Методические разработки к индивидуальному плану совместной образовательной деятельности (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, 2 УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Методические разработки к индивидуальному плану совместной образовательной деятельности
(ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, 2 УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material_1.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический материал
Социально – коммуникативное развитие:
1. С/Р Игра «Как ухаживать за котенком».
Цель: Воспитывать желание заботиться о домашних животных.
Проблема: У куклы Маши появился котенок. Но она не знает, как с ним играть, как за ним ухаживать, чем кормить.
Задача: Ребенок должен предложить свои варианты развития игры. Педагог помогает при затруднении, помогает выбрать атрибуты для игры. Акцент в игре делается на бережное отношение к животному, ласковое общение, спокойный тон.
2. С/Р игра «Дочки-сыночки»
Цель: Воспитывать потребность ребенка в общении и становлении гуманных взаимоотношений.
Проблема: Младший брат куклы Маши капризничает и не хочет спать.
Задача: Содействовать своевременному переходу игры от предметной к сюжетно-ролевой (Ребенок укладывает куклу спать, моет руки, варит обед, кормит куклу, гуляет, лечит куклу. Ребенок переходит к передаче отношений, определяющих связи между родственниками в семье (мама, папа заботятся о дочке и сыночке, врач лечит детей).
3. Д/И «Хорошие-плохие поступки»
Цель: формирование понимания, какие поступки являются хорошими, а какие неправильными
Для занятия воспитатель должен подготовить иллюстрированные карточки: половина из них изображает положительные поступки, вторая половина – отрицательные. Ребенок обводит в круг хорошие поступки, а плохие зачеркивает. Выбор необходимо обсудить и проговорить. (Приложение 1)
4. Игра «Клоуны», Игра «Добрый-злой»
Игры направлены на смену мышечного напряжения и эмоционального расслабления. Ребенку предлагается изображения клоунов, либо смайлики, с выражением различных эмоций. Задача заключается в том, чтобы назвать правильно эмоцию и повторить ее. (Приложение 2)
5. Составление сюжетных рассказов по картинке «Мои друзья», «Детский сад»
Цель: развитие связной речи.
Ребенку предлагается схема составления рассказа, опираясь на которую он должен составить рассказ по заданной теме. (Приложение 3)
6. Д/И «Что лишнее (эмоции)»
Цель: формирование умения группировать предметы по одному признаку.
Для занятия воспитатель должен подготовить иллюстрированные карточки с изображением различных эмоций на лицах героев. Ребенок обводит в круг лишнее, по его мнению, изображение. Выбор необходимо обсудить и проговорить. (Приложение 4)
7. Составление сюжетных рассказов по картинке «Кукла Маша заблудилась»
Цель: развитие связной речи.
Ребенку предлагается иллюстрация для составления рассказа, опираясь на которую он должен составить рассказ по заданной теме. (Приложение 5)
8. Д/И «Наши добрые дела»
Цель: формирование понимания, какие поступки являются хорошими, а какие неправильными
Для занятия воспитатель должен подготовить иллюстрированные карточки: половина из них изображает положительные поступки, вторая половина – отрицательные. Ребенок обводит в круг хорошие поступки, а плохие зачеркивает. Выбор необходимо обсудить и проговорить. (Приложение 6)
9. Игра с мячом «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Ребенок и воспитатель бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Познавательное развитие
1. Д/И «Какое время года»
Цель: формирование представлений о временах года
Ребенку предлагается игра «Времена года». Он должен разложить карточки с изображением сезонных признаков по соответствующим картинкам.
2. Составление сюжетных рассказов по картинке «Осень красавица», «Как звери готовятся к зиме»
Цель: развитие связной речи.
Ребенку предлагается иллюстрация для составления рассказа, опираясь на которую он должен составить рассказ по заданной теме. (Приложение 7)
3. Д/И «Что лишнее (растения)»
Цель: формирование умения группировать предметы по одному признаку.
Для занятия воспитатель должен подготовить иллюстрированные карточки с изображением деревьев, фруктов, овощей. Ребенок обводит в круг лишнее, по его мнению, изображение. Выбор необходимо обсудить и проговорить. (Приложение 8)
4. Д/И «Соедини предметы по назначению» («Посуда», «Продукты»)
Цель: формирование представлений о назначении предметов.
Ребенку предлагаются изображения предметов. Ему необходимо соединить их с соответствующими картинками. (Приложение 9)
5. Расширение и уточнение словаря по темам: «Одежда», «Обувь» (карточки с изображениями по теме). Педагог, демонстрируя карточку, задает наводящие вопросы: Что это? Расскажи, как этот предмет используют? Для какого сезона года? И пр. (обращать внимание на о, чтобы ребенок отвечал полным предложением)
6. Д/И «Где находится предмет?»
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации на плоскости.
Педагог демонстрирует изображение ребенку, на котором ребенок находит названный предмет. Используются предлоги: на, под, спереди, сзади, сверху, снизу, справа, слева. Обратить внимание на то, чтобы ребенок проговаривал все предлоги и правильно показывал предмет. (Приложение 10)
7. Д/И «Чей детеныш» (раздаточные карточки с изображением животных и их детенышей)
Цель: Закрепление знаний о животных, умение различать и находить нужного животного.
В игру можно играть ребенку с педагогом, так же могут играть 3- 5 человек. Игрокам раздают игровые карточки с изображением детенышей животных. Педагог вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, с изображением мамы детеныша и называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет все свои карточки. Обращать внимание на то, чтобы ребенок проговаривал названия животного и детеныша.
8. Д/И «Дикие, домашние животные»
Цель: Формирование умений соотносить изображение животных с их местом обитания.
Педагог демонстрирует изображения ребенку, на котором изображены деревенский двор и лес. Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес. (Приложение 11)
9. Д/И «Найди пару»
Цель: учить сопоставлять отдельные предметы, выделяя базовые их признаки. Развивать внимание, мышление, память. Закрепить понятия: «одинаковые», «разные», «парные».
Воспитатель раскладывает на столе карточки. Предлагает ребенку рассмотреть их, отметить, чем карточки отличаются друг от друга (цветом, размером, формой). Показывает, как надо подбирать пару к каждой карточке. После этого предлагает ребенку игры самим, точно также, подобрать пары. Во время игры, ребенок проговаривает цвет, форму, размер предметов и дает обоснование своему выбору. (Приложение 12)
10. Д/И «Найди большой предмет»
Цель: расширять математические знания, формировать представление о больших и маленьких объектах.
Ребенку предлагаются изначально две одинаковые игрушки. Она большая, другая маленькая. Путем сравнения их, воспитанник выбирает большую или меньшую. Затем задание усложняется- даются две одинаковые по размеру игрушки, одна большая или маленькая. Если ребенок справляется с заданием, то игра усложняется сравнением большой, средний, маленький.
11. Д/И «Сравни предметы»
Цель: расширять математические знания, формировать представление о больших и маленьких объектах.
Ребенок сравнивает предметы путем наложения друг на друга. Выделяет какой большой, какой маленький. Воспитаннику предлагаются сначала плоскостные предметы, затем объемные. Если ребенок справляется с заданием, то игра усложняется сравнением большой, средний, маленький.
12. Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Цель: формирование правильной грамматической структуры речи.
Воспитатель бросает мяч, называя слово. Воспитанник, словив мяч, произносит уменьшительно-ласкательную форму слова, бросает мяч обратно.
13 Д/И «Один-много»
Цель: упражнять в использовании существительных в единственном и множественном числе.
Ребенок, используя карточки с изображением предметов, проговаривает существительные со словами один, много. (Приложение 13)
14. Согласование числительных от одного до пяти с существительными
Цель: выработка правильного навыка согласования количественных числительных с существительными.
Воспитатель раскладывает на столе карточки. Предлагает ребенку рассмотреть их, посчитать изображенные предметы. Затем ребенок называет количество и предмет, согласовывая их между собой. (Приложение 14)
15. Счет предметов на картинке, предметов в группе. Фиксация результата с помощью числовых карточек
Цель: формирование элементарных математических способностей
Задача ребенка посчитать предметы, которые ему предлагает воспитатель и внести результат в числовую карточку. Это могут быть, как материальные предметы (игрушки, предметы заместители), либо картинки с изображением множества предметов. Первоначально ребенок считает числовой ряд, затем воспитатель задает дополнительные вопросы (какой по счету медвежонок, посчитай в обратном порядке и тд.)
Речевое развитие
1. Составление сюжетных рассказов по картинке «Как звери готовятся к зиме», «Мамин помощник» и др.
Цель: развитие связной речи.
С помощью схем развивать у ребенка навыки описательного рассказа. (Приложение 15)
2. Д/И «Что сначала, что потом»
Цель: развитие умения составлять временные связи между изображениями
Набор карточек изображает бытовые и природные процессы по любой тематике на выбор. Картинки сгруппированы попарно или по трое. Каждая группа отражает, что представляет собой объект или явление сначала, что с ним происходит потом, что становится результатом. Задача ребенка– составить логическую цепочку.
3. Д/И «Чего не стало», «Что лишнее»
Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности.
Ребенку предлагаются разные варианты наборов игрушек. Он должен внимательно разглядеть и запомнить количество и варианты. Затем педагог убирает/добавляет одну игрушку, ребенок в это время должен отвернуться. Задача воспитанника заметить, сколько и каких игрушек не хватает/лишние. Изначально ребенку предлагается 3 игрушки, затем количество предметов увеличивается.
4. Артикуляционная гимнастика «Молоточек», «Грибок»
Цель: тренировка мышц речевого аппарата.
Молоточек- Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт".
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Д - д - д - д - д - д - стучит молоточек,
Т - т - т - т - т - т - вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра –
В гости к тётушке пора!
Грибок- Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба. Удерживать язык в таком положении до 10 сек.
Вот грибок на тонкой ножке –
Ты клади его в лукошко.
Внимание!
а. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
б. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
в. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
5. Д/И «Разложи по цвету»
Цель: Формировать цветовое восприятие.
Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением цветных ведерок и различных разноцветных предметов и предлагает ребенку соединить рисунки соответствующих цветов.
6. Составление сюжетных рассказов по картинке «Весенний день», «В лесу»
Цель: развитие связной речи.
С помощью схем развивать у ребенка навыки описательного рассказа. (Приложение 16)
Художественно – эстетическое развитие
1. Д/И «Собери портрет»,
Цель: систематизировать знания детей о составных частях лица, их местонахождении
Играя в паре с воспитателем, ребенок может находить «ошибки», например чего не хватает в портрете (например, отсутствует нос, рот), что в портрете лишнее (например, усы у девочки), угадать какое настроение у портрета, или же составлять смешные портреты. Так же возможен и такой вариант, когда ребёнок создаёт портрет с определённым настроением, а воспитатель должен попробовать изобразить это настроение на своём лице (желательно у зеркала), затем поменяться ролями.
2. Д/И «Выбери такой же цвет»
Цель: развитие зрительного восприятия
Воспитаннику предлагается ряд фигур, аналогичный набору у воспитателя. Воспитатель раскрашивает одну фигуру. Ребенку необходимо раскрасить тем же цветом фигуру на своем листе. (Важно- расположение фигуры должно быть аналогично). Ребенок должен проговорить название выбранного цвета. На первом этапе используются основные цвета, затем обязательно использовать оттенки.
3. Игра «Нарисуй недостающий предмет»
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Ребенку предлагаются домики, в которых живут фигуры (человечки и пр). Но в одном из окошек не хватает жителя. Ребенок должен догадаться и дорисовать недостающее изображение. (Приложение 17)
Физическое развитие
1. Игры с предметами «Подбрось и поймай», «Передай двумя руками», «Попади в цель»
Цель: развитие координации и ловкости рук.
Ребенок выполняет действия в соответствии с командой воспитателя.
2. Пальчиковая гимнастика, Су-джок гимнастика, самомассаж шишками.
Цель: стимулирование активных точек организма
Проводится в соответствии с календарным планированием, материал берется из методической копилки.
3. Прыжки с места на двух ногах в длину, приставной шаг, прыжки вперед-назад с продвижением, прыжки на одной ноге поочередно, приседания с вытянутыми руками, выпады, перешагивания через препятствие.
Цель: общее физическое развитие организма.
Проводится во время дневной прогулки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия
Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний. Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных ...
Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»
Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития с 3 до 7 лет
Адаптированная образовательная программа разработана для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразви...
конспект совместной образовательной деятельности в группе раннего возраста (речевое развитие)
Предложенный конспект позволяет провести интересное, познавательное занятия с детьми раннего возраста....
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «ИНТЕРВЬЮ У ЗИМНЕГО ЛЕСА»
Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Эт...
Методическая разработка обследования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи
Настоящее обследование дополняет общую картину речевого развития ребенка-дошкольника и помогает корректировать работу, направленную на устранение общего недоразвития речи (II, III уровня). Обследовани...
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ по речевому развитию НА ТЕМУ: «В гости к сказке» с использованием ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»
Круги Луллия развивают фантазию детей, обучают мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Они представляются дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги, тем самым...