Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему " Космическое путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию речи ( подготовка к обучению грамоте) на тему " Космическое путешествие".  В игровой форме ( космическое путешествие по планетам Солнечной системы)  дети  закрепляют умение  делить слова на слоги, составлять предложение  с заданным количеством слов, разгадывать ребусы, загадки, проводить звуковой анализ слов,подбирать родственные слова и слова, противоположные по смыслу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад №250  ОСП №2  г.Челябинск.

Конспект  НОД  по развитию речи ( обучение грамоте)  в подготовительной группе   на тему « Космическое  путешествие»

Выполнила : воспитатель высшей категории  Кормщикова  Наталья Юрьевна.

Образовательные задачи:

Закрепить умение  проводить звуковой анализ слов, понятие о предложении. Формировать умение  составлять предложение с заданным количеством слов, составлять предложение по схеме, закрепить отличие звука от буквы. Развивать грамматический строй речи, активизировать   и  расширить  словарь  по теме « Космос»

Развивающие задачи:

Закреплять умение   делить слова на слоги, развивать навык чтения слогов и слов, совершенствовать умение подбирать родственные слова, слова противоположные по смыслу, разгадывать ребусы, развивать фонематический слух, мышление, память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, формировать навыки оценки собственной деятельности.

Предварительная работа:  рассматривание картин и иллюстраций о космосе, карты звёздного неба, беседы о космосе и космонавтах, просмотр мультфильма « Тайна третьей планеты», чтение книг и энциклопедий по теме « Космос»

Материалы и оборудование:  магнитная доска, картинки планет Солнечной системы на магнитах, конверт с письмом от Алисы Селезнёвой из мультфильма « Тайна третьей планеты», цветные фишки ( красного, синего. зелёного цвета для звукового анализа слов  на каждого ребёнка, карточки на магнитах со словами : корабль, на, летит, космический, Марс, магнитофон с записью космической музыки, « космический сундучок» с раскрасками и пазлами  на тему « Космос», звёздочки из картона с буквой на обратной стороне – 8 шт., схемы предложений, из двух  и трёх слов.

Ход:

Ребята, садитесь, пожалуйста, за столы  и послушайте, какую  новость я хочу вам сегодня  рассказать. Сегодня утром, когда я пришла на работу, мне на вахте передали вот этот конверт. Давайте посмотрим, что на нём написано.  На конверте написано, что письмо для ребят из 12 группы от девочки Алисы Селезнёвой. Вам интересно, что в письме? Откроем конверт? Послушайте, что пишет вам Алиса. ( воспитатель читает письмо)

« Здравствуйте ребята  из группы №12. Пишет вам Алиса Селезнёва из вашего любимого мультфильма « Тайна третьей  планеты». Я знаю, что вы все смотрели этот мультфильм и очень любите  обсуждать тему про космос.

Поэтому  я приготовила для вас подарок  - космический сундучок. Но для того, чтобы получить этот сундучок, вам нужно поиграть в игру

 « Космическое путешествие» и побывать на всех планетах Солнечной системы , а так же выполнить разные интересные задания. Желаю вам успехов и интересной игры !»

Ребята, вот так сюрприз от Алисы!  Вы хотите поиграть в игру

« Космическое путешествие» и получить  волшебный сундучок?

 Тогда , вперёд !  Сегодня у нас будет  необычное путешествие по планетам Солнечной системы. В пути нас ожидает  много интересных заданий . За каждое правильно выполненное задание  вы будете получать звезду с буквой. Когда мы соберём  все звёзды,  вы должны из букв сложить какое -то космическое слово. И тогда откроется волшебный  космический  сундучок !!

Итак, занимайте свои места !  Игра « Космическое путешествие» начинается!  Сегодня наши столы – это ракета ! Давайте запустим   нашу  ракету  с помощью пальчиков  . Начинаем отсчёт-  10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

(  Проводится пальчиковая гимнастика « Пуск»- поочерёдное соединение  большого пальца  со всеми остальными )

Ребята, во время полёта мы будем пролетать мимо различных космических объектов. А чтобы узнать, какие это объекты, вы должны отгадать космические загадки.

1.Сверкая огромным хвостом в темноте

Несётся среди ярких звёзд в пустоте

Она не звезда, не планета

Загадка  Вселенной….. ( комета)

2.Осколок от планеты , средь звёзд несётся где-то

Он много лет летит-летит

Космический … ( метеорит)

3. Освещает ночью путь

Звёздам не даёт заснуть

Пусть все спят, ей не до сна

В небе светит нам …  ( луна)

4.Планета  голубая,  любимая, родная

Она твоя, она моя, а называется….( земля)

5.По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки

И только тогда, когда утро настанет

Вся карамель  та внезапно  растает….( звёзды)

Молодцы, ребята ! Все загадки отгадали.

А мы летим дальше. Первая наша остановка на планете Меркурий. ( показ картинки)

Меркурий ближайшая к солнцу планета

Залит он лучами горячего  света.

Так много ему достаётся  лучей

Что эта планета других горячей.

Итак, первое задание: нужно найти среди букв на доске только гласные  буквы, назвать их  и сложить в коробочку. (на доске расположены гласные и согласные буквы, цифры) Выполняет задание один ребёнок.

А теперь  скажите , чем звук отличается от буквы?

Правильно, звук мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Молодцы, справились с заданием .Получайте первую звезду.

А мы летим дальше.

Следующая  наша остановка  на планете Венера. Венера- вторая от Солнца планета. ( показ картинки)

«В честь  богини красоты , названа Венера ты!

В тёмных небесах сияешь, красотой нас озаряешь»

А теперь послушайте задание : вам нужно внимательно послушать , какие слова я назову, найти  одинаковый гласный звук и назвать его.

КОТ- ДОМ

ИВА- КИТ

ЦВЕТЫ- ДЫМ

СОМ- ТОРТ

ДУБ- УТКА

ЭХО- ЭЛЯ

БРАТ- КРЫША

Молодцы! Справились с заданием! Получайте вторую звезду.

А мы летим дальше. Следующая наша остановка- планета Земля.

«От солнца третья по счёту планета

Наша Земля  поменьше  звезды.

Но ей хватает тепла и света , воздуха и воды.»

Ребята, а сейчас для вас задание:  игра « Четвёртый лишний»

Нужно  внимательно послушать, какие слова я назову, найти лишнее слово и объяснить, почему вы так думаете.

СОЛНЦЕ, СОН, СОЛНЕЧНЫЙ, СОЛНЫШКО.

КОСМОС, КОСМОНАВТЫ, КОСМАТЫЙ, КОСМИЧЕСКИЙ

МАРС, САТУРН, РАКЕТА, МЕРКУРИЙ

ЗВЕЗДА, ЛЕВ, ЗВЕЗДОЧЁТ, ЗВЁЗДНОЕ

Молодцы! С заданием справились. Получайте третью звезду.

А теперь космонавты  должны немного  отдохнуть.  Сейчас у нас физ.минутка « Космонавт»  Вставайте возле стульчиков.

« Я хочу стать космонавтом( поднять руки вверх.)

Надеваю я скафандр ( присесть и постепенно встать)

Полечу я на ракете ( соединить руки над головой)

И открою все планеты( обвести руками большой круг)

Молодцы! Занимайте свои места!  Наш полёт продолжается. Мы подлетаем к планете  Марс. ( показ картинки)

« Марс – таинственная планета

Она по размерам чуть больше Луны.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.»

А сейчас для вас следующее задание: « Составь предложение». На доске перед вами карточки со словами.  Давайте вместе прочитаем слова:  корабль, на, летит, космический, Марс. Один  из вас  должен выйти к доске  и составить предложение из этих слов. ( один ребёнок составляет у доски предложение)

А теперь скажите: сколько слов в этом предложении?  Какое первое слово?  Какое последнее слово?  Что ставится в конце предложения?

А теперь  ещё одно задание: посмотрите, на доске   2 схемы. ( 1 схема – из двух слов, вторая схема- из трёх слов).Нужно составить по этим схемам предложения по теме « Космос».

Молодцы! Отлично справились с заданием.  Получайте звезду.

А мы летим к следующей планете. Это планета Юпитер.

« Юпитер больше всех планет

Но суши на планете нет

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год.»

Планета Юпитер настолько большая , что все остальные планеты  могли бы в ней поместиться.

А теперь  для вас задание:  разгадать  ребусы. ( на доске – картинки ребусов, с зашифрованными словами: ракета, космос, марс).

А теперь- следующее задание: нам нужно сделать звуковой анализ слова

« Ракета». У вас на столах  -фишки красного, синего и зелёного цвета. Давайте выложим слово фишками. Сколько слогов в слове « ракета»?  давайте узнаем, с помощью хлопков. Верно, в слове – три слога.

Вспомним правило- сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

А теперь давайте выложим это слово фишками. Я буду выкладывать на доске, а вы  у себя на столах. Сколько всего  звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько  твёрдых согласных? Сколько мягких согласных?  А теперь все вместе прочитаем слово .

Молодцы! Отлично справились с заданием. Получайте ещё одну звезду.

А мы летим к следующей планете . Это планета Сатурн.

« Сатурн- красивая планета

Жёлто- оранжевого цвета

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.»

У этой планеты семь ярких колец, издалека они выглядят, как обручи. Кольца состоят изо льда, камней и песка. А сейчас выходите из-за столов и вставайте в круг на ковре.  Задание: « Назови родственное слово» Передаём друг другу мяч и называем родственные слова к слову- космос( космонавт, космический, космодром, космолёт). А теперь подбираем  родственные слова к слову- звезда(звёздочка, звёздный, звездочёт, звездопад, звездолёт)

Молодцы, ребята! Занимайте свои места! И получайте ещё одну звезду.

Ребята, а как называется явление, когда  звёзды падают с неба?   (звездопад)

А теперь давайте с вами немного пофантазируем.  Закроем глаза и представим  звёздное небо с падающими  звёздами. ( включается космическая музыка) И каждый из вас загадает  своё желание.

А теперь открываем глаза. Наше космическое  путешествие  продолжается.

Следующая  планета-  Уран.  

« Уран- лежебока и встать ему лень.

Подняться планете невмочь.

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие  ночь.»

Планету Уран называют лежачей планетой , она вращается , как будто, лёжа  на боку. Эта планета  находится далеко от Солнца, поэтому здесь очень  холодно.

А сейчас задание : игра « Хорошо- плохо»

Подумайте и скажите:  На ракете летать хорошо или плохо?  Давайте  сначала ответим, почему хорошо? ( быстро летишь, интересно наблюдать за звёздным небом, можно увидеть планеты…)

А теперь подумайте и скажите, почему плохо ( опасно, трудно  преодолеть перегрузки, невесомость, неудобно кушать… )

Молодцы! За ваши ответы получайте ещё одну звезду.

А мы летим дальше. Последняя наша остановка на планете Нептун.

« Планета Нептун от земли далеко

Увидеть её в телескоп нелегко

От Солнца по счёту планета  восьмая

Царит на ней вечно зима ледяная.»

А сейчас для вас задание: « Наоборот»  

Я буду называть слово, а вы должны назвать противоположное по значению слово.

Взлететь- …( приземлиться)

Темно- …( светло)

Прилететь- …( улететь)

Далеко… ( близко)

Высоко- …( низко)

Большой- …( маленький)

Лёгкий - …( тяжёлый)

Включать..( выключать)

Горячий- …( холодный)

Медленно- ..( быстро)

Молодцы! Справились с заданием. Получайте последнюю звезду.

А теперь давайте повторим все планеты, которые мы посетили.  А повторим мы их с помощью пальчиковой  гимнастики .Вставайте возле стульчиков.

« Раз, два , три , четыре, пять ( хлопки)

Планеты будем мы считать

К Солнцу ближе всех Меркурий ( загибаем пальчики по одному )

На Венеру полюбуюсь

Вот Земля- наш дом родной,  щар  любимый,  голубой.

Мимо Марса пролетаю.

И  Юпитер наблюдаю.

Вот  Сатурн и Уран  показали кольца нам.

Вот Нептун, дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши( хлопки)

Полетали от души.

Молодцы , ребята! А теперь подумайте и скажите, что общего у всех планет? ( имеют форму шара и вращаются вокруг Солнца) А чем отличается Земля от других планет? ( на ней есть жизнь)

А теперь давайте перевернём наши звёзды и  сложим из букв  космическое слово. Какое слово получилось? Давайте прочитаем его( метеорит)

А теперь скажите , вам понравилось наша игра в  космическое путешествие?  Какие задания понравились? Какие задания были сложными для вас?  Мне тоже очень понравилось с вами  играть.  Спасибо вам! А вот и космический сундучок от Алисы.  Давайте откроем его и посмотрим , что же там?

Алиса прислала вам в подарок космические раскраски и пазлы.

А сейчас вы можете их раскрасить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: " Учимся говорить"

Связная речь- это смысловое, развернутое эмоциональное высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Для овладения речью ребенку необходимы нормальн...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: «Космическое путешествие»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Космос" . Занятие проводится в конце подготовительной группы. Требуется предварительная работа с детьми по изучению данной темы.. На занятии исп...