Мой, моя, моё, мои». 5. Игра «Какой? Какая? Какие?» 6. Игра «Что пропало?» | Составление описательного рассказа по теме "Одежда" с опорой на схему. | 6 – 7 лет 5- 6 лет |
Одежда | [Н] | 1. Характеристика звука М. 2. Определение места звука Н в слове. 3. Деление слов на слоги. 4. Звуковой анализ слогов НО, НА. 4. Воспроизведение слоговых рядов. 5. Развитие слухового внимания. 6. Знакомство с буквой Н. | 1. Называть части одежды (рукав, воротник, карман и т. д.). 2. Активизация приставочных глаголов (завязывать-развязывать, одевать-раздевать, зашивать-вышивать-пришивать). 3. Употребление притяжательных местоимений (моя, мои, мой, моё). 4. Понимание сложных инструкций (повесь футболку на спинку стула, а шорты положи на стул). 5. Образование существительных единственного и множественного числа (шуба - шубы). 6. Согласование существительных с прилагательными (куртка-красная, тёплая.). 7. Развитие общей моторики. | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. | |||
4 | Обувь. Головные уборы. Обувь. Головные уборы. | [Г]-[ Г`] | 1. Дифференциация звуков Г-Г` в слогах, словах. 2. Звуковой анализ слов гном, гимн. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Определение места звуков Г-Г` в словах. 5. Знакомство с буквой Г. | 1. Образование относительных прилагательных. 2. Согласование существительных с прилагательными. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Совершенствование навыка слогового анализа. 5. Развитие зрительного внимания, обобщающие понятия. 6. Обогащение экспрессивной речи словами-существительными (части и целое). 7. Составление сложноподчиненных предложений с придаточными времени. 8. Образование существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными. | 1. Игра «Летом и осенью». 2. Игра «Развесь одежду». 3. Игра «Раздели на слоги». 4. Игра «Ботинки для Марины». 5. Упражнение «Выбери для осенней прогулки». 6. Игра «Есть – нет». | 1. Игра "Оденем куклу" | 6 – 7 лет 5 – 6 лет |
[П] | 1. Характеристика звука П. 2. Выделение звука П в слогах, словах, предложениях. 3. Звуковой анализ обратных слогов АП,УП. 4. Определение места звука П в слове. 5. Деление слов на слоги. 6. Знакомство с буквой П. | 1. Называть части обуви (язычок, замок, подошва, каблук и т. д.). 2. Активизация приставочных глаголов (завязывать-развязывать, одевать-раздевать, зашивать-вышивать-пришивать). 3. Употребление притяжательных местоимений (моя шапка, мои ботинки). 4. Понимание сложных инструкций (положи косынку на спинку стула, а шапку положи на стул). 5. Образование существительных единственного и множественного числа (шапка-шапки..). 6. Согласование существительных с прилагательными (куртка-красная, тёплая.). 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Назови части и целое». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Послушай-покажи». 4. Игра «Мой, моя, моё, мои». 5. Игра «Какой? Какая? Какие?» 6. Игра «Что пропало?». 7. П/и «Сколько обуви у нас». | Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин | |||
II период обучения | |||||||
ДЕКАБРЬ | |||||||
1 | Зима | [К]-[ К`] | 1. Дифференциация звуков К-К` в слогах, словах. 2. Звуковой анализ слов кот, кит. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Определение места звуков К-К` в словах. 5. Знакомство с буквой К. | 1. Активизация словаря 2. Составление предложений с противопоставлением. 3. Совершенствование навыка слогового анализа. 4. Развитие зрительного гнозиса и пространственно праксиса. 5. Формирование навыка чтения слогов, слов. 6. Употребление предлогов. 7. Составление и анализ деформированных предложений с опорой на картинки. 8. Образование существительных единственного и множественного числа. | 1. Игра «Узнай по запаху». 2. Игра «Сравни и назови». 3. Игра «Раздели на слоги». 4. Упражнение «Волшебные снежинки». 5. Игра «Сложить картинки». 6. Игра «Кормушка». 7. Упражнение «Мы читаем». 8. Упражнение «Составь предложение». 9. Игра «Один-много». | Составление рассказа "Зима" | 6 - 7 лет 5 - 6 лет |
[Б] | 1. Характеристика звука Б. 2. Звуковой анализ слова БАНТ. 3. Выделение звука Б в слогах, словах, предложениях. 4. Определение места звука Б в слове. 5.Деление слов на слоги. 6. Знакомство с буквой Б. | 1. Употребление предлогов в, на, под, за, над, с. 2. Упражнение в подборе глаголов к существительному (ветер – дует, воет, завывает; снег – кружится, падает, укрывает, покрывает, скрипит, сверкает). 3. Употребление имен существительных в форме винительного падежа единственного и множественного числа. 4. Согласование имён существительных с прилагательными. 5. Активизация глагольного словаря. 6. Антонимы (летом дни жаркие, а зимой холодные). | 1. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Игра «Из чего-какой?». 4. Игра «Кто как голос подаёт? 5. Игра «Чьи перья?». 6. Игра «Узнай птицу». | Пересказ рассказа "Общая горка", составленного по картине с проблемным сюжетом. | |||
2 | Зимующие птицы | [Д]-[ Д`] | 1. Дифференциация звуков Д-Д` в слогах, словах. 2. Звуковой анализ слов Дима, дом.. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Определение места звуков Д-Д` в словах. 5. Знакомство с буквой Д. | 1. Развитие обоняния. 2. Составление предложений с противопоставлением. 3. Совершенствование навыка слогового анализа. 4. Развитие зрительного гнозиса и пространственно праксиса. 5. Формирование навыка чтения слогов, слов. 6. Употребление предлогов. 7. Составление и анализ деформированных предложений с опорой на картинки. 8. Образование существительных единственного и множественного числа. | 1. Игра «Узнай по запаху». 2. Игра «Сравни и назови». 3. Игра «Раздели на слоги». 4. Упражнение «Волшебные снежинки». 5. Игра «Сложить картинки». 6. Игра «Кормушка». 7. Упражнение «Мы читаем». 8. Упражнение «Составь предложение». 9. Игра «Один-много». | Составление рассказа "Кормушка" по серии сюжетных картин. | 6 - 7 лет |
[Г] | 1. Характеристика звука Г. 2. Звуковой анализ слогов ГА, УГУ 3. Определение места звука Г в слове. 4. Деление слов на слоги. 5. Развитие слухового внимания. 6. Воспроизведение слоговых рядов. 7. Знакомство с буквой Г. | 1. Употребление предлогов в, на, под, за, над, с. 2. Упражнение в подборе глаголов к существительному 3. Употребление имен существительных в форме винительного падежа единственного и множественного числа. 4. Согласование имён существительных с прилагательными. 5. Активизация глагольного словаря: Кто как голос подает? 6. Антонимы . 7. Образование притяжательных прилагательных (перья ворона (чьи?) - вороньи). | 1. Игра «Посчитаем». 2. Игра «Чьи крылья?». 3. Игра «Назови ласково». 4.Игра»Расскажи о птице». 5. Игра «Какой птицы не стало?» 6. Игра «Узнай птицу» 7. Игра «Кто как голос подаёт? 5. Игра «Чьи перья?». | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. | 5 - 6 лет | ||
3 | Дикие животные наших лесов. Зимние забавы. | [О]-[ У] | 1.Сопоставление звуков О, У. 2. Выделение ударных и безударных звуков О, У в начале слова. 3. Воспроизведение звуковых рядов из двух гласных звуков. 4. Анализ звукового ряда из трех гласных. 5. Развитие слухового внимания. | 1. Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их образе жизни. 2. Составление сложноподчиненных предложений. 3. Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-. 4. Употребление предлогов. 5. Употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже. 6. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. 7. Совершенствование навыка слогового анализа. 8. Составление и анализ деформированных предложений с опорой на картинки. 9. Развитие фонематического слуха. | 1. Игра «Словарик». 2. Упражнение «Составь предложение». 3. Игра «Назови семью». 4. Игра «Кто откуда?». 5. Игра «Есть-нет». 6. Игра «Угости животных». 7. Игра «Раздели на слоги». 8. Игра «Найди дом для животных». 9. Игра «Один-много». | Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат" | 6 - 7 лет |
[К] | 1. Характеристика звука К. 2. Звуковой анализ слова КОТ. 3. Определение места звука К в слове. 4. Деление слов на слоги. 5. Развитие слухового внимания. 6. Воспроизведение слоговых рядов. 7. Знакомство с буквой К. | 1. Изменять глаголы по времени (катается-катался-будет кататься). 2. Согласование числительных с существительными и прилагательными. 3. Употребление предлогов как в словосочетаниях, так и в полных предложениях. 4. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 5.Составлени е деформированных предложений. 6. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Составь предложение». 3. Игра «Доскажи слово». 4. П\и «Мы активно отдыхаем». | Составление рассказа "Зимние забавы" по сюжетной картине (образец - рассказ логопеда). | 5 - 6 лет | ||
4 | Наш город. Дом и его части. | [Т]-[ Т`] | 1. Дифференциация звуков Т-Т` в слогах, словах. 2. Звуковой анализ слова Тома. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Определение места звуков Т-Т` в словах. 5. Знакомство с буквой Т. | 1. Согласование прилагательных с существительными. 2. Антонимы (широкий – узкий, далеко – близко, вверху – внизу, старый – новый). 3. Образование существительных единственного и множественного числа. 4. Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами. 5. Согласование существительных с числительными один, три, пять. 6. Составление и анализ деформированных предложений с опорой на картинки. 7. Формирование навыка чтения слогов, слов. 8. Совершенствование навыка слогового анализа. 9. Развитие мелкой моторики. | 1. Упражнение «Какой? Какая? Какие?». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Игра «Один-много». 4. Игра «Словарик». 5. Игра «Посчитаем». 6. Упражнение «Составь предложение». 7. Упражнение «Мы читаем». 8. Игра «Раздели на слоги». | Составление рассказа "Дом в котором я живу" (из личного опыта) | 6 - 7 лет |
[Д] | 1. Характеристика звука Д. 2. Звуковой анализ слова ДОМ. 3. Определение места звука Д в слове. 4. Деление слов на слоги. 5. Развитие слухового внимания. 6. Воспроизведение слоговых рядов. 7. Знакомство с буквой Д. | Игра: «Какой по материалу?» | Пальчик гимн. «Елочка» | Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа. | 5 - 6 лет | ||
ЯНВАРЬ | |||||||
2 | Посуда. | [С] | 1. Характеристика звука С. 2. Выделение звука С в слогах, словах, предложениях. 3. Воспроизведение звуковых рядов. 4. Анализ слова суп. 5. Определение места звука С в словах. 6. Деление слов на слоги. 7. Знакомство с буквой С. | 1. Совершенствование навыка образования слов с суффиксом –иц-. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Образование относительных прилагательных. 4. Формирование навыка чтения слогов, слов. 5. Образование существительных в форме родительного и творительного падежей. 6. Развитие фонематического слуха. 7. Составление сложноподчиненных предложений со словами для того чтобы. Формирование навыка чтения слогов, слов. 8. Совершенствование навыка слогового анализа. | 1. Упражнение «Виды посуды». 2. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?». 3. Упражнение «Мы читаем». 4. Игра «Федорино горе». 5. Игра «Расставь посуду». 6. Упражнение «Для чего?». 7. Игра «Раздели на слоги». 8.Рисование , штриховка ПОСУДЫ. | Пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль" (с элементами драматизации) | 6 -7 лет |
[Т] | 1. Характеристика звука Т. 2. Звуковой анализ слова ТОМ. 3. Определение места звука Т в слове. 4. Деление слов на слоги. 5. Развитие слухового внимания. 6. Воспроизведение слоговых рядов. 7. Знакомство с буквой Т. | 1. Образование относительных прилагательных (фарфоровая, стеклянная, деревянная, металлическая). 2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных (тарелка-тарелки). 3. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 4. Согласование прилагательных с существительными в форме именительного и родительного падежей единственного числа. 5. Образование притяжательных прилагательных Чей? Чья? Чьё? Чьи? 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Какой? Какая? Какие?». 3. Игра «Жадина» 4. Игра «Из чего-какой?». 5. Игра «Что где лежит?». 6. Игра «Какая посуда спряталась на картинке?» 7. П\и «Чайник» | Пересказ рассказа Е.Пермяка "Как Маша стала большой" | 5 - 6 лет | ||
3 | Продукты питания. | [ С`] | 1. Характеристика звука С`. 2. Выделение звука С` в слогах, словах, предложениях. 3. Воспроизведение звуковых рядов. 4. Анализ слова Сима. 5. Определение места звука С` в словах. | 1. Различение понятий «варить-жарить-печь». 2. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 3. Образование существительных единственного и множественного числа. 4. Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами. 5. Совершенствование навыка слогового анализа. 6. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. 7. Развитие мелкой моторики. 8. Развитие фонематического слуха. | 1. Упражнение «Мы готовим». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Игра «Один-много». 4. Игра «Словарик». 5. Упражнение «Составь предложение». 6. Игра «Раздели на слоги». 7. Игра «Магазин». | Составление рассказа "Кто кормит нас вкусно и полезно" | 6 - 7 лет |
[В] | 1. Характеристика звука В. 2. Определение места звука В в слове. 3. Выделение звуков В-В` в слогах, словах. 4. Воспроизведение слоговых рядов. 5. Звуковой анализ слогов ВИ, ВУ. 6. Знакомство с буквой В. | 1. Активизация глагольного словаря приставочными глаголами (наливать-подливать-выливать-переливать-разливать, приносить-уносить). 2. Различение понятий «варить-жарить-печь». 3. Употребление предлогов как в словосочетаниях, так и в полных предложениях с (С чем пьют чай? – С вареньем, с печеньем, с конфетой), из (Из чего сварили манную кашу? – Из манной крупы. Откуда наливают суп в тарелку? – Из кастрюли), в (В чем варят суп? – В кастрюле. Суп варят в кастрюле. Куда налили сок? – В бокал), на (На чем жарят котлеты? – На сковороде. Мама жарит котлеты на сковороде). 4. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 5 Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Поварёнок». 3. Игра «Скажи наоборот». 4. Игра «Жадина». 5. П\и «Мы месим тесто». | Пересказ - инсценировка сказки "Колосок с использованием серии сюжетных картин. | 5 - 6 лет | ||
4 | Домашние животные. | [С]-[ С`] | 1. Дифференциация звуков С-С` в слогах, словах. 2. Деление слов на слоги. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Определение места звуков С-С` в словах. 5. Упражнение в образовании сложных слов путем сложения по данному образцу. | 1. Притяжательные прилагательные (морда (чья?) – лошадиная, коровья, собачья). 2. Расширение глагольного словаря. 3. Употребление существительных в косвенных падежах. 4. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 5. Совершенствование навыка слогового анализа. 6. Употребление существительных в форме множественного числа в родительном и творительном падежах. 7. Образование и употребление предлогов и притяжательных прилагательных. 8. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. | 1. Упражнение «Чей? Чьи? Чье?». 2. Игра «Кто что делает?». 3. Игра «Накорми животных». 4. Игра «Скажи наоборот». 5. Игра «Раздели на слоги». 6. Игра «Чего не хватает?». 7. Игра «Кто за забором?». 8.Упражнение «Составь предложение». Родственные слова в шнурочках | Составление рассказа "Щенок" по серии сюжетных картин. | 6 – 7 лет |
[Ф] | 1. Характеристика звука Ф. 2. Звуковой анализ слова ФАНТ. 3. Выделение звука Ф в слогах, словах, предложениях. 4. Определение места звука Ф в слове. 5.Деление слов на слоги. | 1. Образование существительных мн.ч. от ед.ч. (жеребенок – жеребята, конь – кони, кот – коты). 2. Притяжательные прилагательные (морда (чья?) – лошадиная, коровья, собачья). 3. Образование существительных ед.ч. и мн.ч. в разных падежах: Р.п.: Нет коня – много коней, нет щенка – много щенят. Т.п.: Лошадь кормят сеном, а собаку мясом. 4. Образование глаголов с помощью приставок (собака – прибежала, подбежала). 5. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (кот-котик). 6. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Назови ласково». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Чей дом?». 4. Игра «Назови детёнышей». 5 Игра «Что у кого?» 6. Игра «Запомни и назови» 7. П\и «Кролики». | Пересказ рассказа Л.Толстого "Котенок" | 5 - 6 лет | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
1 | Домашние птицы. | [ З`] | 1. Характеристика звука З`. 2. Выделение звука З` в слогах, словах, предложениях. 3. Воспроизведение звуковых рядов. 4. Анализ слова зима. 5. Определение места звука З` в словах. | 1. Расширение глагольного словаря. 2. Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Развитие зрительного внимания, обобщающие понятия. 5. Совершенствование навыка слогового анализа. 6. Составление и анализ деформированных предложений с опорой на картинки. 7. Обратить внимание на трудные формы множественного числа (курица – куры, яйцо – яйца, гнездо – гнезда, цыпленок – цыплята). 8. Образование относительных прилагательных. | 1. Игра «Кто как подает голос?». 2. Игра «Назови семью». 3. Игра «Слушай внимательно». 4. Игра «Четвертый лишний». 5. Игра «Раздели на слоги». 6. Упражнение «Составь предложение». 7. Игра «Один-много». 8. Игра «Найди правильную буквы М, П, О, Ы, Т». 9. Игра «Чей? Чьи? Чье?». | Пересказ рассказа В.Сутеева "Добрая утка" | 6 - 7 лет |
[Х] | 1. Характеристика звука Х. 2. Звуковой анализ прямых и обратных слогов. 3. Выделение звука Х в слогах, словах, предложениях. 4. Определение места звука Х в слове. 5.Деление слов на слоги. 6. Знакомство с буквой Х. | 1. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 2. Отвечать на вопрос о ком, используя предлог о (Кто о ком заботится? – Курица заботится о курах). 3. Активизация глагольного словаря: Кто как голос подает? Способ передвижения. 4. Образование множественного числа имени существительных. 5. Притяжательные прилагательные (морда (чья?) – лошадиная, коровья). 6. Развитие общей моторики. | 1.Игра«Назови ласково». 2. Игра«Один-много». 3.Игра«Чей дом?» 4. Игра «Назови детёнышей». 5.Игра «Четвёртый лишний». 6.Игра «Что у кого?» | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 5 - 6 лет | ||
2 | День защитника Отечества. Военные профессии. | [З]-[ З`] | 1. Дифференциация звуков З-З` в слогах, словах. 2. Деление слов на слоги. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Определение места звуков З-З` в словах. 5. Упражнение в употребление предлогов за, из-за (преобразование деформированной фразы). 6. Знакомство с буквой З. | 1. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. 2. Развитие фонематического слуха. 3. Совершенствование навыка слогового анализа. 4. Обогащение экспрессивной речи словами-глаголами. 5. Образование глаголов движения с приставками, употребление предлогов. 6. Развитие мелкой моторики. 7. Образование существительных единственного и множественного числа. 8. Образование названий профессий с помощью суффиксов –чик, -ист (летчик, ракетчик, танкист). 9. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. | 1. Упражнение «Кто кем служит?». 2. Игра «Корабли». 3. Игра «Раздели на слоги». 4. Игра «Кто что делает?». 5. Игра «Один-много». 6. Упражнение «Составь предложение». 7. Игра «Назови профессию». | Составление рассказа "Собака - санитар" по серии сюжетных картин. Заучивание стихотворения ко Дню защитника Отечества. | 6 - 7 лет |
[Г],[К],[Х] | 1. Закрепление произношения и различение звуков Г, К,Х. 2. . Выделение звуков Г, К,Х в слогах, словах, предложениях. 3. Деление слов на слоги. 4. Развитие слухового внимания. 5. Воспроизведение слоговых рядов. | 1. Образование существительных Р.п. ед и мн.ч.: много (кого?) – моряков, солдат, летчиков, штурманов; много (чего?) – оружия, ракет, снарядов, обмундирования. 2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (одно орудие, два орудия, пять орудий). 3. Образование названий профессий с помощью суффиксов –чик, -ист (летчик, ракетчик, танкист). 4. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 5. Развитие общей, мелкой моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Кто служит в Армии?». 3. Игра «Считай и называй». 4. Игра «Исправь предложение». 5.П\и «Пограничники». | Пересказ рассказа Л.Кассиля "Сестра" Заучивание стихотворений ко Дню защитника Отечества. | 5 - 6 лет. | ||
3 | Животные холодных стран. | [М]-[ М`] | 1. Дифференциация звуков М-М` в слогах, словах. 2. Звуковой анализ слова мама. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Деление слов на слоги. 5. Определение позиции звуков М-М` в словах. 6. Знакомство с буквой М. | 1. Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей: олененок – оленята, моржонок – моржата. 2. Согласование числительных с существительным в роде и числе: один моржонок, два моржонка, пять моржат. 3. Совершенствование навыка слогового анализа. 4. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 5. Составление сложносочинённых предложений с союзом а 6. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 7. Развитие фонематического слуха. | 1. Упражнение «Назови семью». 2. Игра «Посчитаем». 3. Игра «Раздели на слоги». 4. Игра «Один-много». 5. Упражнение «Составь предложение». 6. Игра «Скажи наоборот». 7. Игра «Подбери льдину для животных». | Составление рассказа - описания "Мое любимое животное" | 6 - 7 лет |
[П],[Т] | 1. Характеристика звуков Т, П. 2. Выделение последнего глухого согласного в словах. 3. Деление слов на слоги. 4. Звуковой анализ и синтез слогов АП, ТУ. 5. Развитие слухового внимания. 6. Воспроизведение слоговых рядов. 7. Развитие общей моторики. | 1. Образование существительных ед. и мн.ч., обозначающих детенышей: олененок – оленята, моржонок – моржата. 2. Согласование числительных с существительным в роде и числе: один моржонок, два моржонка, пять моржат. 3. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 4. Составление сложносочинённых предложений с союзом а 5. Антонимы. 6. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Назови семью». 3. Игра «Считай и называй». 4. Игра «Скажи наоборот». 5.П\и «Белый медведь». | Составление рассказа- описания о животном "Я люблю...." | 5 - 6 лет | ||
4 | Животные жарких стран | [Н]-[ Н`] | 1. Дифференциация звуков Н-Н` в слогах, словах. 2. Звуковой анализ слова Нина. 3. Воспроизведение слоговых рядов. 4. Определение места звуков Н-Н` в словах. 5. Знакомство с буквой Н. | 1. Развитие фонематического слуха. 2. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 3. Образование притяжательных прилагательных. 4. Развитее тонкой моторики. 5. Составление и анализ деформированных предложений. 6. Совершенствование навыка слогового анализа. 7. Уточнение многозначных слов. 8. Образование существительных единственного и множественного числа. | 1. Игра «Кто самый внимательный?». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?». 4. Упражнение «Составь буквы». 5. Упражнение «Составь предложение». 6. Игра «Раздели на слоги». 7. Упражнение «Сложные слова». 8. Игра «Один-много». | Пересказ рассказа Б.С.Житкова "Как слон спас хозяина от тигра" | 6 - 7 лет |
[Д],[Т] | 1.Характеристика звуков Д, Т. 2.Выделение последнего глухого согласного в словах. 3. Деление слов на слоги. 4. Звуковой анализ и синтез слогов ДА, ТА. 5. Развитие слухового внимания. | 1. Образование существительных мн.ч. от ед.ч.(верблюжонок – верблюжата, бегемот – бегемоты, жираф – жирафы). 2. Образование существительных в разных падежах (В Африке много жирафов, леопардов. Буду наблюдать за жирафами, кенгуру, леопардами, бегемотами). 3. Образование притяжательных прилагательных (морда – верблюжья, львиная). 4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 5. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 7.Развитие общей моторики. | 1. Игра «Кто живёт в Африке?». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Чей, чья, чьё, чьи?». 5. Игра «Назови семью». | Игра "Кто в зоопарке живет?" | 5 - 6 лет | ||
III период обучения | |||||||
МАРТ | |||||||
1 | Весна. | [Б]-[ П] | 1. Дифференциация звуков Б - П в слогах, словах. 2. Воспроизведение слоговых рядов. 3. Звуковой анализ прямых слогов. 4. Печатание прямых слогов по диктовку по следам анализа. 5. Практическое употребление предлогов. 6. Деление слов на слоги. | 1. Употребление предлогов. 2. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 3. Образование относительных прилагательных. 4. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 5. Составление и анализ предложений. 6. Совершенствование навыка слогового анализа. 7. Развитие внимания, логического мышления | 1. Упражнение «Что где лежит?». 2. Игра «Назови ласково». 3. Игра «Какой? Какая? Какие?». 4. Игра «Скажи наоборот». 5. Упражнение «Составь предложение». | Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого "Весна" с придумыванием последующих событий. | 6 - 7 лет |
[В],[Ф] | 1. Закрепление произношения и различение звуков Ф,В. 2. . Выделение звуков Ф,В в слогах, словах, предложениях. 3. Деление слов на слоги. 4. Развитие слухового внимания. 5. Воспроизведение слоговых рядов. | 1. Образование существительных ед. и мн.ч. в разных падежах. Р.п.: В весенний день много света, луж, ручьев. Д.п.: Мы радуемся свету, лучам, теплу. Т.п.: Сходить в лес за березовыми ветками, березовым соком. П.п.: Мы жалеем зимой о весенних ручейках, цветах, теплом солнышке. 2. Подбор глаголов к существительному, согласовывая их в единственном и множественном числе (весна идет, спешит, торопится, наступает, приближается; ручьи бегут, журчат, спешат). 3. Антонимы. 4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 5. Развитие мелкой моторики. | 1. Игра «Подбирай, называй, запоминай». 2. Игра «Скажи наоборот». 3. Игра «Назови ласково». 4. Игра «Какой?Какие?». 5.П\и «Кап, кап, Веснянка». | Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин | 5 - 6 лет | ||
2 | Мамин праздник. Женские профессии. | [Д]-[ Т] | 1. Дифференциация звуков Д - Т в слогах, словах. 2. Воспроизведение слоговых рядов. 3. Звуковой анализ прямых слогов. 4. Печатание прямых слогов по диктовку по следам анализа. 5. Практическое употребление предлогов. 6. Деление слов на слоги. | 1. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 2. Активизация глаголов, связанные с трудом людей, согласовывая их с существительными в числе (повар варит – повара варят). 3. Образование существительных единственного и множественного числа. 4. Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами. 5. Составление и анализ предложений с опорой на картинки. 6. Развитие мелкой моторики. 7. Развитие фонематического слуха. 8. Совершенствование навыка слогового анализа. | 1. Игра «Скажи наоборот». 2. Игра «Кому что нужно для работы?». 3. Игра «Один-много». 4. Игра «Словарик». 5. Упражнение «Составь предложение». 6. Игра «Раздели на слоги». 7. Игра «Профессии». | Составление рассказа "Поздравляем маму" по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | 6 - 7 лет- |
[М],[Н] | 1. Различение звуков М, Н на слух и в произношении. 2. Выделение М, Н в слогах, словах, предложениях. 3. Воспроизведение слоговых рядов 4. Деление слов на слоги. 5. Развитие слухового внимания. | 1. Активизация глаголов, связанные с трудом людей, согласовывая их с существительными в числе (повар варит – повара варят). 2. Образование названий профессий с помощью суффиксов – иц, -их, -к (воспитательница, портниха, артистка). 3. Согласование названий профессий с личными местоимениями (он портной, она портниха). 4. Употребление винительного падежа имён существительных (повар варит (что?)….). 5. Развитие мелкой моторики. | 1. Игра «Кому что нужно для работы?». 2. Игра «Что делают». 3. Игра «Найди ошибку». 4. Игра «Бывает – не бывает». 5. Игра «Кем работает человек, который.». 6. П/г «Наперсток» | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. | 5 - 6 лет- | ||
3 | Транспорт. Профессии на транспорте. | [В]-[ Ф] | 1. Дифференциация звуков В - Ф в слогах, словах. 2. Воспроизведение слоговых рядов. 3. Звуковой анализ прямых слогов. 4. Печатание прямых слогов по диктовку по следам анализа. 5. Практическое употребление предлогов. 6. Деление слов на слоги. | 1. Согласование числительных с существительными. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Расширение глагольного словаря. 4. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 5. Составление и анализ деформированных предложений с опорой на картинки. 6. Совершенствование навыка слогового анализа. 7. Образование сложных слов существительных. 8. Образование имен прилагательных в сравнительной степени. | 1. Игра «Есть-нет». 2. Игра «Что делает?». 3. Игра «Скажи наоборот». 4. Упражнение «Составь предложение». 5. Игра «На заправочной станции». 6. Упражнение «Для чего?». 7. Игра «Раздели на слоги». 8. Упражнение «Сложные слова». 9. Игра «Выше, ниже, дальше, ближе».. | Составление рассказа "все хорошо. что хорошо кончается" по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. | 6 - 7 лет |
[З] | 1. Характеристика звука З. 2. Определение места звука З в словах. 3. Звуковой анализ слогов ЗА, ЗО, ЗУ. 4. Воспроизведение слоговых рядов 5. Деление слов на слоги. 6. Знакомство с буквой З. | 1. Образование относительных прилагательных (воздушный, наземный, водный и т.д.) отвечать на вопросы какой? какая? какое? какие?. 2. Называть части целого предмета. 3. Употребление глаголов передвижения приставочных глаголов (уехал, приехал, отъехал, подъехал, переехал). 4. Антонимы. 5. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 6. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Считай и называй». 3. Игра «Скажи наоборот». 4. Игра «Подбери, называй, запоминай». 5. Игра «Назови одним словом». 6. Игра «Из чего-какой?». 7. П/и «Гонки» | Пересказ рассказа Г.Цыферова "Паровоз" с использованием опорных предметных картинок. | 5 - 6 лет | ||
4 | Человек. Части тела. | [К]-[ Г] | 1. Дифференциация звуков Г - К в слогах, словах. 2. Воспроизведение слоговых рядов. 3. Звуковой анализ прямых слогов. 4. Печатание прямых слогов по диктовку по следам анализа. 5. Практическое употребление предлогов. 6. Деление слов на слоги. | 1. Образование относительных прилагательных. 2. Согласование существительных с прилагательными. 3. Развитие фонематического слуха. 4. Совершенствование навыка слогового анализа. 5. Развитие зрительного внимания, обобщающие понятия. 6. Обогащение экспрессивной речи словами-существительными (части и целое). 7. Составление сложноподчиненных предложений с придаточными времени. 8. Образование существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными. | 1. Игра «Раздели на слоги». 2. Упражнение «Что забыл нарисовать художник» 3. Игра «Чего не стало?». 4. Игра «Есть-нет». 5. Игра «Словарик». 6. Упражнение «Составь предложение». | Составление рассказа "Человек" по серии картин | 6 -7 лет |
[С] | 1. Характеристика звука С. 2. Определение места звука С в словах. 3. Звуковой анализ слова СОК. 4. Воспроизведение слоговых рядов 5. Деление слов на слоги. 6. Знакомство с буквой С. | 1. Образование относительных прилагательных (Автомобильные шины из резины – резиновые; кабина из металла – металлическая), отвечать на вопросы какой? какая? какое? какие?. 2. Называть части целого предмета. 3. Употребление глаголов передвижения приставочных глаголов (уехал, приехал, отъехал, подъехал, переехал). 4. Антонимы. 5. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 6. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Считай и называй». 3. Игра «Скажи наоборот». 4. Игра «Подбери, называй, запоминай». 5. Игра «Назови одним словом». 6. Игра «Из чего-какой?». 7. П/и «Гонки» | Описательный рассказ: «Букет цветов» по картине. | 5 - 6 лет | ||
АПРЕЛЬ | |||||||
1 | Мебель. | [Ш] | 1. Характеристика звука Ш. 2. Выделение звука Ш в слогах, словах, предложениях. 3. Анализ слова мышка. 4. Определение места звука Ш в словах. 5. Знакомство с буквой Ш. | 1. Совершенствование навыка слогового анализа. 2. Развитие мелкой моторики. 3. Образование относительных прилагательных. 4. Активизация словаря по теме «Части мебели». 5. Совершенствование предложно-падежные конструкции существительных. 6. Составление и анализ предложений. 7. Образование прилагательных в сравнительной степени. 8. Развитие зрительного внимания, восприятия, связной речи. | 1. Упражнение «Новая квартира». 2. Игра «Какой? Какая? Какие?». 3. Упражнение «Будь внимательным». 4. Игра «Подскажи словечко». 5. Игра Упражнение «Составь предложение». 6. Игра «Еще лучше». 7. Игра «Кто скорее?». | Составление рассказа "Как изготавливают мебель" по опорным словам. | 6 – 7 лет |
[Ы] | 1. Характеристика звука Ы. 2. Выделение гласного звука Ы после согласного. 3. Звуковой анализ слога МЫ. 4. Определение места звука Ы в слове. 5. Деление слов на слоги. 6. Знакомство с буквой Ы. | 1. Образование относительных прилагательных (шкаф из дерева – деревянный, шкаф для книг – книжный). 2. Называть части мебели. 3. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (кровать-кроватка). 4. Упражнение в речи предлогов у, около, под, на, за, из-за. 5. Согласование существительных с числительными один, три, пять. 6. Образование существительных единственного и множественного числа (диван-диваны). 7. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Назови ласково». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Назови части и целое». 4. Игра «Из чего-какой?». 5. Игра «Считай и называй». 6. Игра «Четвёртый лишний». 7. П\и «Много мебели в квартире». | Описательный рассказ: «Мебель» с опорой на схему. | 5 – 6 лет | ||
2 | Инструменты. | [Ж] | 1. Характеристика звука Ж. 2. Выделение звука Ж в слогах, словах, предложениях. 3. Анализ слова жук. 4. Определение места звука Ж в словах. 5. Знакомство с буквой Ж. | 1. Образование существительных в косвенных падежах. 2. Развитие фонематического слуха. 3. Совершенствование навыка слогового анализа. 4. Сложноподчиненные предложения со словами потому что. 5. Совершенствование навыков словообразования (сложные слова). 6. Развитие мелкой моторики. 7. Образование существительных единственного и множественного числа. 8. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | 1. Упражнение «Кому что нужно?». 2. Игра «Ящики». 3. Игра «Раздели на слоги». 4. Упражнение «Составь предложение». 5. Упражнение «Сложные слова». 6. Игра «Один-много». 7. Игра «Назови ласково» | Составь рассказ по картине используя заданные слова. | - |
[С],[З] | 1. Закрепление произношения и различение звуков С,З. 2. . Выделение звуков С,З в слогах, словах, предложениях. 3. Деление слов на слоги. 4. Развитие слухового внимания. 5. Воспроизведение слоговых рядов. | 1. Образование существительных в косвенных падежах. 2. Развитие фонематического слуха. 3. Совершенствование навыка слогового анализа. 4. Сложноподчиненные предложения со словами потому что. 5. Совершенствование навыков словообразования (сложные слова). 6. Развитие мелкой моторики. 7. Образование существительных единственного и множественного числа. 8. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | 1. Упражнение «Кому что нужно?». 2. Игра «Ящики». 3. Игра «Назови ласково». 4. Упражнение «Составь предложение». 5. Упражнение «Сложные слова». 6. Игра «Один-много». | Составление загадки об инструменте. | - | ||
3 | Насекомые. | [Ш]-[ Ж] | 1. Дифференциация звуков Ш - Ж в слогах, словах. 2. Воспроизведение слоговых рядов. 3. Звуковой анализ прямых слогов. 4. Печатание прямых слогов по диктовку по следам анализа. 5. Практическое употребление предлогов. 6. Деление слов на слоги. | 1. Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами. 2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (Одна стрекоза, две стрекозы, …, пять стрекоз). 3. Образование существительных с суффиксом –ищ-. 4. Употребление предложно-падежных конструкций. 5. Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 6. Употребление существительных в косвенных падежах. 7. Развитие мелкой моторики. | Кулак, ребро, ладонь. | Пересказ рассказа К.Д. Ушинского "Четыре желания" | 6 - 7 |
[Т],[К] | 1.Характеристика звуков Т, К. 2.Выделение последнего глухого согласного в словах. 3. Деление слов на слоги. 4. Звуковой анализ и синтез слогов КА, ТА. 5. Развитие слухового внимания. | 1. Образование существительных в разных падежах. Р.п. ед.ч. и мн.ч.: В поле много кузнечиков, бабочек, муравьев. Т.п. мн.ч.: Птицы питаются насекомыми: жуками и комарами. П.п. ед. и мн.ч.: Энтомолог рассказал о редкой бабочке и больших осах. 2. Образование глаголов с помощью приставок (ползать - уползти, переползти, выползти, отползти, заползти). 3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже 4. Образование существительных единственного и множественного числа. 5. Употребление родительного падежа существительного. | 1. Игра «Закончи предложение». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Узнай, чьё крылышко». 4. Игра «Считай и называй». 5. Игра «Бывает –не бывает». 6. П/и «Гусеница» | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. | 5 - 6 лет | ||
4 | Цветы. | [С]-[ З] | 1. Дифференциация звуков С - З в слогах, словах. 2. Воспроизведение слоговых рядов. 3. Звуковой анализ прямых слогов. 4. Печатание прямых слогов по диктовку по следам анализа. 5. Практическое употребление предлогов. 6. Деление слов на слоги. | 1. Согласование прилагательных с существительными. 2. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 5. Составление и анализ предложений. 6. Совершенствование навыка слогового анализа. 7. Развитие внимания, логического мышления | 1. Игра «Цветы». 2. Игра «Назови ласково». 3. Игра «Какой? Какая? Какие?». 4. Игра «Скажи наоборот». 5. Упражнение «Составь предложение». 6. Игра «Назови ласково». | Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой" с придумыванием предшествующих событий. | 6 - 7 лет |
[П],[Т],[К] | 1. Закрепление произношения и различение звуков П, Т, К. 2. . Выделение звуков П, Т, К в слогах, словах, предложениях. 3. Деление слов на слоги. 4. Развитие слухового внимания. 5. Воспроизведение слоговых рядов. | 1. Употребление простых предлогов. 2. Образование родительного падежа существительных. 3. Согласование числительных с существительными. 4. Образование существительных единственного и множественного числа. 5. Называть части целого предмета (стебель, лепесток, лист). 6.Развитие общей моторики. | 1. Игра «Назови части и целое». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Считай и называй». 4. Игра «Назови, какой?». 5. П\и «На лужайке». | Игра "На лугу" | 5 - 6 лет | ||
МАЙ | |||||||
1 | День Победы. | [Ш]-[ С] | 1. Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах. 2. Воспроизведение слоговых рядов. 3. Звуковой анализ слова Саша. 4. Печатание прямых слогов по диктовку по следам анализа. 5. Словообразование существительных с суффиксами –ист, обозначающих лиц по их занятиям. | 1. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 2. Подбор родственных слов (герой-геройский, героический..). 3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (Один танк, два танка, три танка). 4. Называть части целого предмета (у самолета корпус, крылья, пропеллер, кабина, мотор, хвост). 5. Образование существительных единственного и множественного числа. 6. Употребление родительного падежа существительного. | 1. Игра «Скажи наоборот». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Считай и называй». 4. Игра «Назови, какой?». 5. Упражнение «Составь предложение». | Пересказ рассказа С.А. Баруздина "Страна, где мы живем" | 6 - 7 лет- |
Играем со звуками | 1. Характеристика звука. 2. Придумывание слов на звук, слог. 3. Определение позиции звуков в словах. 4. Деление слов на слоги. 5. Выделение звуков в слогах, словах, предложениях. 6.Воспроизведение слоговых рядов. 7. Развитие общей моторики. | 1. Антонимы. 2. Подбор родственных слов (герой-геройский, героический..). 3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (Один танк, два танка, три танка). 4. Называть части целого предмета (у самолета корпус, крылья, пропеллер, кабина, мотор, хвост). 5. Образование существительных единственного и множественного числа. 6. Употребление родительного падежа существительного. | 1. Игра «Скажи наоборот». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Считай и называй». 4. Игра «Назови, какой?». 5. П\и «Мы сильные». | Пересказ басни Л.Толстого "Старый дед и внучек" | 5 - 6 лет | ||
2 | Школа. Школьные принадлеж- ности. Лето. | [Ж]-[ З] | 1. Дифференциация звуков З-Ж в слогах, словах. 2. Воспроизведение слоговых рядов. 3. Звуковой анализ слова кожа, коза. 4. Определение места звуков З, Ж в словах. 5. Словообразование сложного прилагательного железнодорожный, согласование его с существительными. | 1. Сложноподчиненные предложения. 2. Совершенствование навыка слогового анализа. 3. Совершенствование навыков словообразования. 4. Составление и анализ предложений. 5. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 6. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. 7. Развитие фонематического слуха. 8. Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами. | 1. Упражнение «Для чего нужны?». 2. Игра «Собери ранец». 3. Игра «Семейка слов». 4. Упражнение «Составь предложение». 5. Игра «Один-много». 6. Игра «Скажи наоборот». 7. Игра «Словарик». | Составление рассказа по серии сюжетных картин ( с одним закрытым фрагментом) | 6 - 7 лет |
Играем со звуками | 1. Характеристика звука. 2. Придумывание слов на звук, слог. 3. Определение позиции звуков в словах. 4. Деление слов на слоги. 5. Выделение звуков в слогах, словах, предложениях. 6.Воспроизведение слоговых рядов. 7. Развитие общей моторики. | 1.Закрепление представлений о лете и его приметах. 2. Согласование прилагательных с существительными. 3. Образование относительных прилагательных. 4. Составление предложений по сюжет. картинке «Лето». 5. Побор глаголов к существительным. 6. Развитие общей моторики. | 1. Игра «Составь предложение». 2. Игра «Что делает?». 3. Игра «Какой? Какая? Какие?». 4.П/и «Угадайте, где мы были?». | «Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине. | 5 - 6 лет | ||
3-4 | ОБСЛЕДОВАНИЕ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы по усвоению предложно-падежных конструкций детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Значимость речевого недоразвития определяется не только речевой патологией у детей, но и тем, какое оно оказывает влияние на общее психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Усвоение грамм...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...
Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....
Методические разработки к индивидуальному плану совместной образовательной деятельности (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, 2 УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)
Методические разработки к индивидуальному плану совместной образовательной деятельности(ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, 2 УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)...
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)...
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) (4-5 лет)
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) (4-5 лет)...
Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Тематический план работы по развитию речи с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)...