Рабочая программа коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психоречевого развития и аутизмом младшего дошкольного возраста (1-4 года)
рабочая программа по психологии (младшая группа)
В последние годы количество детей с задержкой психоречевого развития неуклонно растет. Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать речевую базу еще в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников. В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПРР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя – дефектолога, учителя - логопеда, воспитателя, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.
В Рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zpr_autizm_1-4goda.docx | 66.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена
Заведующий МБДОУ
Детский сад №2 «Ласточка»
А.Р.Копейкина
Приказ №50 §3 п.1 от 19.08.2022 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающая работа
с детьми с задержкой психоречевого развития и аутизмом младшего дошкольного возраста (1-4 года)
Составитель:
педагог-психолог
Авдеева Н.В.
Тверская область,
пгт Кесова Гора
2022
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Страница |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Психологические особенности развития детей с аутизмом и ЗПР | 12 |
1.3 | Планируемые результаты освоения младшими дошкольниками Рабочей программы | 14 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 15 |
2.1 | Психолого-педагогическое сопровождение коррекционной работы с детьми с ЗПРР младшего дошкольного возраста в ДОУ | 15 |
2.2 | Коррекционно-равивающая работа педагога-психолога с детьми с ЗПРР и аутизмом младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ | 20 |
3 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 22 |
3.1 | Структура психологического занятия с детьми с ЗПРР и аутизмом младшего дошкольного возраста | 22 |
3.2 | Перспективный тематический план работы с детьми с ЗПРРР младшего дошкольного возраста | 22 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 29 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Актуальность программы. В последние годы количество детей с задержкой психоречевого развития неуклонно растет. Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать речевую базу еще в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников. В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПРР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя – дефектолога, учителя - логопеда, воспитателя, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.
В Рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми законодательными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС); Методические рекомендации по составлению образовательной программы ДОУ N 655 от 23 ноября 2009г.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач Адаптированной образовательной программы ДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-4 лет с задержкой психоречевого развития, принятых в дошкольное учреждение.
Основной базой рабочей программы является:
- «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной.
- «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами» по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПРР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы с детьми с задержкой психоречевого развития в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Задачи программы:
- развитие высших познавательных процессов у детей с ЗПРР;
- осуществление коррекции негативных тенденций развития;
- развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка с ЗПРР;
- проведение профилактики вторичных отклонений в развитии детей.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.
Условия реализации программы. Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов ДОУ, обладающих необходимыми знаниями о характерных особенностях детей в особенности с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей с ЗПРР младшего дошкольного возраста.
Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение одного учебного года.
Формы занятий: индивидуальная, групповая.
Форма работы: 2 раз в неделю – индивидуальное, 2 раза – подгрупповое занятие.
Время поведения групповых занятий: продолжительность занятий может варьироваться от 15 - 30 минут.
Максимальное число участников: 5-6 человек.
Возраст: 3-4 года.
Принципы построения программы:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Единство диагностики и коррекции.
- Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Возрастание сложности.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
Этапы работы:
- Организационно-методический этап. Включает в себя набор детей в группу, определение индивидуального образовательного маршрута по рекомендации комиссии ПМПК.
- Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных. Диагностическое обследование ребенка проводит каждый специалист по наличию в ДОУ (учитель – дефектолог, педагог – психолог, учитель – логопед).
- Коррекционно – развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия со специалистами.
- Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов. Диагностическое обследование детей проводится дважды в год, в начале и в конце учебного года. Анализ работы по программе.
На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.
Основные методы программы:
- Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.
- Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.
- Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность.
- Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
- Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Арт-терапевтический метод. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.
- Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.
- Метод психогимнастики. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.
- Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.
Материально-техническая база:
- помещение для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПРР ;
- наличие специализированных методических материалов, пособий;
- диагностический инструментарий.
Алгоритм сопровождения:
- Диагностика (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя – дефектолога при наличии в ДОУ) с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута;
- Индивидуальное консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах). Разъяснение специалистами ДОУ необходимости специального коррекционного обучения;
- Коррекционно-развивающая работа. Организуется комплексное
сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно-развивающие группы на основе данных диагностики и направлений ПМПК, а также итоговая диагностика воспитанников (комплексная диагностика педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя – дефектолога при наличии в ДОУ).
При организации занятий с детьми с ЗПРР младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, реализуются следующие функции:
- Эмпатическое принятие ребенка.
- Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.
- Эмоциональная поддержка ребенка.
- Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.
- Тематическое структурирование задачи.
- Помощь в поиске формы выражения темы.
- Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.
Психологический блок работы педагога-психолога с детьми ЗПРР включает следующие задачи:
- Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей:
- осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;
- осознание нужности и функциональной значимости частей тела;
- реализация своего потенциала.
- Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:
- различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;
- различие, осознание эмоций других людей;
- развитие произвольного поведения;
- Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:
- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;
- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;
- приобретение положительного опыта сотрудничества, взаимопонимания;
- усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.
1.2. Психологические особенности детей с задержкой психоречевого развития
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности; может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нарушение недостатков может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хроническ ого заболевания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
Вариативность отклонений в развитии воспитанников ДОУ имеет широкий диапазон: от состояния пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.
Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).
Приему в ДОУ подлежат дети с диагнозом ЗПР. Основным показанием к приему является:
- ЗПР церебрально-органического генеза; -ЗПР по типу конституционального и психофизического инфантилизма; -ЗПР соматогенного происхождения;
- ЗПР психогенного происхождения(психическая инфантилизация).
Дети с ЗПРР имеют потенциально сохранные возможности и интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, плохой координацией движений.
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.
Возрастные психологические особенности дошкольников 3-4 года с задержкой психического развития:
- низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
- отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
- неравномерная работоспособность;
- отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
- выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве;
- нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу;
- снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;
- нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной.
Задержка психического развития поддаётся коррекции, при специально организованном специалистами обучении и воспитании ребёнка.
1.3 Планируемые результаты освоения программы
- Сформировано представление о самом себе, овладение элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.
- Овладение навыка общения со взрослыми и сверстниками, овладение навыка продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
- Сформировано адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.
- Сформированы перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Сформирован навык овладения системой сенсорных эталонов. Соединяют сенсорный опыт со словом.
- Овладение единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического.
- Усвоение количественных и качественных отношений между предметами. Сопоставление предметов по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимание того, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.
- Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.
- Развита мелкая моторика, сформировано хватание, выделение каждого пальца, выработана согласованность действий обеих рук, определена ведущая рука.
- Дети интересуются игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Психолого-педагогическое сопровождение коррекционной работы с детьми с ЗПРР младшего дошкольного возраста ДОУ
Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении коррекционной работы ЗПРР младшего дошкольного возраста в ДОУ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении личности.
При определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве ДОУ учитывается, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Учитывая, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская), педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение реализуемых специальных (коррекционных) образовательных программ для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии.
Психолого-педагогическое обследование детей с ЗПРР
Для успешности воспитания и обучения детей с ЗПРР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ЗПРР;
•определить оптимальный педагогический маршрут;
•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ЗПРР в дошкольном учреждении;
•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
•определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка.
Все полученные данные заносятся в карту психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. В Карте указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. Проводится анализ данных о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ЗПРР. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.
Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго., Н.Н. Павловй, Л.Г. Руденко.
По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
•особенности контакта ребенка;
•эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
•реакция на одобрение;
•реакция на неудачи;
•эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
•эмоциональная подвижность;
•особенности общения;
•реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
•наличие и стойкость интереса к заданию;
•понимание инструкции;
•самостоятельность выполнения задания;
•характер деятельности (целенаправленность и активность);
•темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
•работоспособность;
•организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
•особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
•особенности моторной функции.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ЗПРР
Используемые психодиагностические комплекты
Перечень | ∙ Психодиагностический комплект детского психолога (авторы | ||||||||||||
программ, | Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденк), в который входит не только не- | ||||||||||||
технологи | обходимый стимульный материал, но и руководство с подробным | ||||||||||||
й, | описанием проведения методик. | ||||||||||||
пособий | ∙ Психодиагностический | комплект | психолога | ДОУ | (автор | ||||||||
Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития детей») | |||||||||||||
∙ Психодиагностический комплект «От диагностики к развитию» | |||||||||||||
(авт. С. М. Забрамная) | |||||||||||||
∙ Психодиагностический комплект (авт. О. М. Дьяченко и др. | |||||||||||||
«Психолог в детском дошкольном учреждении») | |||||||||||||
∙ Психодиагностический комплект (авт. Рогов Е. И. «Настольная | |||||||||||||
книга практического психолога в образовании») | |||||||||||||
∙ Психодиагностический | комплект | (авт. Р. | С. | Немов | |||||||||
«Психология, т.3) | |||||||||||||
2.2 Коррекционно-равивающая работа педагога-психолога с детьми с ЗПРР младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Коррекционно-развивающая работа строится на основе психолого-медико-педагогического подхода,который выражается в следующем:
- Комплексная диагностика интеллектуального и личностного развития воспитанников ДОУ.
- Анализ личных дел и медицинских карт воспитанников
- Коррекционно-развивающие занятия с детьми
Цель коррекционно-развивающей работы педагога-психолога: коррекция недостатков развития, выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода и обеспечение нормального развития в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте. Для этого предуматривается:
- коррекция отношений между детьми;
- коррекция индивидуально-психологических отклонений в поведении, общении, развитии ребёнка;
- коррекционная работа по развитию эмоционально-чувствительной сферы ребёнка;
- поддержка детей группы риска с повышенной тревожностью, агрессивностью, депрессивностью;
- помощь в урегулировании отношений детей и родителей.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Структура психологического занятия с детьми ЗПРР младшего дошкольного возраста в ДОУ
Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть |
Цель вводной части –настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками. Основные процедуры работы:
| В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой,коммуникативной сфер, формирование лексико-грамматических категорий речи, развитие связной речи. Основные процедуры:
| Основной целью этой части являются занятия по созданию чувства личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры:
|
Перспективный тематический план работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПРР
Цель работы: развитие познавательных процессов у воспитанников 3-4 лет с ЗПРР.
Задачи:
- Развитие понимания речи взрослого, умения узнавать и показывать названный объект.
- Развитие умения сравнивать и подбирать предметы по форме и соотносить их с друг другом.
- Развитие умения чередовать предметы по цвету в определенной последовательности, развитие логики и мышления.
- Формирование восприятия цвета, умения соотносить предметы по цвету.
- Расширение общей осведомленности ребенка, развитие понимания речи.
- Развитие навыка находить предметы, различные по цвету, форме, размеру.
Возрастная группа: воспитанники 1-4 года
Продолжительность: занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительность не более 15 минут (занятия
могут повторятся несколько раз).
Форма работы: индивидуальные и групповые занятия по 6-8 человек.
Дата (месяц) | № | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во занятий |
Сентябрь | Психологическая диагностика | |||
Октябрь | 1 | Занятие 1 «Знакомство с зайчиком» | 1.Установление положительного контакта с детьми. 2.Учить устанавливать сходство между словесным обозначением предмета и его изображением, узнавать, показывать пальчиком названный предмет и отдельные его детали, подавать взрослому названную картинку, учить различать некоторые части тела животных (голова, хвост, ноги). | 2 |
2 | Занятие 2 «Бусы для мамы» | 1.Установление эмоционально-положительного контакта с ребенком. 2.Развитие мелкой моторики рук, внимания ,памяти, учить классифицировать предметы на «Овощи» и «Фрукты», учить классифицировать предметы по размерным характеристикам, развитие образного восприятия. | 2 | |
Ноябрь | 1 | Занятие 3 «Фрукты» | 1.Создание атмосферы эмоциональной безопасности 2.Развитие логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук, умения действовать по образцу, классификация предметов по цвету. | 2 |
2 | Занятие 4 «Мячи» | 1.Создание доверительной атмосферы, развитие умения сотрудничать со взрослым 2.Развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления, умения классифицировать предметы, умения сверяться с образцом, кратковременной и долговременной слуховой памяти, учить дедуктивному и индуктивному мышлению, классифицировать предметы по цвету и форме. | 2 | |
Декабрь | 1 | Занятие 5 «Кот» | 1.Создание доверительной атмосферы, развитие умения взаимодействовать со взрослым 2.Развитие памяти, логического мышления, умения действовать по образцу, умения слышать взрослого и действовать четко по инструкции, закрепление классификации предметов, развитие мелкой моторики. | 2 |
2 | Занятие 6 «Дороги» | 1.Создание доверительной атмосферы и положительного настроя на работу. 2.Развитие логического мышления,воображения, восприятия, закрепление знаний по классификации предметов по категориям и цветам, умения группировать животных на «дикие животные» и «домашние животные». | 2 | |
Январь | 1 | Занятие 7 «Бусинки в стаканчиках» | 1.Создание положительного эмоционального настроя. 2. Развитие мелкой моторики рук, речи, закрепление умения классифицировать предметы по признакам, развитие восприятия, воображения. | 2 |
2 | Занятие 8 «Мое!» | 1.Создание доверительной атмосферы. 2.Развитие слухового восприятия, умения действовать строго по инструкции взрослого, развитие точной координации движений, мышления, концентрации внимания. | 2 | |
Февраль | 1 | Занятие 9 «Лягушка и комарик» | 1.Созжание положительной атмосферы и активного настроя на работу 2.Развитие логического мышления, восприятия, внимания, воображения, точной координации движений, закрепление умения классфифицировать предметы по признаку. | |
2 | Занятие 10 «Шалтай-болтай» | 1.Создание доверительной атмосферы между ребенком и взрослым. 2.Развитие мелкой моторики рук, логического мышления, восприятия, речи, умения понимать и четко следовать инструкции взрослого, закрепление умения классфицировать предметы по признаку и цвету. | 2 | |
Март | 1 | Занятие 11 «Пальчиковая гимнастика» | 1.Создание доверительной атмосферы с ребенком. 2. Развитие мелкой моторики рук,логического мышления, умения действовать строго по инструкции, воображения, наглядно-образного мышления, памяти.2 | 2 |
2 | Занятие 12 «Морские животные» | 1.Создание атмосферы эмоциональной безопасности. 2.Развитие логического мышления, восприятия, мелкой моторики рук, закрепление умения классифицировать предметы по признаку и цвету, | ||
Апрель | 1 | Занятие 13 «Фрукты» | 1.Созжание положительной атмосферы и активного настроя на работу 2.Развитие мелкой моторики рук, логического мышления, зрительного восприятия, речи, воображения. | |
2 | Занятие 14 «Поезд» | 1.Создание доверительной атмосферы между ребенком и взрослым 2.Развитие мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, обогащение словарного запаса, воображения, умения четко следовать образцу. | 2 | |
Май | 1 | Занятие «Облачко» | 1.Создание дружественной и доверительной атмосферы 2.Развитие мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, обогащение словарного запаса, восприятия, воображения, повторение умения классифицировать предметы по цвету и признаку. | 1 |
2 | Проведение повторной итоговой психологической диагностики |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001.
- Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
- Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. - СПб, 2005.
- Коррекционно-развивающее обучение и воспитание Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, Москва, 2010.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. – СПб: Литера, 2005.
- Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2010.
- Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы
ДОУ (методические рекомендации). Ростов н/Д, 2002г.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. – Спб.: ЦДК 2010.
- Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, Москва, 2009.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) – М.: Генезис, 2014
- Романова Н. Расту, играя Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития.- М,2017
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001.
- Формирование коммуникативных умений у детей с ЗПР Т.Б.Бойко, Волгоград, 2012.
- Цикл занятий для развития познавательной сферы детей с проблемами в развитии Т.Б.Кротова, О.А.Минина, А.В.Можейко, Москва, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"
Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...
Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психоречевого развития.
В данной работе рассмотрены особенности работы с детьми с задержкой психоречевого развития....
Логопедическая работа с детьми с задержкой психоречевого развития
Задержка психоречевого развития – заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребёнка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии н...
Программа коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми-билингвами в МДОУ
Программа коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми-билингвами. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему работы,обеспечивающую полноце...