РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающей работы с детьми 4-5, 5-6 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Волшебные звуки»
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонетическими и фонематическими нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_volshebnye_zvuki.docx | 105.8 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка - детский сад «Родничок»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающей работы с детьми 4-5, 5-6 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений
«Волшебные звуки»
Руководитель: Богатырева А.В.
г.п. Пойковский 2016г.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Были использованы методические разработки Н.В. Нищевой, Е.А. Дьяковой, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
- Актуальность программы
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонетическими и фонематическими нарушениями речи.
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде речевых нарушений используется достаточно давно. Приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения.
- Новизна и подход к реализации рабочей программы использование логопедического массажа и самомассажа одно из самых действенных и эффективных способов коррекции речи. При этом предлагается использовать нетрадиционные предметы массажа – чайные ложки и зубные щетки.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5, 5-6 лет с различным уровнем речевого развития.
- Цель программы - преодоление речевого нарушения у детей путём использования артикуляционной гимнастики и логопедического массажа.
Задачи программы
Для детей средней группы:
- Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов;
- Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Для детей старшей группы:
1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта;
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей;
3. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
4.Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;
5. Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их;
6. Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно;
7. Воспитывать интерес к письменным формам речи;
8. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
1.5. Принципы и подходы
1. Системности и учета структуры речевого нарушения;
2. Комплексности;
3. Дифференцированного подхода;
4. Поэтапности;
5. Развития;
6. Учета личностных особенностей;
7. Деятельностного подхода;
Периодичность занятий – 2 раза в неделю, во второй половине дня.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно- развивающего процесса средствами логопедического массажа свидетельствуют, следующие показатели к концу учебного года:
Дети средней группы:
- правильная артикуляция всех звуков речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
Дети старшей группы:
- улучшение качества артикуляционных движений;
- ликвидация асимметрии лица;
- нормализация тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры;
- правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- читать и правильно понимать в пределах изученной программы.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Задачи и содержание коррекционно – развивающей работы в средней группе
Развитие словаря
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими сказуемыми.
Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительных ротовой выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работы над слоговой структурой слова
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза
Сформирование умение различать гласные и согласные звуки.
Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные А, У, О, И из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки Т, П, Н, М, К, из ряда звуков, слогов, слов из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам (М-Н, П-Т, Б-Д, К-Т) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных , а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Обучение элементам грамоты
Сформировать понятие буква, и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Познакомить с гласными буквами А, У, О. И и с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами , осознанного чтения слов.
Развитие связной речи и речевого общения
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого.
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.
Примерный перечень игр:
«Давай отгадаем», «Один и два», «Посмотри и назови», «Будь внимательным», «Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «У кого кто?», «Подскажи словечко», «Что перепутал художник?», «Когда это бывает?», «Назови ласково», «Где звенит?», «Чудесный мешочек», «Эхо», «Обезьянка», «Живые звуки», «Сосчитай-ка», «Волшебные часы».
2.2. Задачи и содержание коррекционно – развивающей работы в старшей группе
Развитие словаря
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предмета по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончание имен существительных в ед. и мн. ч. в Им. Падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов муж. и жен. Рода прошедшего времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами – онок, - енок, - ат, - ят, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Сформировать умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятия предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов(без предлога).
Развитие фонетико – фонематической системы языка, навыков языкового анализа
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительных ротовой выдох.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речи и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза
Совершенствовать на слух гласные звуки.
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданный гласный и согласный звуки.
Формировать умение различать на слух согласные звуки близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.
Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков(в случае когда написание слова не расходится с его произношением).
Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.
Закрепить понятие звук, гласный звук, согласный звук.
Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Обучение элементам грамоты
Закрепить понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывание из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисование» по тонкому слою манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.
Сформировать навыки осознанного чтения слов с пройденными буквами и предложений.
Познакомить с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употреблении прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, постановка точки в конце предложения написание жи-ши с буквой И).
Развитие связной речи и речевого общения
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы – описания, а затем и загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серий сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогу или коллективно составленному плану.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Примерный перечень игр:
«Живые буквы», «Подними сигнал», «Слушай и считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает?», «У кого больше?»
Перспективное планирование занятий с детьми средней группы
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)
Развитие словаря | Формирование грамматического строя речи | Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа | Развитие связной речи и навыков речевого общения |
1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных, по всем изучаемым темам (осень, названия деревьев, овощи, фрукты, грибы и лесные ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда) на основе ознакомления с окружающим. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов-названий предметов ближайшего окружения (мяч, машина, кукла, кубики, мишка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, шкаф, стол, стул, кровать, диван, чайник, кастрюля, тарелка, чашка, ложка), их частей (колесо, кузов, кабина, голова, лапа, живот, спина, ухо, нос, глаз, рот, рука, нога, воротник, рукав, карман, пуговица, каблучок, шнурок, ножка, спинка, сиденье, полка, дверца, носик, крышка, ручка), названий природных явлений (осень, дождь туман, туча, ветер, дерево, трава, листья), названий действий (спать, есть, пить, играть, гулять, стоять, сидеть, лежать, идти, мыть, рисовать, смотреть, слушать, петь, танцевать, говорить, кричать, одеваться, раздеваться, умываться, причесываться ) |
|
Формирование понятий звук, гласный звук. |
Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспостраненных предложений, об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели |
ВТОРОЙ ПЕРИОД (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)
Развитие словаря | Формирование и совершенствование грамматического строя речи | Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза | Развитие связной речи и навыка речевого общения |
1. Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам (зима, зимующие птицы, праздник ХМАО, новогодний праздник, домашние птицы и животные, дикие животные, транспорт, профессии) на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов ближайшего окружения (магазин, почта, улица, весы, продукты, сумка, ящик, горшок, лейка, машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, самолет, корабль), их частей (колесо, кузов, кабина, руль, фара), названий растений и живых объектов (растение толстянка, герань, кактус, розан, птица, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, корова. коза, лошадь, свинья, лиса, медведь, волк, лиса), названий природных явлений (зима. мороз, метель, снег, снегопад, сугроб), названий действий (идти, дуть, падать, прилетать, кормить, насыпать, кататься, возить, поливать, рыхлить, продавать, разносить, водить, управлять, крутить), признаков предметов (белый, сильный, добрый, злой, красивый). 2. Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (зима, зимующие птицы, праздник ХМАО, домашние птицы, домашние животные, дикие животные, профессии, транспорт). 3. Закрепление правильного употребления личных местоименных форм, притяжательных местоимение и прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, веденных в активный словарь. 4. Обучение понимаю и употреблению названий действий, обозначающих похожие ситуации (моет – умывается – стирает, лежит – спит, бежит – прыгает - скачет), противоположные по значению (сними – надень, завяжи - развяжи). 5. Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им | 1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (сугроб - сугробы, снегирь – снегири, утка – утки, ворона - вороны). 2. Дальнейшее обучение понимаю вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (лису, автобуса, козе, лапой). 3.Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у) | Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
Обучение элементам грамоты
|
|
ТРЕТИЙ ПЕРИОД (МАРТ, АПРЕЛЬ)
Развитие словаря | Формирование и совершенствование грамматического строя речи | Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза | Развитие связной речи и навыка речевого общения |
|
| Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза
Обучение элементам грамоты
|
|
Перспективное планирование занятий с детьми старшей группы
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ)
Перспективное планирование занятий с детьми старшей группы
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)
Перспективное планирование занятий с детьми старшей группы
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (МАРТ, АПРЕЛЬ)
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.Подготовительный этап логопедической работы.
- игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений – «Времена года», «Контуры», «Упражнения с числовыми и буквенными таблицами», программа «Учись говорить правильно»,
- игры и игровые упражнения на формирование
• общей моторики – игры Страковской, комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной координации,
• ручной моторики – пальцевые упражнения О.И.Крупенчук, шнуровки, трафареты, пазлы, мелкое лего, гаечный конструктор, прищепковый конструктор, упражнения Е.Железновой,
• артикуляторной моторики – игровые комплексы артикуляторной гимнастики, самомассажи И.А.Куликовской, Г.А.Османовой-Л.А.Поздняковой,
- игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций – «4 лишний», «Ребусы», «Забавные истории», «Занимательные последовательности»,
- игры и игровые упражнения на формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур – «Азбука Морзе», «Дятел», «Композитор», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист», «Слоговое домино»,
- игры и игровые упражнения на формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия – «Не ошибись», «Эхо», «Повтори, как я», «Испорченный телефон».
2.Основной этап логопедической работы.
- игры и игровые упражнения для коррекции
• фонематического строя речи – «Доскажи словечко», «Веселая Азбука», «Делим слова на слоги», диск «Звуковой калейдоскоп», программы «Учимся говорить правильно», «Автоматизация согласных»,
• лексико-грамматического строя речи – «Исправь ошибку», «Летает-ползает-прыгает», «Назови лишнее слово», «Найди слова-неприятели», «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Слова-близнецы», «Сложные слова: часть 1,2», «Кто и что», «Какой цветочек», «Смотри корень», «Слова-действия», программа «Учимся говорить правильно»,
• развития связного высказывания – «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом», «Как много вам сказать хочу: опорные таблицы», «Истории в картинках: часть 1,2», «Опорные картинки для пересказа текстов», «Натюрморт», «Обучение связной речи: набор схем», программа «учимся говорить правильно», диски «Ума палата», «Конструктор картинок».
- игры и игровые упражнения для коррекции нарушения движения
• артикуляторного аппарата - игровые комплексы артикуляторной гимнастики:в картинках, сказках, презентациях, песенках, самомассажи И.А.Куликовской, Г.А.Османовой-Л.А.Поздняковой, игровой комплекс упражнений с бусиной, ватной палочкой, деревянным шпателем, зонды Е.В.Новиковой, О.И.Крупенчук, вестибюлярная пластина с бусиной, с проволочной заслонкой, тренажер с бусиной: горизонтальный и вертикальный, тренажер для звука С, вибромассажер Слоник,
• дыхательной функции – «Стадион», «Автотрек», «Задуй свечу», «Снегопад», «Рыбки в аквариуме», «Воздушное лото», «Футбол», «Фокус», «Разноцветные вертушки», «Удержи шарик», «Чудо-бабочки»,
• голосовой функции – «Оркестр», «Игра на пианино», «Резиночки», «Эхо», «Тихо-громко»,
- игры и игровые упражнения для обучения грамоте – рабочие тетради «Обучение грамоте: часть 1, 2», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Слоговые шары», игры Воскобовича: парусник, снеговик, яблонька, ромашка, лабиринты, «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Словарик», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово», «Чем отличаются эти слова», «Найди ударный слог», программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок».
- игры и игровые упражнения для коррекции фонематического строя речи - «Доскажи словечко», «Веселая Азбука», «Делим слова на слоги», рабочие тетради «Обучение грамоте: часть 1, 2», «Составь слово», «Читаем по слогам», «Чудо-зоопарк», «Собери дорожку», «Слоговые шары», игры Воскобовича: парусник, снеговик, яблонька, ромашка, лабиринты, «Читай и узнавай», «Расшифруй слова», «Прочитай по первым буквам», «Читаем и составляем сами», «Словарик», «Составь слова», «Почитай-ка», «Слова из звуков», «Гласные и согласные», «Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово», «Продолжи слово», «Чем отличаются эти слова», «Найди ударный слог», программа «Учимся говорить правильно», диски «Звуковой калейдоскоп», «Ума палата»,
-игры и игровые упражнения для коррекции лексико-грамматического строя речи - «Исправь ошибку», «Летает-ползает-прыгает», «Назови лишнее слово», «Найди слова-неприятели», «Скажи наоборот», «Слова-родственники», «Слова-близнецы», «Сложные слова: часть 1,2», «Кто и что», «Какой цветочек», «Смотри корень», «Слова-действия», программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок»,
- игры и игровые упражнения для развития связного высказывания – «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Назови по порядку», «Что сначала, что потом», «Как много вам сказать хочу: опорные таблицы», «Истории в картинках: часть 1,2», «Опорные картинки для пересказа текстов», «Натюрморт», «Обучение связной речи: набор схем», набор схем для составления описательных рассказов, набор стихотворений в иллюстрациях, программа «Учимся говорить правильно», диск «Конструктор картинок».
Звукопроизношение.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Т.В.Будённая. Логопедическая гимнастика. С – Пб., Детство – пресс, 1999г.
2. Е.В.Новикова. Зондовый массаж : коррекция тонкой моторики руки. М., 2001г.
3. Л.П.Успенская, М.Б.Успенский. Учитесь говорить правильно. М., Просвещение, 1993г.
4. В.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков : Л – Ль, Р – Рь, С – З – Ц, Сь – Зь Ш – Ж, Ч – Щ. М., Гном – пресс, 1998г.
5. В.В.Коноваленко. Логопедическая раскраска для закрепления произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков. М., Гном – пресс, 1997г.
6. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей: логопедический массаж, СПб, Детство-Пресс, 2004г.
7. Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. Москва, 2003г.
8. Е.А.Алифанова, Н.Е.Егорова. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001г.
9. О.И.Крупенчук. Стихи для развития речи. С – Пб., Издательский дом Литера, 2003г.
10. Я.В.Костина, В.М.Чапала. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Москва, Сфера, 2008г.
11. Е.Н.Спивак. Звуки л, ль, р, рь; с, сь, з, зь, ц; ш, ж, ч, щ. Москва, 2007г.
12. Т.А.Куликовская. Массаж лицевых мышц. Книголюбов,2007г.
13. Г.А Османова, Л.А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. С-Пб, Каро, 2013г.
Лексика.
ЛИТЕРАТУРА.
1.О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. С – П., 2001г.
2. Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С – П., Детство – пресс, 2001г.
3. Г.Ванюхина. Речецветик» Екатеринбург, 1993г.
4. Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992г.
5. О.А.Белобрыкина. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998г.
6. Л.Г.Парамонова. Стихи для развития речи. СПб, Дельта, 1998г.
7. Е.М. Косинова. Лексическая тетрадь №1-3. Москва, Творческий центр, 2009г.
8. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа). п/р И.В. Козиной. Москва, центр педагогического образования, 2010 г.
9. Л.Г. Парамонова. Развитие словарного запаса у детей. С-Пб, Детство-Пресс, 2010г.
Грамматический строй речи.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Т.А.Ткаченко. Формирование лексико – грамматических представлений. С-Пб., Детство – Пресс, 1999г.
2. Р.И.Лалаева. Коррекция ОНР у дошкольников. С-Пб., Союз, 1999г.
3. С.Н.Сазонова. Развитие речи дошкольников с ОНР. М., 2003г.
4. Е.М. Косинова. Грамматическая тетрадь №1- 4. Москва, Творческий центр, 2009г.
5. Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев. Хочу все знать: часть 1, 2. Владос, 2006г.
Пальчиковый праксис.
ЛИТЕРАТУРА.
1. В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С – Пб, Лань, 1997г
2. И.Лопухина. Логопедия: речь – ритм – движение. С- Пб., Дельта, 1997г.
3. М.С.Рузина. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
4. Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.
5. Е.Карельская. Весёлые прописи. Готовим руку к письму. Ж. «Д. В.» 2000г.
6. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры. СПб, ИД Литера, 2005г.
7. О.И. Крупенчук. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.
8. О.И. Крупенчук. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
9. С.В.Коноваленко, М.И.Кременская. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. С-Пб, Детство-пресс, 2012г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Месяц, неделя | Лексическая тема, звук, буква | Общая моторика и мелкая моторика |
Октябрь 1 неделя | Диагностика | |
Октябрь 2 неделя | Осень. Названия деревьев. Неречевые звуки | Падают, падают листья |
Октябрь 3 неделя | Огород. Овощи. Неречевые звуки. | Падают, падают листья |
Октябрь 4 неделя | Сад. Фрукты. Формирование понятий о речевых и неречевых звуках | Мы делили апельсин |
Ноябрь 1 неделя | Лес. Грибы и лесные ягоды | Мы делили апельсин |
Ноябрь 2 неделя | Игрушки. Звук [У] | Мячик |
Ноябрь 3 неделя | Одежда. Звуки [А] - [У] | Мячик |
Ноябрь 4 неделя | Обувь. Звуки [А] - [У] | Зайка |
Ноябрь 5 неделя | Кухня. Посуда. Мебель. Звук [О] | Зайка |
Декабрь 1 неделя | Зима. Зимующие птицы. [А] - [У] - [О] | Стайка |
Декабрь | С днем рождения, Югра! Звук [И] | Стайка |
Декабрь 3 - 4 неделя | Новогодний праздник. [А], [У], [О], [И] | Зимние забавы |
Январь 2 неделя | Домашние птицы. Звуки [А]. Буква А | Зимние забавы |
Январь 3 неделя | Домашние животные и их детеныши. Звук [У]. Буква У. | Встреча |
Январь 4 неделя | Дикие животные и их детеныши. Звук [О]. Буква О. | Белка |
Февраль 1 неделя | Профессии. Продавец. Звук [И]. Буква И. | Белка |
Февраль 2 неделя | Профессии. Почтальон. Звуки [А], [У], [О], [И]. Буквы А, У, О, И | Такие разные дела |
Февраль 3 неделя | Транспорт. Звук [Т]. Буква Т. | Путешествие |
Февраль 4 неделя | Профессии на транспорте. Звук [П]. Буква П | Путешествие |
Март 1 неделя | Весна. Звуки [Т], [П]. Буквы Т, П. | Мамин день |
Март 2 неделя | Мамин праздник. Профессии наших мам. Звук [Н]. Буква Н. | Мамин день |
Март 3 неделя | Первые весенние цветы. Звуки [Т], [П], [Н]. Буквы Т, П, Н. | Весна |
Март 4 неделя | Перелетные птицы. Звук [М]. Буква М | Журавли |
Апрель 1 неделя | Насекомые. Звук [Т], [П], [Н], [М]. Буква Т, П, Н, М. | Журавли |
Апрель 2 неделя | Наш город. Моя улица. Звуки [К]. Буква К. | Пальчик - мальчик |
Апрель 3 неделя | Правила дорожного движения. Звук [Т], [П], [Н], [М], [К]. Буквы Т, П, Н, М, К. | Семь – сестренок |
Апрель 4 неделя | Моя семья. Итоговое занятие | Семь - сестренок |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Месяц, неделя | Лексическая тема, звук, буква | Общая моторика | Мелкая моторика Самомассаж ложками (О. И. Крупенчук Логопедический массаж ложками) |
Октябрь 1 неделя | Диагностика | ||
Октябрь 2 неделя | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. Речевые звуки. Пословицы про ложку | Осенью в лесу | Части ложки |
Октябрь 3 неделя | Огород. Овощи. Звуки [П], [ПЬ], [Б], [БЬ]. Буква П. | Осенью в лесу | Стр. 16-17
|
Октябрь 4 неделя | Сад. Фрукты. Звуки [Б], [БЬ], [П], [ПЬ]. Буква Б. | Яблоко | Стр. 18 |
Ноябрь 1 неделя | Лес. Грибы и лесные ягоды. Звуки [Д], [ДЬ], [Т], [ТЬ]. Буква Д | Яблоко | Стр. 19 |
Ноябрь 2 неделя | Одежда. Звуки [Т], [ТЬ], [Д], [ДЬ]. Буква Т | Подарки | Стр. 20 |
Ноябрь 3 неделя | Обувь. Звуки [Г], [Гь]. Буква Г. | Подарки | Стр. 21 |
Ноябрь 4 неделя | Посуда. Звуки [В], [Вь]. Буква В | Чашка | Стр. 22 |
Ноябрь 5 неделя | Зима. Зимующие птицы. Звуки [В], [Вь], [Ф], [Фь]. Буквы Ф. | Чашка | Стр. 23 |
Декабрь 1 неделя | Домашние животные зимой. Звуки [В], [Ф]. Буквы Ф, В. | Кошка и собаки | Стр. 24 |
Декабрь | Дикие животные зимой. Звуки [В] - [Ф], [Вь] - [Фь]. Чтение и печатание слов, предложений с пройденными буквами. | Кошка и собаки | Стр. 25 |
Декабрь 3 - 4 неделя | Новый год. [Х], [Хь]. Буква Х. | Зимние забавы | Стр. 26 |
Январь 2 неделя | Мебель. Звуки [Х] - [К] - [Г], [Хь] - [Кь] - [Гь]. | Игры зимой | Стр. 27 |
Январь 3 неделя | Транспорт грузовой и пассажирский. Звуки [Ы]. Буква Ы. | Игры зимой | Стр. 28 |
Январь 4 неделя | Профессии на транспорте. Звуки [С], [Сь]. Буква С. | Шофер | Стр. 29 |
Февраль 1 неделя | Стройка. Профессии строителей. Звуки [С], [Сь]. Чтение слогов, слов, предложений. | Шофер | Стр. 30 |
Февраль 2 неделя | Детский сад. Профессии. Звуки [З], [Зь]. Буква З. | Мы хлопаем в ладоши | Стр. 31 |
Февраль 3 неделя | Наша армия. Звуки [С] - [З], [Сь] - [Зь]. | Мы хлопаем в ладоши | Стр. 32 |
Февраль 4 неделя | Пресноводные и аквариумные рыбки. Звук [Ш]. Буква Ш. | Щучки | Стр. 33 |
Март 1 неделя | Весна. Приметы весны. Звуки [С] - [Ш]. Буквы Ш, С. | Мамин день | Стр. 34-35 |
Март 2 неделя | Мамин праздник. | Мамин день | Стр. 36 |
Март 3 неделя | Цветущие комнатные растения. Звуки [Ш] - [Ж]. Буквы Ш, Ж | Цветы | Стр. 37-38 |
Март 4 неделя | Правила дорожного движения. Звуки [З] - [Ж]. Буквы З, Ж. | Цветы | Стр. 39-40 |
Апрель 1 неделя | Весенние работы на селе. Звуки [Э]. Буква Э. | Космонавт | Стр. 41-42 |
Апрель 2 неделя | Космос. Звук [С] - [З]. Буквы С, З. | Космонавт | Стр. 43 |
Апрель 3 неделя | Откуда хлеб пришел? Звук [Л]. Буква Л. | Кто нам хлеб испек | Стр. 44 |
Апрель 4 неделя | Сонорные звуки. Итоговое занятие | Кто нам хлеб испек | Стр. 45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы
Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....
Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями в условиях логопункта»
Представлена рабочая программа коррекционно-равивающей работы с детьми с речевыми нарушениями ФФНР, ОНР III уровня, ОНР II уровня, ОНР I уровня в условиях логопункта. В приложении имеется ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
Рабочая программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию образовательной деятельности и коррекции развития детей раннего возраста, в соответствии с основной общеобразовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы с детьми 3-4 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Слово на ладошках»
Тематическая направленность и организационная вариативность программы занятий способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональ...
Рабочая программа коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психоречевого развития и аутизмом младшего дошкольного возраста (1-4 года)
В последние годы количество детей с задержкой психоречевого развития неуклонно растет. Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой п...