Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ на тему: «Путешествие в осенний лес» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Бондарева Маргарита Васильевна

Цель: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование положительного эмоционального фона.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
-    Развивать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;
- Формировать артикуляторные умения и навыки;

  - Закрепить понятие звук, буква;

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие речи через полные ответы на вопросы;
  • Развитие фонематических процессов на основе различения звуков;
  • Развитие мелкой моторики при выкладывании букв;
  • Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики.

Коррекционно-воспитательные:

  • Создание благоприятной атмосферы;
  • Воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
  • Создание благоприятной атмосферы;
  • Формировать положительное отношение детей друг к другу;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Снижение психоэмоционального напряжения и тревожности;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_psiholog-logopedword_2.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога  с детьми с ОВЗ  на тему:  «Путешествие в осенний лес»  (подготовительная группа) 

Цель: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование положительного эмоционального фона.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
-    Развивать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;
- Формировать артикуляторные умения и навыки;

  - Закрепить понятие звук, буква;

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие речи через полные ответы на вопросы;
  • Развитие фонематических процессов на основе различения звуков;
  • Развитие мелкой моторики при выкладывании букв;
  • Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики.

Коррекционно-воспитательные:

  • Создание благоприятной атмосферы;
  • Воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
  • Создание благоприятной атмосферы;
  • Формировать положительное отношение детей друг к другу;
  • Развитие уверенности в себе;
  • Снижение психоэмоционального напряжения и тревожности;

Оборудование: презентация (монитор периодически закрывается), три игрушки -  Гнома, осенние деревья (нарисованные на ватмане), осенние листья, шишки; су – джоки, карточки с изображением молотка и пера; флажки красные, зеленые, синие, схемы артикуляции губ гласных звуков, колокольчики, цветные камни, световая песочница, сундучок, макеты букв.

Музыкальный ряд: музыка осеннего леса

Ход занятия:

ПСИХОЛОГ - упражнение «Поглаживание»
(Дети заходят и садятся на стульчики по кругу, включен СЛАЙД  «Веселое солнышко»)
- Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю, которая приключилась со мной. Однажды, когда мне было очень грустно и одиноко, меня вдруг кто-то погладил по спине. Вот так… (подходит к каждомуребенку и поглаживает по спине) я обернулась и никого не увидела. Я даже немного испугалась, но кто-то мне сразу сказал: «Не бойся, я просто хотел с тобой подружиться» — и погладил меня по руке. Вот так … (подходит к каждому ребенку и поглаживает по руке).
Я повернула голову и увидела маленького гномика. (Появляется  Гном (большая мягкая игрушка)). Он очень внимательно посмотрел на меня. Вот так … (смотрит на каждого ребенка по-доброму) и спросил: «Почему ты грустишь?» Я не знала что ответить, потому что не знала кто он и какой он – добрый, веселый или злой? А как вы думаете, как можно узнать?
-- Я у него спросила, а он ответил мне, что он сказочный Гномик-Звуковичок из страны звуков. И он пригласил меня в гости в свою волшебную, сказочную страну
 – Ребята, волшебная страна не любит хмурых и сердитых детей. А ну-ка улыбнемся, как это солнышко,  и скажем друг другу ласковые слова 
(Дети по кругу говорят комплименты)
-- Вы чувствуете, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно?

ЛОГОПЕД - ритмическое упражнение «Солнышко» (на соотнесение слов с движением - дети встают в круг)
 -- Давайте покажем нашим гостям какие мы дружные, добрые, как нам хорошо под лучами нашего веселого солнца.
«Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнышком  покружимся,
Со звуками подружимся!»
(дети изображают лучи солнца - поднимают руки вверх, соединяют ладони,  и ходят по кругу, кружатся).

ЛОГОПЕД – самомассаж, артикуляционная гимнастика
- Ребята,  Страна звуков – это удивительная  страна. Там живут Гномы-Звуковички, они любят петь разные звуковые песенки – гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие. В этой стране учатся правильно, красиво произносить все звуки, а для этого надо тренировать язычок. Гномик предлагает вам разогреть мышцы лица под лучами этого солнышка - сделать массаж лица.  
Самомассаж “Солнышко”
(дети подходят к большому зеркалу)
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик
 (движения по лбу от середины к вискам)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи
(плавные зигзагообразные движения оп лбу)
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки (
потирают щёчки)
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки
(постукивают пальцем по носу и щёчкам)

--А теперь потренируем язычок - артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»  
Это язычок пришел
(высунуть язык)
Вправо он сейчас пошел
(тянуться кончиком языка вправо)
Всё, что нужно увидал
И налево зашагал
(тянуться кончиком языка влево)
Он окно не закрывает,
Кверху язычок поднимает,
(кончик языка тянется к носу)
Он окно не закрывает,
Книзу язычок опускает
(кончик языка тянется к подбородку)
Поиграл он с вами в прятки
И помчался на лошадке
(щелкать языком, рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке)
-- Теперь можно отправляться в путь!
Психолог – релаксация (2 мин.)
(ритуал вхождения в волшебную страну звуков)
--Вы не испугаетесь отправиться в это путешествие?
( -- Нет!)
---Ну, тогда вперед. Закройте  глаза …
ЛОГОПЕД включает музыку и СЛАЙД «Осенний лес» -  звучит АУДИОЗАПИСЬ  «Звуки осеннего леса»,  дети в свободной позе лежат на паласе, в это время логопед расставляет осенние деревья, листья, шишки, гномов.
Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Представьте себе осенний золотой лес. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Кроны деревьев раскрашены всеми оттенками  от зеленых до пурпурных. На земле, ковром стелясь, опадают красные, желтые, бурые, золотистые листья. Воздух наполнен свежестью и пропитан запахом осенних трав. Сквозь кроны деревьев видны облака, светит яркое осеннее солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Легкий ветерок превращаясь в порывистый ветер, поднимает вверх листья, и они кружатся в своем осеннем вальсе. Почувствуйте, как ветер овевает  лицо. Вы слышите шелест и шорох листвы, шептание ветра.  Вы слышите пение птиц. Они готовятся улететь в тёплые края.. . В лесу так спокойно, так хорошо…  Это осени цвета, а осенняя природа – это просто красота.  Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо.
Вот мы и в сказочном лесу волшебной страны звуков!   
(Дети открывают глаза и оказываются в сказке)

ЛОГОПЕД (дети ходят вместе с логопедом, осматривают оформление зала)
– Посмотрите,  вокруг кусты, деревья, ели, над головой  светит солнышко, а на тропинках под ногами шишки и листва. Мы оказались в настоящем  лесу.
-- Ребята, какое сейчас время года?
(Осень)
Значит наш  лес  какой?
(Осенний)
Деревья какие?
 (Осенние)
Солнышко какое?
(Осеннее)
-- Ребята,  не забывайте, наш лес находится в волшебной стране звуков. ПСИХОЛОГ  включает СЛАЙД «Гномы» (красный, синий, зеленый) и звон колокольчиков

- Послушайте, кажется какие-то звуки?

Да это же жители страны – Гномы - Звуковички, на полянке играют

- Давай посмотрим на гномов, особенно  внимательно посмотрите на их шапочки? Чем ониотличаются? (КРАСНЫЕ, СИНИЕ, ЗЕЛЕНЫЕ)

ПСИХОЛОГ

- Гномы принесли сундучок. А что же в нем? (открываем сундучок).

ЛОГОПЕД:

- Ребята, мне кажется, в сундучке самые любимые игры Звуковичков.

ПСИХОЛОГ

- Это «колючий мячик» - для массажа пальчиков

ЛОГОПЕД подает корзинку с мячами – красный, зеленый, синий – по количеству детей.

Упражнение с колючим мячом (дети каждый произносит слова и катают мяч между ладонями)

ДЕТИ: «Здравствуй, мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик»

ЛОГОПЕД

- Аня, какого цвета у тебя мячик? (красного). У кого еще мячик такого же цвета?

Какие звуки мы обозначаем красным цветом? (Гласные)

- Красные Гномики – Звуковичкикакие звуки произносят? (Гласные). Давайте произнесем несколько гласных звуков.

(Дети отвечают и отдают мяч, а взамен получают красный флажок)

- Данил, какого цвета у тебя мячик? (синего). У кого еще мячик такого же цвета? Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (согласные, твердые). Давайте назовем несколько согласных твердых звуков.

(Дети отвечают и отдают мяч, а взамен получают синий флажок)

- Максим, какого цвета у тебя мячик? (Зеленого). У кого еще мячик такого же цвета?

Какие звуки мы обозначаем зеленым цветом? (Согласные, мягкий)

- Зеленые Звуковички. Какие звуки произносят? (Согласные, мягкие). Давайте произнесем несколько согласных мягких звуков.

(Дети отвечают и отдают мяч, а взамен отдают мяч, а взамен получают зеленый флажок)

Игра с флажками «Ушки на макушке»

- Чтобы в сказочной стране звуков не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки!

(Логопед называет звуки гласные, согласные твердые и мягкие, а дети поднимают нужный флажок)

ПСИХОЛОГ

- Гномы – Звуковички приготовили для вас еще интересные звуковые игры. (Психолог достает и показывает из сундучка схемы артикуляции губ гласных Звуков АОУИ)

ЛОГОПЕД – Игра «Узнай, какой звук произносит Звуковичок»

- Ребята, давайте поиграем в игру «Узнай, какой звук произносит Звуковичок»

(по схемам артикуляции гласных звуков дети догадываются какой гласный звук произносит Гном)

- Какие звуки произносили Гномы? (Гласные)

- Чем отличаются гласные от согласных звуков?

Дети: Когда произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно без преград, а когда произносим согласные, то воздух встречает преграду – зубы, губы, язык.

ПСИХОЛОГ (открывает сундучок и достает символы твердых и мягких звуков)

- Что это? И как же играть?

- Вы догадались? (Ответы детей)

ЛОГОПЕД:  Игра в мяч «Твердый – мягкий»

- А я знаю игру, в которую любят играть в стране звуков – это игра «Твердый – мягкий»

Я буду бросать мяч, и произносить твердый звук (слог), а вы будете возвращать мне мяч, произнося мягкий звук (слог), затем наоборот.

ПСИХОЛОГ

В сундучке, ребята, есть еще одна игра…Психолог, показывая детям сундучок, достает колокольчик.

ЛОГОПЕД – игра с колокольчиком «Звонкий-глухой». Картинки – молоток и перышко.

- Я  кажется догадалась, это игра-«Звонкий – глухой». Ребята, как определить звонкий звук или глухой? (Дети: надо положить ладошку на горлышко.Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет)

ЛОГОПЕД раздает колокольчики.

- Я произнесу звук, а вы если звук звонкий, позвените колокольчиком, а если звук глухой, то колокольчик молчит.

ПСИХОЛОГ – пальчиковая гимнастика «Гномики».

- Спасибо большое Гномикам – Звуковичкам за интересные игры! А мы с вами ребята знаем пальчиковую гимнастику про гномиков, давайте расскажем и покажем ее нашим друзьям Звуковичкам.

ДЕТИ выполняют пальчиковую гимнастику «Гномики»

Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Жили-были гномики (указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике (Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила (Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка – вязала, (имитируем вязание на спицах)

Гномик –тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга)

Дед -  окошко открывал, всех знакомых в гости!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

ЛОГОПЕД – игра «Угадай букву и подбери слово»

Логопед открывает сундучок и показывает детям

- Ребята, а сундучок у нас еще не пустой! В нем…. (буквы)

- Что мы можем делать с буквами?

(Буквы мы можем видеть, читать, писать)

- Ребята, а звуки мы можем видеть? Почему?

(Нет, не можем! Потому, что звуки, мы только слышим и произносим. Они невидимы)

- Сейчас мы поиграем в игру «Волшебная буква»

Дети из сундучка достают  букву, затем подбирают слово, в котором есть этот звук А, О, У, И.

Молодцы!

ПСИХОЛОГ. Аня, какая буква у тебя на карточке – У…, Данил – А… у тебя и т.д. Это какие буквы гласные или согласные. Гласные…Правильно. С этими буквами очень дружит Гном – Звуковичок в шапочке какого цвет, как вы думаете? …Красного. Сейчас каждый из вас обведет пальцем указательным свою букву, которая изображена у него на карточке.…Теперь  каждый  напишите указательным пальцем  свою букву в воздухе. Хорошо…. А теперь напишем буквы на волшебном песке и, вы даже сможете украсить написанные буквы разноцветными камнями, с которыми наши Гномики - Звуковички нам предложили поиграть…. АХ! Какая красота!  Скажи мне, пожалуйста,(назвать конкретного ребенка) какой звук обозначает твоя буква?... –правильно,звук ААА, гласный звук. Каким цветом он обозначается  - красным. Молодец!

ПСИХОЛОГ включает СЛАЙД «Ночной лес» и музыкальное сопровождение.

ПСИХОЛОГ  - релаксация (ритуал возвращения из волшебной страны)

- Ребята, целый день мы путешествовали по сказочной стране звуков! И нам уже нужно возвращаться из волшебного леса. (Лягте удобно  все на осеннюю полянку)…Наступила ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза….Наступает осенняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звезды. Их все больше и больше. Вы смотрите на них и чувствуете себя абсолютно спокойным и счастливым. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все тело: лоб, лицо, шею, плечи, живот, спину, ноги, руки.

Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро.

ЛОГОПЕД включает СЛАЙД «Солнышко»

Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать. Мы полны сил и энергии.

Психолог – итог.

Станем в круг – подарим друг другу улыбки.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вам понравилось оно?

- какие игры вам запомнились больше всего…? Давайте вспомним, чем мы играли…? А у кого же мы были в гостях – у Гномов….Да, но не у простых Гномов, а у сказочных Гномов – Звуковичков! Что обозначают Гномы- Звуковички….? Звуки. Какие? Гласные и согласные,согласные твердые и мягкие. Какие звуки любит Гномик в красной шапочке (гласные или согласные)…и т.д.

Звукавичкам очень понравилось, как вы играли в звуковые игры, и они будут ждать вас еще в гости. А сейчас, для того, чтобы вы быстро смогли вернуться в группу, вам Звуковички подарили воздушные шарики.

- До свидания, до новых встреч в Стране звуков!

(Дети получают шарики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"

В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Коррекционное занятие учителя-логопеда «Сказка-путешествие в страну Грамматики». Дифференциация звуков [c] и [з]» с дошкольниками подготовительной группы.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Красногвардейского района  Санкт-Петербурга        Кор...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы

Конспект интегрированного занятия  учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР имеет огромное значение. Данное занятие направлено на создание условий для разностороннего развития дет...

Конспект итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» на тему: «Путешествие в заколдованный лес» в средней группе общеразвивающей напрвленности

КонспектИтогового интегрированного занятия По образовательным областям«Познавательное и Речевое развитие»(раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Развитие реч...