конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Космические приключения»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алинкина В.В.

конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Космические приключения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш»

(МБДОУ детский сад «Малыш»)

К О Н С П Е К Т

непрерывной образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

на тему «Космические приключения»

Учитель-логопед Алинкина В. В.

с. Александров-Гай

2022

Цель занятия: Расширять представления детей о космосе.

Задачи:        

- создать условия для представлений о космосе, космическом пространстве;

- создавать условия для развития познавательного интереса и логического мышления к достижению поставленной цели посредством игровых заданий;

- развивать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы;

- активизировать словарь;

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками.

• закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля, а в космосе есть другие планеты;

Образовательные:

  • закреплять умение работать с числовым рядом, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, знаков, геометрических фигур.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение.
  • Расширять и уточнять словарь:
  • развивать артикуляционный аппарат детей, развивать логическое мышление, память, внимание, воображение

Воспитательные цели:

  • воспитывать положительное отношение друг к другу, работая в коллективе, воспитывать умение работать в команде, проявлять доброжелательность, оказывать помощь, договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, выдвигать предположения, проверять их практически.

Ход занятия:

Педагог: Ребята скажите, скажите, какой праздник был недавно? (день космонавтики). 

Чтение стихотворения В. Степанова «Космонавты»

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря        

Видит он весь шар земной

Шар земной – наш дом родной.

Педагог: ребята, про что это стихотворение? Космос всегда привлекал людей своей красотой и таинственностью. Художники писали картины, поэты – стихи, а композиторы – музыку. Послушайте отрывок музыки. (звучит космическая музыка)

Космос означает «порядок», потому что все небесные тела движутся по порядку. Науку, которая изучает небесные тела называют астрономия, а чтобы наблюдать за телами используют телескоп. Гигантские скопления звезд, разбросанные по вселенной, называют галактикой. Наша галактика называется Млечный путь.

Солнечная система состоит из звёзд, планет и их спутников, астероидов, метеоров, комет и космической пыли, которые вращаются вокруг большой звезды по имени Солнце.

Первого человека, который побывал в космосе, звали Ю. А. Гагарин. Его первый полет длился 108 минут и все это время с ним общались из центра управления полетами.  

Раздается позывной (звуки азбуки Морзе).

Педагог: ребята, нам пришло сообщение из центра полета космонавтов, давайте его прослушаем.

Звучит фонограмма с мужским голосом: «Космические пираты атаковали наш корабль, перевозивший различные грузы, экспериментальное оборудование для исследований и карту, на которой отмечено место, где спрятаны сокровища для детей детского сада. Пираты похитили карту. Пиратов поймали, но карту у них не нашли. Они ее разделили на части и спрятали в космосе. Ваша задача найти все части карты и узнать, где спрятаны сокровища. Но будьте осторожны, на пути вам встретятся различные сложные задания».

Педагог: Ребята, мы справимся с поставленной задачей? Как вы думаете, где же нам искать карту?

Педагог: А вы хотите полететь в космос? Вам нравится профессия космонавта? А давайте подумаем, каким должен быть настоящий космонавт?

Дети: Сильным, смелым, здоровым, выносливым, терпеливым, умным, обладать хорошей памятью.

Педагог: А вы обладаете этими качествами? Вы готовы пройти испытания?

Молодцы. А скажите, пожалуйста, а на чем можно путешествовать? (Ответы детей: самолет, вертолет, корабль, велосипед, пешком и т.д.)

А хотите узнать, на чем мы сегодня будем путешествовать? А для этого попробуем решить задание? Садитесь за столы.

Что здесь надо делать? Кто объяснит нам задание?  (нужно из геометрических фигур сложить ракету). Из каких геометрических фигур можно сложить ракету?

Чтобы не затеряться в космическом пространстве, нужно создать межгалактическую карту.

- В левом верхнем углу расположите цифру 4.

- В правом нижнем углу расположите цифру, меньше числа 4 на 1. (3)

- В центре карты расположите знак плюс.

- В правом верхнем углу расположите 3 вертикальные полоски.

- В левом нижнем углу расположите одну горизонтальную полоску.

- Над горизонтальной полоской расположите знак минус.

Педагог: Ракеты построены, составлена межгалактическая карта. Можно отправляться в полет.

Всё  готово  для  полёта,   -  поднять  руки  вперёд, затем  вверх.

Ждут  ракеты  всех  ребят. -  соединить  пальцы  над  головой, изображая  ракету.

Мало  времени  для  взлёта,    - марш  на  месте.

Космонавты, встали  в  ряд!    - встать  прыжком – ноги  врозь, руки  на  пояс.

Поклонились  вправо,  влево,  -  наклоны  в  стороны.

Отдадим  земной  поклон.     -  наклоны  вперёд.

Вот  ракета  полетела.            -  прыжки  на  двух  ногах

Опустел  наш  космодром.   -  присесть  на  корточки,  затем  подняться.

Педагог: Экипажам приготовиться, начинаем обратный отсчет. (Звучит аудиозапись «Обратный отсчет 5,4,3,2, 1 — пуск!» — звуковой эффект запуска ракеты.)

Педагог: и вот на пути у нас первая планета «Хлопушкина». Чтобы выполнить задание ребенок должен «прохлопывать» слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков.

Ра-ке-та, кос-мос, звез-ды, лу-на, солн-це, пла-не-та, кос-мо-навт, Зем-ля.

Педагог: вот и первую часть каты мы нашли. Полетели дальше. Впереди планета говорунов. Здесь живут существа, которые изменяют слова в зависимости от настроения. Они могут говорить слова наоборот или многозначные слова, а также изменять слова. Давайте и мы попробуем.

Слова наоборот: Далекий – близкий, высокий - …, улетать - …, подниматься - …, тесный - …, темный - …, родной - ….

один-много: Ракета – ракеты, звезда – …, космонавт –…, луноход –….

Измени по образцу: Солнце - солнечный, космос -…, спутник -…, земля -…, звезда -…, луна -…, орбита -….

 Педагог: вторая часть каты у нас. Полетели дальше. И вот перед нами планета танцев и спорта. И чтобы добыть очередную часть карты нам нужно выполнить спортивный танец.

Звучит музыка с песней про ракету, дети повторяют движения с ускорением

Педагог: третья часть каты у нас. Наш полет продолжается. Мы приземляемся. Это планета «Инопланетия»

Инопланетяне, где же вы? Все мы жители Земли.

В гости к вам скорей спешим, познакомиться хотим.

(пауза) Не выходят инопланетяне, не хотят позировать.

А какими они будут, будем фантазировать.

Игра «Инопланетяне»

(Ставится стол с париками, ободками, рожками, различной смешной одеждой, обувью и перчатками. Дети наряжают одного инопланетянина.)

Педагог: Замечательные инопланетяне из вас получились, вот только карты вы так и не нашли. Давайте искать как следует.

(В какой-нибудь шапке спрятать часть карты)

Педагог: как вы видели, на планетах Солнечной системы есть впадины и неровности. Ребята, а вы знаете, откуда они появляются? (предполагаемые ответы детей)

Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и с помощью простого опыта найти ответ на этот вопрос. Представьте себе (показывая на муку в тазу), что это поверхность планеты. Какая она сейчас?

Гладкая, ровная, … Как вы думаете, почему же на поверхности планет образуются

впадины? (Если на ровную поверхность упадет метеорит, камень.).

Хотите это проверить? Представьте, что у вас в руках метеориты, и они летят к поверхности планеты (дети отпускают камни в муку). Что произошло? (Ответы детей.)

 Вывод: Неровности на планетах Солнечной системы появляются от упавших на неё метеоритов.

Педагог: вот мы и собрали все части карты. Давайте соберем картинку и посмотрим, на какой планете пираты спрятали сокровища.

Дети собирают пазлы с изображением Земли.

Педагог: ребята, а вы знаете что это? Правильно, это наша планета Земля. А почему она голубая? Молодцы. Это значит. Что пираты спрятали сокровища на нашей планете. А чтобы узнать, где именно, нужно внимательно рассмотреть нашу Землю.

Дети рассматривают глобус и находят нарисованный крестик.

Педагог: обозначенное место находится у нас в садике. Это и есть сам глобус.

Педагог вынимает из глобуса сюрприз для детей: медальки и раскраски.

Педагог: Какие задания для вас оказались легкими?

Какие задания вызывали трудности?

А какое задание показалось самым интересным?

Почему у вас получилось выполнить все задания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

laquo;Ребята! Я сегодня шла на работу и встретила очень грустного человечка. Оказалось, что он свалился с неба.  Это маленький инопланетянин.Он играл он на самом краю своей планеты и упал. ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: "Космические спасатели"

Систематизируем знания детей по теме «Транспорт. Профессии на транспорте.»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему:\'Космическое путешествие\'.

#39;Позновательно-речевое развитие'.Заккрепить у детей понятие'космос','солнечная система'.Совершенствовать умение составлять короткие рассказы по схеме....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему " Космическое путешествие"

Конспект НОД по развитию речи ( подготовка к обучению грамоте) на тему " Космическое путешествие".  В игровой форме ( космическое путешествие по планетам Солнечной системы)  дети...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...