Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Космическое путешествие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
Выполнила:
воспитатель Гаджиева Н.М.
2023г.
ЦЕЛЬ: закрепление начальных представлений о космосе
ЗАДАЧИ:
Образовательные: обобщить представления детей о космосе, дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы; активизировать словарь детей словами: космос, планета, космонавт, скафандр, орбита; закреплять знания о геометрических фигурах; совершенствовать умения создавать изображения с помощью геометрических фигур.
Развивающие: развивать пространственное мышление, внимание, восприятие, умение анализировать и сравнивать предметы, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к планете Земля; повышать познавательную активность детей .
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
- познавательное развитие,
- социально - коммуникативное развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие,
- речевое развитие.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ:
для педагога: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран, мультимедийная презентация, космическая музыка, столы с раздаточным материалом;
для детей: схематическое изображение маршрута ракеты, геометрические фигуры разного цвета и размера.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: тематические беседы о космосе, планетах, звёздах; рассматривание иллюстраций, детских энциклопедий про космос, чтение книг о космосе; сюжетно-ролевые игры: «Полёт на Луну», «Космическое путешествие»; конструкторские игры «Строим ракету».
ХОД НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу поздравить вас с праздником. А какой праздник отмечает наша страна 12 апреля?
Дети:12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики.
2 СЛАЙД.
Воспитатель: Но не только я хочу вас поздравить. К нам в гости пришёл Лунтик. Он тоже сегодня отмечает этот праздник. В честь знаменательной даты Лунтик хочет пригласить вас совершить вместе с ним полёт в космос на ракете.
- Вы хотите полететь в космос? (Да)
Лунтик должен убедиться, что вы подготовлены к полёту и много знаете о
космосе.
Наш гость приготовил вам интересные задания и волшебный экран, который поможет вам узнать что-то новое.
3 СЛАЙД.
Воспитатель: Люди давно мечтали долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса.
Посмотрите на экран. Кто это?
Дети: Собаки: Белка и Стрелка.
Воспитатель: Сначала в космос полетели две собаки: Белка и Стрелка. Только после того, как они вернулись целы и невредимы, в космос полетел человек.
4 СЛАЙД.
Воспитатель: Кто был этим человеком?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Правильно. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» в космическое путешествие отправился Юрий Алексеевич Гагарин. Он облетел всю нашу Землю и пробыл в космосе чуть больше часа.
5 СЛАЙД.
Воспитатель: Кто из женщин повторил подвиг Гагарина?
Дети: Валентина Терешкова.
Воспитатель: Правильно. Свой космический полет первая в мире женщина –космонавт совершила на корабле «Восток-6», который продолжался трое суток.
6 СЛАЙД.
Воспитатель: Как зовут нашего дагестанского космонавта?
Дети: Муса Манаров.
Воспитатель: Да, ребята. Наш земляк Муса Манаров во время двух своих космических полетов совершил 7 выходов в открытый космос. За это он был награжден звездой героя Советского Союза
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Дети: Трудолюбивый, добрый, сильный, быстрый, аккуратный, веселый, спокойный, смелый, ловкий.
Воспитатель: Правильно, ребята. Все качества, которые вы перечислили, мы воспитываем в себе с детства. Должны хорошо учиться, заниматься спортом и только тогда можем стать настоящими космонавтами.
7 СЛАЙД.
Воспитатель: Сейчас космонавты проводят в космосе много дней. Они живут на космических станциях, работают, проводят разные эксперименты, следят за приборами, проводят ремонт оборудования. Работа космонавтов очень сложная и трудная.
8 СЛАЙД.
Воспитатель: Как называется костюм космонавта?
Дети: Скафандр
Воспитатель: Скафандр предохраняет от сильного холода в тени и жарких солнечных лучей, поддерживает кислород и оснащён многими карманами,
каждый из которых имеет своё назначение.
Воспитатель: Лунтик понял, что вы многое знаете о космосе. А что вы можете сказать о звездах и Солнечной системе?
9 СЛАЙД.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на ночное небо. Что вы видите?
Дети: Много звёзд.
Воспитатель: И их несчётное количество. Ночное небо загадочно и таинственно. Разные чувства овладевают человеком, который смотрит на бездонный океан над своей головой.
Звёзды кажутся очень маленькими, потому что находятся далеко от Земли.
- А знаете, какая звезда к нам ближе всего? Отгадайте загадку:
Эта жёлтая звезда
Согревает нас всегда.
Все планеты освещает,
От других звёзд защищает…(солнце)
Воспитатель: Правильно, это Солнце. Посмотрите на экран.
10 СЛАЙД.
Воспитатель: Как вы уже знаете, Солнце – это самая большая звезда.
А какую пользу приносит Солнце нашей Земле?
Дети: Оно даёт нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле.
Воспитатель: Все звёзды очень разные по размеру и температуре. Как вы думаете, почему звёзды не видны днём?
Дети: Днём звёзды не видны, так как Солнце светит намного ярче.
11 СЛАЙД.
Воспитатель: А что еще есть в космосе, кроме Солнца?
Дети: Планеты.
Воспитатель: Правильно. У нашей звезды – Солнца – есть своя семья. В ней 8 планет, которые вращаются вокруг него.
ФИЗМИНУТКА
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Воспитатель: Ребята. я буду читать загадки про планеты. Если вы угадаете, о какой идёт речь, она появится на экране.
12 СЛАЙД.
Крохотулечка - планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.
Воспитатель: Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая.
13 СЛАЙД.
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара (Венера)
Воспитатель: Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета.
14 СЛАЙД.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля)
Воспитатель: Земля – это единственная планета, на которой есть жизнь. И так как это наш дом, как мы должны относиться к ней?
Дети: Мы должны любить и беречь нашу Землю.
15 СЛАЙД.
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
Воспитатель: Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками.
16 СЛАЙД.
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)
Воспитатель: Юпитер – самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.
17 СЛАЙД.
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)
Воспитатель: Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.
18 СЛАЙД.
Вращается не так, как все,
Огромный газовый гигант,
Имеет голубой лишь цвет,
Что придает ей газ метан! (Уран)
Воспитатель: Уран – «лежачая планета», вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку.
19 СЛАЙД.
Царь морской названье той планете дал,
Он именем своим её назвал. (Нептун)
Воспитатель: Нептун – холодная и синяя планета. Здесь самые сильные ветры.
Воспитатель: Ребята, а про какое еще небесное тело мы забыли?
Отгадайте загадку:
21 СЛАЙД.
Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… (луной)
Воспитатель: Когда мы можем увидеть Луну?
Дети: Луну и звезды на небе мы можем увидеть вечером.
Воспитатель: Луна - самое близкое небесное тело к нашей планете Земля. Она меньше Земли по величине и массе.
Луна - это небольшая планета, которая вращается вокруг Земли. Как и наша планета Земля, так и Луна круглая, имеет форму шара. Луна вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Земля притягивает к себе Луну, не даёт ей удаляться и за это Луну прозвали спутником Земли.
22 СЛАЙД.
Воспитатель: Ученые под руководством Королева (показ портрета Королёва) изобрели первый искусственный спутник, космический аппарат, вращающийся вокруг Земли. установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Он подчиняется той силе движения, которую ему дали учёные. Так человеческий разум подчиняет себе природу.
Вы вырастите и может кто-то из вас будет изучать планеты, космос и узнает, как сформировались планеты. А пока мы будем смотреть на небо днём и ночью и любоваться сиянием солнца, звёзд и луны.
Воспитатель: А сейчас послушайте внимательно загадку и тогда мы узнаем, что нам необходимо для полета.
Загадка.
До луны не может птица,
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это,
Делать быстрая … (ракета)
23 СЛАЙД.
Воспитатель: Правильно, ракета.
Лунтик убедился, что вы много знаете о космосе. Он предлагает вам представить себя конструктором и собрать из геометрических фигур ракету ,на которой бы вы хотели полететь в космос.
Воспитатель: Подумайте, какой формы должна быть ваша ракета? (показ на слайде)
24 СЛАЙД.
Воспитатель: Посмотрите на волшебный экран. Здесь изображены различные ракеты.
- Чем они похожи?
Дети: Формой
Воспитатель: Правильно. Форма ракеты похожа на веретёнце. Это связано с тем, что ей приходится по дороге в космос пролетать через воздух. Воздух мешает лететь быстро. Для того чтобы уменьшить воздушное сопротивление, форму ракеты и делают гладкой и обтекаемой.
Воспитатель: Обратите внимание, какой у ракеты нос? Почему?
Дети: У ракеты нос острый. Это сделано потому, что ей нужно разрезать препятствие, стоящее у ней на пути — воздух.
25 СЛАЙД.
Практическая работа: конструирование ракеты из геометрических фигур.
Дети собирают из геометрических фигур свою ракету.
Воспитатель: Итак, ракеты готовы.
26 СЛАЙД.
У космонавтов всегда имеются точные указания , инструкции и свой маршрут , Вот и вам волшебный экран предлагает с ними познакомиться.
Воспитатель: Маршрут установлен.
Игра «Космодром».
Все готово для полета, (дети поднимают руки вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединяют руки над головой)
Мало времени для взлета, (маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд. (ноги врозь – руки на поясе)
Поклонились вправо, влево, (делают наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (делают наклон вперед)
Вот ракета полетела (прыжки на месте)
Опустел наш космодром. (приседают на корточки)
Воспитатель: Вот мы с вами запустили наши ракеты в космос.
- Посмотрите, какие красивые они у нас получились!
ИТОГ
27 СЛАЙД.
Воспитатель: Ребята, Лунтик говорит, что ему очень понравилось у нас. Он очень рад, что решил сегодняшний день провести вместе с вами, но ему пора возвращаться домой.
Давайте попрощаемся с ним. (прощаются)
Дети: Лунтик, приходи к нам ещё, мы тебя будем ждать!
Воспитатель: А что нового мы сегодня с вами узнали?
-Что больше всего вам понравилось на занятии?
- Давайте вспомним порядок расположения планет по мере удаления от Солнца.
- Как звали первого космонавта?
- Кто из вас хочет быть космонавтом?
- Наше занятие подошло к концу.
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»
Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Сад, Фрукты"
Цели: Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Сад. Фрукты”. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, воспитание ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебный самолёт».
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Занятие-путешествие по контитнентам нашей планеты....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая шкатулка».
Конспект открытого занятия по развитию речи "Звуковая шкатулка". Занятие направлено на формирование слухового восприятия звуков окружающего мира....
Конспект открытого занятия по развитию речи В средней группе На тему: «Сказочное путешествие»
Конспект открытого занятия по развитию речи В средней группеНа тему: «Сказочное путешествие»— закрепить знания детей о русских народных сказках;— формировать умение узнавать и ...