Методическая разработка Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как хорошо иметь свой дом» (интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога)
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Данное интегрированное занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции речи у детей.
Дети научатся: строить и вступать в диалог с взрослым, сопровождать игровую деятельность речью, активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений, сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий, проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Методическая разработка предназначена для учителей – логопедов и педагогов – психологов дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №58 «Гнездышко»
Методическая разработка
Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как хорошо иметь свой дом».
(интегрированное занятие логопеда и психолога)
ЗАТО г. Железногорск
2018 г
Автор
Лахонина Светлана Вячеславовна учитель-логопед МБДОУ № 58
Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как хорошо иметь свой дом» - ЗАТО, г. Железногорск, 2018 – 9 с.
Данная методическая разработка является победителем Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Лучшая методическая разработка» (Диплом- II степени)
Данное индивидуальное занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции речи у детей.
Дети научатся: строить и вступать в диалог с взрослым, сопровождать игровую деятельность речью, активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений, сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий, проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Занятие адресовано логопедам и психологам ДОУ для индивидуальных форм работы.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. 4
Основная часть….………………………………………………………………………… …. 5
Заключение…………………………………………………………...……………..8
Используемая литература ………………………………………………………….9
Введение
В Федеральные государственные образовательные стандарты в разделе дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МДОУ в отношении детской речи.
Последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения, одна из них коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно - образовательному процессу, который направлен на тесное сотрудничество педагогов ДОУ.
Приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с нарушениями речи, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психологом в большей мере, осуществляется принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основополагающим в коррекции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в рамках ДОУ.
В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, инклюзивного образования возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.
Одна из форм реализации модели взаимодействия – интегрированные занятия, проводимые в конце каждого месяца. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка.
Тематический подход к организации индивидуального занятия позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Тема параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх.
Оптимизация содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции речевого развития. Логопед работает над развитием артикуляционной моторики, требуемой для постановки звуков, над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, над развитием связной речи, психолог над развитием познавательных психических процессов.
В индивидуальном занятии всегда прослеживаются основные этапы, что очень важно не только для логопеда и психолога, но и для ребенка.
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. В занятие включены различные виды игр, в том числе и игры с кинетическим песком. Для коррекционной работы был выбран кинетический песок (Kinetic Sand). Это совершенно инновационный и необычный материал. Это позволяет обеспечить позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов
Опыт работы показал, что использование Kinetic Sand дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;
- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.
Основная часть
Конспект коррекционной НОД «Как хорошо иметь свой дом».
(интегрированное занятие логопеда и психолога)
Цель: Мотивировать ребенка на поддержание диалога с взрослыми, на развитие артикуляционной моторики, на закрепление обобщающих понятий и частей предмета.
Задачи:
Коррекционно – образовательные
- актуализировать и обогатить словарь по лексическим темам «Домашние животные» и «Посуда»;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- упражнять в составлении и повторении за взрослым простого предложения;
- совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно - воспитательные:
- формировать положительное отношение к окружающему миру и нравственные качества: доброжелательность и отзывчивость.
Коррекционно - развивающие:
- создать условия для развития умения видеть проблему, прогнозировать подбор средств для решения.
- развивать фонематический слух, умение ориентироваться в окружающей обстановке.
Коррекционно – здоровьесберегающие задачи:
- следить за правильной посадкой ребенка;
- чередовать статистические и динамические задания.
Оборудование для занятия: игрушка – " котёнок", зеркало, ящики с кинетическим песком, набор посуды (миска, блюдце, ложка, молочник, тарелка), картинка «домик», мелкие игрушки из киндер – сюрприза.
Прогнозируемый результат:
Предполагается, что ребёнок назовёт части дома, выполнит артикуляционное упражнение, поддержит диалог с взрослым, запомнит загадку, назовет некоторые предметы посуды и обобщающее слово.
Ход НОД:
Логопед: Макар, кто это? Отгадай загадку "Мягкие лапки, а в лапках - царапки".
Ребёнок: Это котёнок.
Логопед: Правильно. Это котёнок. Повтори загадку.
Логопед: Я сегодня по дороге на работу нашла котёнка, он был бездомный - это значит, что ему негде жить. И принесла его в садик. Где же он? (Логопед, перемещаясь, в разных местах помещения издаёт звукоподражания жалобным голосом). Ребёнок определяет по звукоподражанию местоположение игрушки и находит её.
Логопед: Посмотри, какого котёночка я нашла. Какого цвета шёрстка у него?
Ребёнок: Белая.
Логопед: Да. У котёнка шерсть белая. Повтори за мной. (Ребёнок повторяет предложение). Логопед предлагает малышу погладить игрушку. Подуй на шёрстку.
(Ребёнок дует на игрушку 2-3 раза).
Логопед: Хочешь послушать песенку про этого котёнка?
Ребёнок: Хочу послушать песенку.
Логопед: поёт песенку «Киска». Музыка А.Александрова. Слова Н.Френкель.
«Киска к деткам подошла, молочка просила,
Молочка просила
Молочка просила
«Мяу говорила Мяу,мяу,мяу.
Угостила молочком
Кисонька поела
Кисонька поела
Песенку запела Мур, МУР, МУР….
(ребенок подпевает)
Логопед: Послушай, что это?
Мяу-мяу, плачет киска–
У меня пустая миска!
Мяу-мяу, где хозяйка?
Ей меня совсем не жалко!
Пожалели дети киску,
Молока налили в миску.
Ребёнок: Это стишок.
Логопед: У песенки всегда есть мелодия, песенку мы поем, а стихотворение рассказываем.
Логопед: Наш котенок голодный, что нам надо сделать?
Ребенок: Накормить.
Логопед: Макар бери посуду, неси котенку? (ребенок самостоятельно ходит по кабинету и ищет предметы посуды) Что ты взял?
Ребенок: Посуду.
Логопед: У нас разная посуда: миска, тарелка и блюдце. В миску - нальем молока (насыпаем песок), в тарелку положим сосиску (лепим колбаски из песка), в блюдце положим сметану.
Логопед: Покажи, как котенок лизал сметану? (Выполнение перед зеркалом артикуляционного упражнения «Киска лижет сметану» 8 – 10 раз совместно с логопедом).
Логопед: Макар, спроси у котёнка, как его зовут?
Ребёнок: Как тебя зовут?
Логопед: (за котёнка) Меня зовут Васька. Сейчас я сыт. Я хочу играть, но у меня нет игрушек.
Психолог: Идите ко мне, я знаю, где найти игрушки. Они спрятаны в песочнице, поищем их?
Ребенок : Давай поищем (находят игрушки 4-5 штук, проводится игра «Чего не стало?»)
Психолог: Игрушки у котенка есть, а что нам можно сделать, чтобы у котенка был дом?
Ребенок: Построить из кирпичиков, сделать из бумаги, нарисовать….
Психолог: Можем мы нарисовать домик на желтом песочке?
Ребёнок: Да, можем нарисовать домик.
Психолог: На песке у нас получится такой домик, как на картинке. Какой песок?
Ребёнок: Песок мягкий, теплый.
Психолог: Нарисуй пальчиком квадрат – это будут стены домика. Что у тебя получилось?
Ребёнок: Я нарисовал стены домика.
Затем на песке последовательно рисуются все части домика (Крыша, окошко, труба, крыльцо).
Психолог: Какой домик получился?
Ребёнок: Красивый.
Психолог: Да, домик маленький, красивый. Повтори за мной.
Психолог: Вот теперь у Васьки есть свой дом. Сюда принесем игрушки и посуду.
Весело будет котенку. Давай не будем ему мешать, пусть, играет.
Логопед, психолог и ребёнок уходят.
Заключение
Результат таких индивидуальных занятий;
Дети учатся:
- сопровождать игровую деятельность речью;
-активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений;
- сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий;
- проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Проведение индивидуальных занятий на протяжении многих лет позволяет говорить о их высокой результативности при корригировании речевых раасстройств.
Хочется отметить, что данные занятия востребованы не только мной, но и моими коллегами, которые активно их используют в своей практике и считают такие занятия очень ценными в работе по коррекции нарушения речи у детей.
Занятие предназначено для индивидуальной работы с ребенком.
Занятие могут использовать в работе логопеды и психологи других детских учреждений.
Использованная литература:
1.Барышникова С. М. Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком [Текст] / Барышникова С. М.// Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 45-49.
- Семененко Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе [Текст] / Семененко Е. А.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 45-48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога по теме «Весна. Весенние цветы»
Задачи:Развивать внимание и память;Формировать навыки позитивной коммуникации;Создать психологический комфорт;Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;Продолжать пополнять знания детей о вес...
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ на тему: «Путешествие в осенний лес» (подготовительная группа)
Цель: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование положительного эмоционального фона.Задачи:Коррекционно-образовательные:- Закрепить понятия «звук», «бу...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога по теме: "Перелетные птицы"
В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления знаний детей с ОНР о перелетных птицах; совершенствования грамматического строя речи....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога по лексической теме: «Фрукты»
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога по лексической теме: «Фрукты»...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога - психолога в средней группе комбинированной направленности для детей с ТНР и ЗПР по теме: «Семья»
Интегрированное занятие для детей средней комбинированной группы по лексической теме "Семья"...
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР имеет огромное значение. Данное занятие направлено на создание условий для разностороннего развития дет...