Консультация "Развитие общих речевых навыков"
консультация по логопедии (старшая группа)

Тюлькина Юлия Валерьевна

Общие речевые навыки - это инструмент красивой речи, это те компоненты, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей, убедить, доказать свою правоту, быть достойным спорщиком, интересным собеседником, непревзойденным оратором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obshchih_rechevyh_navykov.docx23.99 КБ
Файл obshchie_rechevye_navyki.pptx643.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие общих речевых навыков и фонематических представлений у детей с нарушениями речи»

Общие речевые навыки - это инструмент красивой речи, это те компоненты, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей, убедить, доказать свою правоту, быть достойным спорщиком, интересным собеседником, непревзойденным оратором.

К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:

голос

речевое дыхание

темп и ритм речи

интонационная выразительность

дикция

слуховое внимание и фонематический слух

 Голос

Гортань у детей дошкольного возраста менее развита, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче, сиплые.

Наблюдается твёрдая атака - громкость, яркость, энергичность, резкость.

Поэтому рекомендуется развивать мягкую атаку голоса - мягкость, бархатистость, богатство обертонов.

Задачи воспитателей:

1. Развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту.

2. Приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.

Игры на развитие голоса.

1. «Тихо – громко». Цель – учить повторять предложенные воспитателем слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо.

Ход игры – воспитатель называет группу слов (от 3-х до 5-ти). Дети должны запомнить слова и их последовательность, а затем повторить их голосом указанной силы.

2. «Эхо». Цель – развитие умения регулировать силу голоса.

Ход игры – воспитатель делит детей на две подгруппы. Первая подгруппа выполняет роль заблудившихся в лесу детей. Они громко кричат «ау – ау!». Вторая подгруппа – это эхо. Они тихо, протяжно повторяют звукосочетания «ау».

3. «Гудок». Цель – упражнять детей в умении менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

Ход игры – дети поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Одновременно они произносят звук [у] от тихого к громкому. Затем они медленно через стороны опускают руки вниз и произносят звук [у] наоборот от громкого к тихому.

4. «Большие и маленькие». Цель – упражнять детей в умении менять высоту голоса.

Ход игры – воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детенышей: собака и щенок, кошка и котята, птица и птенчики и т. п. Взрослые объясняет, что взрослые животные «говорят» низкими голосами, а детеныши – высокими. Дети голосом разной высоты подражают голосу разных животных.

5. «Три медведя». Цель – произносить фразы голосом разной высоты.

Ход игры – воспитатель вспоминает с детьми персонажей сказки «Три медведя», просит повторить голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки фразы«Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?»«Кто ел из моей миски?» и т. д.

Речевое дыхание

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Ввиду малого объёма лёгких и слабости дыхательной мускулатуры, оно не глубокое.

Дети делают вдох перед каждым словом, в середине его, а иногда речь наблюдается и на вдохе. Выдох у них очень короткий. Во время  быстрой речи они захлёбываются,  глотают окончания слов и фраз, между фразами и строчками стихотворения не делают пауз, напрягаются, поднимаю плечи вверх.

Правильное речевое дыхание достигается лишь при одном условии - спокойном вдохе через рот и нос, без поднятия плеч.

Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе); позднего или неправильного усвоения некоторых звуков: например, звука [р]; ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого можно проводить следующие упражнения с использованием раздаточного материала:

1. «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох.

2. «Сдуй снежинку» (бабочку с цветка, листочек с грибочка и т. п.). Цель – учить делать плавный, бесшумный выдох через рот.

3. «Загони шарик в воротики»«Пускаем мыльные пузыри». Цель – развивать силу выдоха.

Темп и ритм речи.

Темп- степень быстроты речи.

Ритм – равномерное чередование слогов в слове или одинаковая длительность их произношения во времени.

Нарушение ритма речи встречается у дошкольников главным образом при заикании, из-за лёгкой возбудимости и из-за эмоциональности, а также в силу подражания быстрой речи окружающих. Дети, как правило, очень склонны к скороговорке. Быстрый темп речи – привычка очень заразительная, легко развивается, а изживается с большим трудом. При недостаточной моторике и вялых некоординированных движениях органов речевого аппарата это ведёт к смазанной, нечёткой речи и задерживает развитие правильного звукопроизношения.

На фоне скороговорки речь детей в ряде случаев становится спотыкающейся, нарушается её ритм. Это тревожный сигнал – предрасположенности в будущем заикания.

Поэтому у детей дошкольного возраста нельзя допускать быстрого темпа речи. Неторопливый темп – один из основных элементов правильного развития звуковой культуры речи и средство предупреждения некоторых форм заикания, развивающихся на фоне скороговорки.

Основное требование к окружающим, членам семьи и коллективу детского сада – никогда не говорить с детьми и при детях быстро, скороговоркой.

Для воспитания темпа и ритма речи используются сопряжённая речь (индивидуально и хором подгруппами), игры со звукоподражанием. Проводится речь с движениями, причём темп речи подчиняется темпу движений: счёт вслух на пальцах (до пяти), стихи с пальчиками, повторение знакомых стихов под стук молоточка по инструменту, хлопки самих детей, педагога, куклы, а также под собственный шаг. Речь при этом должна быть не торопливой, лёгкой, плавной.

Большую помощь оказывают хороводные игры с потешками, стихами, а также пение на музыкальных занятиях.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Слуховое внимание это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак; угол – уголь.

Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др. Дошкольники не всегда обладают достаточно устойчивым вниманием, например, не умеют определять на слух наличие какого-либо звука в слове.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы:

воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;

- различать звуки речи в словах;

- отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

- улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.);

- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

- сравнивать свою речь с речью окружающих;

- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений.

«Слуховые» игры.

1. «Поручения». Цель – развитие слухового внимания.

Ход игры – воспитатель встает на расстояние 5-6 метров от детей и шепотом произносит задание, обращаясь при этом к конкретному ребенку«Таня, положи куклу в коляску» или «Вова, поставь пирамидку на полку» и т. п. (игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия, располагаются на столе рядом с воспитателем).

Действия детей оцениваются с точки зрения умения внимательно слушать.

2. «Солнце и дождик». Цель – учить дифференцировать на слух громкое и тихое звучание бубна.

Ход игры – бубен звучит тихо – дети свободно ходят по группе, бубен звучит громко – дети убегают на стульчики.

3. «Угадай, кто зовет?» Цель – воспитывать умение по голосу различать друг друга.

Ход игры – дети сидят полукругом. Водящий, с мишкой (или с куклой) на коленях располагается спиной ко всем на расстоянии 3-4 метров. Воспитатель, проходя за спинами детей, дотрагивается до плеча одного из них. Этот ребенок, голосом достаточной силы,произносит«Ау, мишка!» Водящий по голосу определяет, кто из детей произнес фразу.

4. «Где звенит?» Цель – воспитывать умение определять направление звука.

Ход игры – дети делятся на три подгруппы и рассаживаются в разных местах комнаты. Водящий становится спиной к ним. По сигналу воспитателя дети одной из подгрупп звенят погремушками.Водящий должен определить направление звука: слева, справа, сзади.

5. «Что звучит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать на слух звучание разных музыкальных и звучащих игрушек.

Ход игры – воспитатель рассматривает с детьми звучащие игрушки, уточняет их название, предлагает послушать и запомнить, как звучит бубен, погремушка, гармошка и т. п. Затем все игрушки убираются за ширму. За ширму поочередно приглашаются дети, которые действуют с той или иной игрушкой. Все остальные по звуку должны узнать, с какой игрушкой играл водящий.

6. «Кто больше услышит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.

Ход игры – воспитатель дает детям задание: в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего,а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехал трамвай, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т. п.

Игры на развитие фонематического слуха.

1. «Кто внимательный?» Цель – учить выделять в слове указанный воспитателем звук.

Ход игры – воспитатель неторопливо произносит слова. Если дети слышат в произносимом слове указанный звук, то хлопают в ладоши, если указанного звука в слове нет, сидят спокойно. Например, в словах следует выделить звук [ж]: жук, шапка, жираф, ножницы, санки, флажок, ёжик, сумка, велосипед, жакет, художник.

2. «Подскажи звук». Цель – назвать недостающий в слове звук.

Ход игры – воспитатель говорит предложение. В отдельных словах он не договаривает последний звук. Дети должны заметить и сказать какого звука не хватает.Например: Ученик держит в руке каранда… (ш). в зоопарке живут сло (н, жира (ф, медве (ть).

3. «Магазин». Цель – упражнять в назывании слов с указанным звуком.

Ход игры – продавец продает покупателям только те игрушки, в названии которых есть, например, звук [л].

4. «Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки.

Ход игры – воспитатель называет, например, слово куст. Затем один из детей называет следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.и так по очереди дети строят цепочку слов: куст – танк – крокодил – луна – автобус – санки – индюк и т. д.

5. «Какими звуками отличаются слова?». Цель – учить дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Ход игры – Воспитатель называет пары слов, дети должны сказвть,какими звуками они отличаются: кот – год, сом – дом, коса – коза, ложка – кошка, ветка – сетка, почка – бочка.

6. «Света и Зоя». Цель – упражнять в умении дифференцировать слова со звуками [с] и [з].

Ход игры – воспитатель предлагает детям распределить игрушки и предметы между Зоей и Светой. В названии предметов для Зои должен встречаться звук [з], а в названии предметов для Светы - звук [с]. Например, для Светы дети должны подобрать – сумку, косынку, савок, скакалку, а для Зои – зайца, зонт, розу, вазу, козу.

Воспитание интонационной выразительности.

Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи:

1. Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др.

2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.

3. Проведение конкурса чтецов.

4. Пересказ литературных произведений по лицам.

Воспитание дикции.

Дикция – это четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.

Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуко- и словопроизношением.

Причины плохой дикции:

- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;

- небрежное отношение к собственному высказыванию;

- чрезмерно ускоренная речь;

- недостатки звукопроизношения;

- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.

Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие общих речевых навыков и фонематических представлений у детей с нарушениями речи

Слайд 2

Общие речевые навыки: Голос Речевое дыхание Темп и ритм речи Интонационная выразительность Дикция Слуховое внимание и фонематический слух

Слайд 3

голос Игры на развитие голоса: «Тихо – громко» «Эхо» «Гудок» «Большие и маленькие» « Три медведя »

Слайд 4

Речевое дыхание Упражнения: «Понюхай цветок» - глубокий вдох «Сдуй снежинку» (бабочку с цветка, листочек с грибочка и т. п.) - плавный, бесшумный выдох через рот. «Загони шарик в воротики » , «Пускаем мыльные пузыри» .

Слайд 5

Темп и ритм речи Темп - степень быстроты речи. Ритм – равномерное чередование слогов в слове или одинаковая длительность их произношения во времени. ВАЖНО! НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЬ ПРИ ДЕТЯХ И С ДЕТЬМИ БЫСТРО!

Слайд 6

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Задача воспитателя заключается в том , чтобы : воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление; различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам; на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.) ; правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Слайд 7

Интонационная выразительность Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи : Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении. Проведение конкурса чтецов. Пересказ литературных произведений по лицам.

Слайд 8

Дикция Пути работы над дикцией: игры на звукоподражание проговаривание чистоговорок разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Картотека игр на развитие общих речевых навыков.

Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....

Квиллинг как средство развития общих речевых навыков

Развитие общих речевых навыков (Интонационной выразительности, плавности, четкости речи):1. Развитие слоговой структуры слова.2. Развитие фонетико-фонематических процессов.3. Развитие лексико-граммати...