Методическая разработка "Путешествие кота Леопольда". Дифференциация звуков Ш-Ж
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Данная разработка создана для работы по обогащению и активизации словаря по теме "Транспорт", развития фонематических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kota_leopolda._zvuki_sh-zh.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старше-подготовительной группы
«Путешествие кота Леопольда».
Составила: учитель-логопед ГБДОУ
детский сад №1 Выборгского района
Дмитриева М.М.
Санкт-Петербург 2022 г
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- Расширять и активизировать словарь по теме " Транспорт";
- Закреплять знания о видах транспорта и профессиях на транспорте.
- Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Коррекционно-развивающие цели:
- Закрепить артикуляционно-акустические характеристики звуков [Ш] - [Ж].
- Работать над развитием фонематического восприятия.
- Работать над развитием фонематического анализа.
- Развивать связную речь.
- Работать над развитием зрительного и слухового внимания.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Упражнять в образовании названий профессий;
- Учить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
- Учить правильно употреблять предложно-падежные конструкции.
- Развивать чувства ритма.
- Закрепить употребление слов-антонимов.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать уважительное отношение к людям профессий на транспорте.
- Воспитывать уважение детей друг к другу, доброжелательность и отзывчивость.
- формирование навыков сотрудничества
Оборудование: картинки с изображением кота Леопольда, мышат, транспорта, моря, неба, дороги, светофора. Вагоны для слогового анализа, мяч, картинки со звуками [Ш], [Ж], удочка, крышки для выполнения звукового анализа, игра «День рождения», машинки, фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу, педали кручу», фланелеграф, магнитная доска.
Интеграция образовательных областей:
- Познание.
- Коммуникация.
- Чтение художественной литературы.
Используемые образовательные технологии:
- Игровая технология.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Здоровье-сберегающая технология.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет гость. Он здесь будет с минуты на минуту. Послушайте, вот он едет и поет песенку. (Звучит фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу» из м/ма «Кот Леопольд»)
- Угадали, кто это? (Кот Леопольд). (Выставляется изображение кота Леопольда).
- Ребята, кот Леопольд очень добрый и очень воспитанный кот. Давайте с ним поздороваемся.
Кот Леопольд приехал к нам, чтобы попросить нас о помощи. Дело в том, что он очень устал от проказ мышат и хочет нас попросить помочь их перевоспитать, чтобы они больше не вредничали. Поможем ему? (Да!)
II. Основная часть.
- Игра «Части транспорта».
- Вы слышали его песенку. Давайте угадаем, на чем он к нам приехал? (На велосипеде). Как вы догадались? (Потому что у велосипеда есть педали).
(Выставляется картинка с изображением велосипеда)
- Какие еще части есть у велосипеда? Будем отвечать красиво и понятно - полными предложениями. (У велосипеда есть руль. У велосипеда есть колеса. У велосипеда есть сиденье. На колесах велосипеда есть спицы. У велосипеда есть звонок.)
Отправляемся в путь.
- Развитие чувства ритма.
Сначала мы поедем на …отгадайте загадку:
«Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома».
Дети: «Это трамвай». Логопед показывает картинку трамвая.
Логопед: «У трамвая колеса стучат вот так…» Логопед отстукивает каждому ребенку определённый ритм. Ребенок повторяет.
- Употребление антонимов (игра с мячом).
- Трамвай тяжелый а велосипед …легкий,
- Поезд длинный, а троллейбус … короткий,
- Самолет быстрый, а пароход … медленный,
- Автобус – наземный транспорт, а метро - …подземный.
- Развитие слогового анализа
А дальше мы с вами поедем на …«Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок». (Поезд, вагоны)
Но сначала нужно правильно поместить картинки в вагоны. Картинки в названии которых 1 слог помещаем в 1й вагон, с двумя слогами – во 2й вагон, с тремя слогами – в 3й вагон. (МЫШЬ, ДУШ, ШКАФ, КУВШИН, ШИШКА, ШУБА, КОШКА, ПОДУШКА, КУКУШКА, КАТУШКА)
- «Скажи правильно».
Кот Леопольд очень любит читать книги. Он хотел вам в дороге почитать его любимую книгу, но вредные соседские мышки изорвали его книжку и перепутали все слова, и получилась путаница. Кот Леопольд очень расстроился, ведь теперь стало все непонятно. Поможем ему правильно составить предложения в книжке?
-Машина летает по воздуху. - (Самолет летает по воздуху
- Самолет плывет по реке. – (Корабль плывет по реке).
- Пароход едет по земле. – ( Машина едет по земле)
-Поезд плывет по морю. – (Пароход плывет по морю)
-Автобус плывет по озеру. – (Лодка плывет по озру)
- Вертолет едет по дороге. – (Автобус едет по дороге)
- Лодка летает по воздуху. – (Вертолет летает по воздуху)
- Мотоцикл плывет по воде.- (Теплоход плывет по воде).
- Развитие зрительного внимания. Употребление предлога «ПО».
На доске карточки с изображением дороги, моря, неба. Ребята, смотрите: мышки напроказили и неправильно разложили картинки. Давайте исправим их ошибки. Дети должны определить, какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу и прикрепить карточки под соответствующее изображением.
На небо поместить САМОЛЕТ и ВЕРТОЛЕТ. На море – ЛОДКА, КАТЕР, ТЕПЛОХОД. На дорогу – АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МАШИНУ, МОТОЦИКЛ.
Дети помещают картинку на доску и говорят полной фразой (Автобус едет по дороге. Самолет летит по небу. Катер плывет по морю.). Какой предлог мы называли во всех предложениях? – ПО.
Логопед: - Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде?
Дети: - Водный.
Логопед: - А транспорт который, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе)?
Дети: - Воздушный.
Логопед: А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле)?
Дети: - Наземный.
- Фонематический анализ
Дальше поплывем на катере. Кот Леопольд любит рыбачить и предлагает нам тоже половить рыбу. Дети ловят удочкой картинки со звуками (Ш), (Ж) и определяют позицию звука в слове (с указанием позиции звука на схеме). (КАМЫШ, ШАПКА, ПУШКА, КОШКА, ЕЖИ, ПИЖАМА, ЖАБА, МЕДВЕЖАТА, ЖУК, НОЖНИЦЫ)
- Игра "Профессии"
Самолетом управляет - летчик (пилот).
Поездом управляет - машинист.
Машиной управляет - водитель.
Кораблём управляет - капитан.
Автобусом управляет - водитель.
Логопед: Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Логопед: - Что помогает нам перейти дорогу?
Дети: - Светофор.
Логопед: - Правильно. Предъявляется предметная картинка с изображением светофора. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя? Дети: - На красный переходить дорогу нельзя. А на зелёный можно.
10. Физкультминутка. Игра «Зеленый, желтый, красный»
Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)
11. Употребление имен существительных в Р.п. игра «Что есть? Чего нет?»
- У самолета есть хвост, а у машины нет…(хвоста)
- У лодки есть весла, а у грузовика нет… (весел)
- У поезда ест вагоны, а у автобуса нет…(вагонов)
- У машины есть колеса, а у парохода нет…(колес)
- У мотоцикла есть фары, а у лодки нет…(фар)
- У корабля есть парус, а у поезда нет… (паруса)
- У грузовика есть кузов, а у мотоцикла нет… (кузова)
- У самолета есть крылья, а у катера нет… (крыльев)
- У вертолета есть пропеллер, а у самолета нет…(пропеллера)
- У автобуса есть окна, а у велосипеда нет…(окон)
- У велосипеда есть педали, а у вертолета нет… (педалей)
- У парохода есть труба, а у лодки нет… (трубы).
12. Фонематический анализ.
Ребята, смотрите, мышата опять навредничали: перепутали схемы и картинки. Давайте исправим ошибки. Дети подбирают схемы к словам: ШКАФ, ЖУК, ШУБА.
Дальше поедем на
Она доставит без труда
Тебя в другие города.
Но если ты собрался в путь
Ее заправить не забудь!..
Правильно на машине.
13. Развитие мелкой моторики.
А)Пальчиковая гимнастика «Автомобиль»
Каждому ребенку раздается маленькая машинка. Обе руки детей лежат на столе. В правой руке машинка, левой изображают предметы по тексту:
Ехали мы ехали, до горки доехали (Машинка едет по столу, подъезжает к «горке»- левая рука в кулачок)
Въехали, съехали, дальше поехали. (Машинка заезжает на горку, съезжает, следует дальше до локтя)
Ехали мы ехали, до ямы доехали. (Левая рука тыльной ладонью вверх, пальцы чуть загнуты вверх)
Яму объехали, дальше поехали. (по тексту)
Ехали мы ехали, до речки доехали. (Левая рука ладонью на столе, пальцы вытянуты)
Мост переехали, и дальше поехали. (Прокатываем машинку по тыльной стороне ладони)
Ехали мы ехали, до дома доехали (Левая ладонь в кулачок)
Во двор заехали вот и приехали. (Машинку прячем в кулачок).
- Как называется человек, который водит машину? (Машину водит водитель, шофер)
- Кем мы с вами были? (Мы били водителями, шоферами)
Б) «Обведи дорожку автомобиля»
14. Фонематическое восприятие.
Ребята, оказывается сегодня у кота Леопольда День рождения и он испек торт.
Игра «День рождения» - дети берут по кусочку торта и называют первый звук картинки, приклеенной к этому куску.
Ребята, вы слышите? Кто-то стучится? (Появляется картинка с изображением мышат). Они принесли Леопольду подарки и просят у него прощения за все их выходки. Они увидели какие вы дружные, как вы умеете себя вести и он обещают исправиться.
Скажем все вместе: «Ребята, давайте жить дружно!»
III. Подведение итогов. Организация окончания занятия.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"
Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...
Методическая разработка: игровая ситуация "На день рождение к коту Леопольду".
Использование методов и приемов ТРИЗ в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство развития мышления....
Методическая разработка по теме :"Дифференциация звуков Р и Рь."
Конспект занятия по теме : "Дифференциация звуков Р и Рь."для детей подготовительной группы.....
Пособие по автоматизации и дифференциации звуков «Три кота зовут играть» для детей среднего дошкольного возраста
Данное пособие предназначено для коррекционной работы с дошкольниками по устранению нарушений произношения звуков.Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков речи.Задачи:-Учить прави...
“Математическое путешествие с котом Леопольдом” ( методические рекомендации)
Цель: формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: -совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умени...
Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков Д-Т"
Игровые упражнения направленные на дифференциацию звуков Д и Т....
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе "Любимый звук кота Леопольда"....