Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Рабочая программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию образовательной деятельности и коррекции развития детей раннего возраста, в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 52 «Рябинушка» г. Нерюнгри.
Рабочая программа обеспечивает:
- равные возможности для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;
- разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, коррекцию нарушений развития.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с адаптированной образовательной программой ДОУ
- Примерной парциальной образовательной программой для детей раннего возраста (1-3) года «Первые шаги» под ред. Смирновой Е. О., Москва 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1-3.docx | 60.74 КБ |
avdeeva_tatyana_anatolevna-.pdf | 429.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 "РЯБИНУШКА" г. Нерюнгри Нерюнгринского района
Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы
с детьми раннего возраста
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
№ 52 «Рябинушка»
г. Нерюнгри Нерюнгринского района
Авдеевой Т. А.,
учителя-дефектолога
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2 Цели, задачи, условия реализации . | 3 |
1.3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса | 4 |
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет | 4 |
1.5. Целевые ориентиры и планируемые результаты | 5 |
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Общие положения | 7 |
2.1.Образовательная деятельность с детьми 2-3 лет | 7 |
2.2.Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции детей раннего возраста | 10 |
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников | 11 |
3.1.Оформление развивающей предметно-пространственной среды | 12 |
3.2. Особенности организации РППС | 13 |
3.3. Перечень литературных источников, методических пособий | 13 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию образовательной деятельности и коррекции развития детей раннего возраста, в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида № 52 «Рябинушка» г. Нерюнгри.
Рабочая программа обеспечивает:
- равные возможности для полноценного развития каждого ребенка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, ограниченных возможностей здоровья;
- разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, коррекцию нарушений развития.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с адаптированной образовательной программой ДОУ
- Примерной парциальной образовательной программой для детей раннего возраста (1-3) года «Первые шаги» под ред. Смирновой Е. О., Москва 2014г.
1.2. Цель и задачи Программы
Цели
- обеспечение сопровождения детей 2-3 лет в условиях развития и комплексной коррекции отклонений детей раннего возраста;
- оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении адаптированной программы ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
- создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями;
- создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;
- обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей раннего возраста; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей.
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса
Принцип связи теории с практикой. Первые сведения об окружающем мире любой ребенок получает в процессе предметно-практической деятельности, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях. Приобретенные знания ребенок может использовать как в процессе усвоения новых знаний, так и на практике, за счет чего его деятельность поднимается на новый уровень.
Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение ребенка 2-3 лет строится с опорой на «зону ближайшего развития», что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному, кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри предметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира.
Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В некоторых случаях недостаточность какой-либо сенсорной системы компенсируется за счет активизации другой. В образовательном процессе используются различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии - муляжи, макеты, куклы, игрушечные посуда, мебель, одежда, транспорт и т. д.), образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы), условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы). Выбор средств наглядности зависит от характера недостатков в развитии, возраста детей, содержания образовательной программы и от этапа работы с ребенком.
Принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию. В условиях групп комбинированной или компенсирующей направленности образовательная деятельность носит индивидуализированный характер. Малая наполняемость дошкольных групп позволяет использовать как фронтальные, так и индивидуальные формы образовательной деятельности.
1.4. Возрастные и психологические особенности детей 2-3 лет
1. Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает.
2. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками.
3. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет
4. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. 5.Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет
1.5 Целевые ориентиры и планируемые результаты
Ребенок:
- демонстрирует эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
- понимает указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
- откликается на свое имя, отвечает на вопрос «Ты мальчик или девочка?»;
- называет свое имя;
- показывает части тела и лица; на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;
- воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
- показывает или называет отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
- выполняет по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками;
- может пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
- выделяет 1, 2 и много предметов из группы; однородных предметов в окружающей обстановке;
-проявляет интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
- слушает и проявляет интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
-воспроизводит знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
-выполняет движения кистями и пальцами рук по подражанию, соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослого (выполнять по просьбе взрослого 2-3 знакомые игры);
-захватывает мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
-проявляет эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; выражать положительное эмоциональное отношение;
-по просьбе взрослого производит с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске; нагружать в машинку игрушки, перевозить их).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
Коррекционно-образовательная работа предполагает организацию всего педагогического процесса с учетом особенностей развития детей 2-3 лет с учетом индивидуальных особенностей.
Развитие сенсорных способностей в предметно-практической деятельности
- развивать любознательность, познавательные способности, стимулировать познавательную активность посредством создания насыщенной предметно-пространственной среды;
- развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного;
- развивать сенсорно-перцептивные способности детей, исходя из принципа целесообразности и безопасности, учить их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;
- организовывать практические исследовательские действия с различными веществами, предметами, материалами, постепенно снижая участие и помощь взрослого и повышая уровень самостоятельности ребенка;
- учить приемам обследования - практического соотнесения с образцом-эталоном путем прикладывания и накладывания, совмещения элементов; совершенствуя зрительно-моторную координацию и тактильно-двигательное восприятие (обведение контуров пальчиком, примеривание с помощью наложения и приложения данного элемента к образцу-эталону);
- формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове: переводить ребенка с уровня выполнения инструкции «Дай такой же» к уровню «Покажи синий, красный, треугольник, квадрат и т. д.» и далее – к самостоятельному выделению и словесному обозначению признаков цвета, формы, величины, фактуры материалов;
- развивать стереогноз - определять на ощупь фактуру материалов, величину предметов, узнавать и называть их;
- развивать глазомерные функции и умение ориентироваться в сериационном ряду по величине, включать элементы в ряд, сравнивать элементы ряда по параметрам величины;
- развивать умение оперировать наглядно воспринимаемыми признаками при группировке предметов, исключении лишнего.
Когнитивное развитие
Успешность познавательного развития ребенка во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов.
№ | Раздел | Этапы знакомства |
1 | Величина | Выбор из 2 предметов большего или меньшего Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы Выбор предметов одного размера из группы предметов Сортировка разнородных предметов по размеру Оценка соотношений частей предмета по размеру Выделение разных измерений предмета Закрепление эталона – выстраивание предметов в убывающие ряды |
2 | Форма | Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия Выбор предметов по форм е по принципц «такой – не такой» Раскладывание предметов, резко отличающихся по форме Раскладывание предметов, близких по форме Выбор 2 заданных форм при выборе из 4 Задание на аналитическое восприятие формы Начинать знакомство ребенка с формами целесообразно с круга и квадрата, т. К они отражают форму близких ребенку предметов. Для детей, испытывающих трудности в знакомств с формой, рекомендуется изучать формы в последовательности, представленной в схеме веерного расширения. Д игры «Геометрическое лото», «Предмет – форма», «Подбери фигуру к контуру», «Подбери по форме разные предметы» |
3 | Цвет | Выбор предметов одного цвета; последовательное ознакомление ребенка с разнообразными цветами Группировка предметов, разных по форме, размеру, назначению, имеющих одинаковый цвет Сортировка предметов двух и более цветов: Контрастных Близких по цвету Соединение слов-названий с конкретными цветами, при этом у детей раннего возрвста не требуется обязательное запоминание названий цветов Группировка и сортировка по цвету, представленному различными оттенками Выделение и узнавание оттенков Выполнение упражнений на аналитическое восприятие цвета |
2.2.Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции детей раннего возраста
Образовательная деятельность учителя-дефектолога с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и психическом развитии детей осуществляется по следующими разделами:
- социально-коммуникативное развитие
- развитие психических процессов и познавательное развитие
- формирование и развитие игровой деятельности
- развитие мелкой моторики
Раздел | Основное содержание работы, задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого. Формировать у детей двигательное подкрепление эмоциональной реакции. Формировать у детей положительную эмоциональную реакцию на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки). Формировать у детей понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем. Формировать у детей фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее перемещением по горизонтали и вертикали на расстояние 30 см). Учить детей реагировать и откликаться на свое имя, на уменьшительно-ласкательную форму имени. Знакомить каждого ребенка с составом его семьи, фотографиями близких родственников, составив из них семейный альбом, знакомить с именами и фамилиями близких родственников. Учить детей идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам). Формировать у детей представления о половой принадлежности ребенка (мальчик, девочка, сынок, дочка). |
Познавательное развитие: | Развитие зрительного восприятия и внимания развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов: учить детей выделять предметы из общего фона (игра «Ку-ку»); учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах; учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где ляля»); развивать у детей зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»); учить детей хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой; восприятие формы: учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»); знакомить детей со словами шар, кубик; учить детей выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки («Спрячь шарик», «Спрячь кубик»); восприятие величины: учить воспринимать величину (большой, маленький); учить детей захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами; восприятие цвета: учить детей воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»); знакомить детей с названиями цветов: красный, желтый. Развитие слухового восприятия и внимания развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов: знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан); учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен); опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам: учить детей дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух). |
-формирование мышления | Создавать условия для возникновения у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формировать у детей целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!» и т. д. Учить детей выполнять предметно-игровые действия. |
-формирование элементарных математических представлений -ознакомление с окружающим миром | Знакомить детей с практическими действиями с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами. Учить выделять 1 и много предметов из группы по подражанию, образцу; составлять множества из отдельных предметов. Учить выделять 1 и много предметов из группы по словесной инструкции. Учить различать дискретные (игрушки, предметы) и непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количеству: много - мало (работая с непрерывными множествами, дать образец речевого высказывания: в большом ведерке много песка, в маленьком — мало). Уточнить представления ребенка о себе и родных людях. Знакомить детей с окружающим и их людьми: называть по имени педагогов, воспитателей (тетя Вера, и т. д.). Знакомить детей с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан). Знакомить детей с животными: кошкой и собакой (части тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает). Учить детей узнавать отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец. Знакомить детей с объектами неживой природы и явлениями природы: водой и дождем (показать детям, где бывает вода; дождь - вода). |
Формирование игровой деятельности | Знакомить детей с игрушками и действиями с ними. Учить детей наблюдать за обыгрыванием сюжетных игрушек — мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка. Учить детей одеваться: подбирать наряды, наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды (косыночка, бусы, шапочка). Учить детей обыгрывать кормление куклы. Учить детей укладывать куклу спать. Учить детей давать имя кукле, называть ее по имени в процессе игры. Воспитывать у детей интерес к предметно-игровым действиям. Учить детей наблюдать за своими действиями в зеркале («Помаши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку»). |
Мелкая моторика | - Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали.- Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками) - Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват). Развитие соотносящих действий Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки). Сортировка мелких предметов Пересыпание. Игры – шнуровки |
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
В условиях работы с детьми раннего возраста встают новые задачи по взаимодействию с семьями воспитанников, т. к. их родители нуждаются в обучении. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству.
Формы проведения работы с родителями:
1, Узкий круг общения педагога с родителями, вызывающий на откровенный разговор, выход на проблемы и нахождение конкретных путей их решения. Это могут быть беседы, консультации, тесты- опросники, наглядная пропаганда, тренинг, видеоматериал , встреча -дискуссия, выставка методической литературы.
2. Индивидуальные встречи, где родители могут узнать результаты диагностических показателей, получить информацию об индивидуальных направлениях коррекционной работы с ребенком, получить консультацию по вопросам путей и методов коррекции, имеющихся отклонений в развитии.
3. Интересная и результативная форма работы с родителями - практическая деятельность педагога с родителями. Это практикумы по выполнению заданий, упражнений и игр, которые могут использовать родители в домашней обстановке.
4. Индивидуальные занятия педагога с родителями и ребенком. Родителям и ребенку предлагаем стать партнерами в занимательных упражнениях. Предлагаем каждому родителю использовать любой удобный момент игрового контакта с ребенком, чтобы показать ему, что он важен для взрослого вне зависимости от его удач и просчетов, внимательно относиться к его трудностям, любить, ценить и принимать ребенка таким , какой он есть. Ведь семья нужна ребенку, а он не будет для других людей столь же близким и желанным.
5. Показ коррекционно- интегрированных занятий. Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка и способах коррекции.
Владея полной информацией, родители быстро адаптируются к существующему положению вещей, принимают конструктивные решения и правильно выбирают путь общения в ребенком.
Проведенное анкетирование по результатам работы с семьями показало, что родители достаточно высоко оценили открытость и доступность информации, позитивно оценили роль детского сада как источника обогащения их педагогического опыта.
Консультирование – одна из форм работы с семьей, где объектом консультативно - просветительского процесса является не только ребенок, но и его семья. Родители регулярно и систематически, через определенные отрезки времени (не реже 1-2 раз в месяц), получают целенаправленные задания с методическими рекомендациями по их выполнению для работы со своим ребенком.
Работа с ребенком и практическое обучение родителей приемам и методам работы с ним:
- Установление контакта с ребенком (в игровой форме). Так как консультирование проводиться 3-4 раза в месяц, необходимо особое внимание уделить налаживанию контакта с ребенком, установлению доверительной связи между незнакомым взрослым (специалистом) и малышом, при взаимодействии с ребенком необходимо поддерживать радостное настроение, удовлетворять потребности ребенка в доброжелательном внимании. Необходимо войти в доверие к ребенку, а ребенок должен начать взаимодействовать.
- Проведение занятия с ребенком (с комментариями для родителей). Наблюдение матери за проведением индивидуального занятия дефектолога. Наблюдение за занятиями своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения им определенных правил поведения, знаний и навыков помогают родителям лучше понять его трудности, оценить адекватность требований и занять более правильную воспитательную позицию в семье.
- Анализ содержания занятия (какие упражнения и игры использовались, их цель, задачи, чего удалось добиться, а какие задания надо повторить еще).
- Анализ педагогических приемов работы с ребенком.
- Наблюдение за совместной деятельностью родителей и ребенка, оценка их сотрудничества (по необходимости).
- Определение перспективы дальнейшей работы с ребенком.
- Проведение консультации по запланированной теме или консультация по интересующим вопросам родителей.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Оформление развивающей предметно-пространственной среды
Именно в ранние годы происходит самое интенсивное развитие ребенка. чем ярче, интереснее и насыщеннее мир вокруг малыша, тем лучше он развивается. окружающая среда обогащает эмоции крохи, активизирует зрение, слух, тактильную чувствительность, т.е. все виды восприятия. От окружающей среды во многом зависит и активность развития речи. деятельность ребенка невозможна без игровой среды. поэтому очень важно правильно подбирать для него игрушки, пособия и игры.
Материально-техническое обеспечение
вид деятельности | оборудование |
творчество | - фломастеры, краски, цветные карандаши пластилин, бумага для рисования, цветная бумага, картон, раскраски, разнообразный природный материал (желуди, плоды каштана, камешки, крылатые семена клена, шишки, веточки и т.д.), - безопасные детские ножницы, кисти, баночки для воды, клей, доски для лепки. |
развивающие игры | (конструирование, игры для развития логики, представлений о размере и форме). - крупный напольный конструктор из дерева, содержащий блоки, кубики, призмы, цилиндры. - конструкторы большого размера, мягкий конструктор - рамки-вкладыши, разрезные картинки (2-4 части), деревянные и картонные пазлы (из 9-12 деталей), «волшебный куб». - сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки) - лото, домино. |
сюжетные игры | - куклы разных размеров обоего пола, одежда для кукол, мебель для кукол: кроватка с постельными принадлежностями, люлька-качалка, стол, стулья, шкафчик; коляски. - наборы кукольной посуды, продукты питания, плита, холодильник, полки. - большие и маленькие транспортные игрушки (повозки, машинки, грузовики, автобусы, поезда), деревянные, пластмассовые, металлические. - сюжетные фигурки для обыгрывания (фигурки людей, животных), мягкие игрушки. |
познавательное развитие | Окружающий мир - пейзажные картины по временам года, сюжетные картинки, предметные картинки - аквариум с рыбками, цветы в горшках - природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, перья - инструменты для игры и несложной работы: лейка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, ложки, воронки, лопатки, сито, ведерки, совочки, различные формочки, сачки, различные ёмкости ФЭМП - математические плакаты с геометрическими формами и цифрами, магнитная доска, магнитные фигуры. - комплекты геометрических фигур разных размеров и цветов, разнообразный счетный материал (предметные картинки, пуговицы и др. мелкие предметы), настольные игры по типу «один – много», «квадратик и кружок» - блоки «дьенеша», палочки «кюизенера» - развивающие пособия по типу «цвет, форма» и «один, много» |
3.2. Особенности организации РППС
Создание специальной предметно-пространственной среды позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, соблюдается ряд базовых требований.
1) Для содержательного насыщения среды необходимы средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активности всех категорий детей;
2) РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) в РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
3.3. Перечень литературных источников, методических пособий
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 26 – 29.
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В.Секачев, 2007.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Упражнения для развития творческого мышления. Часть 1 – 2. – Киров: ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2009.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2008.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2009.
- Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е. и др. Настольная книга педагога-дефектолога / Серия «Сердце отдаю детям» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2007.
- Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
- Павлова Е.В. Учимся говорить правильно. – Ростов-на-Дону: «Издательский дом «Проф-Пресс», 2007.
- Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Первые шаги к интеллекту. Развивающие задания для детей 2-3 лет / Авт.-сост. А.В. Белошистая. – М.: АРКТИ, 2006.
- Разенкова Ю.А. Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 3. – С. 69 – 77.
- Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
- Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Теревинф, 2006.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы
Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....
Рабочая программа "Коррекционно - развивающая работа с детьми ОНР старшего дошкольного возраста"
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ: «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, «От рождения до ш...
Конспект занятия по программе "Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста (2-3 лет) с особенностями психофизического развития"
Конспект занятия...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями в условиях логопункта»
Представлена рабочая программа коррекционно-равивающей работы с детьми с речевыми нарушениями ФФНР, ОНР III уровня, ОНР II уровня, ОНР I уровня в условиях логопункта. В приложении имеется ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...
Рабочая программа коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психоречевого развития и аутизмом младшего дошкольного возраста (1-4 года)
В последние годы количество детей с задержкой психоречевого развития неуклонно растет. Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой п...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с РАС
Программа разработана для учителей-дефектологов, учителей-логопедов и педагогов-психологов...