Консультация "Развитие общих речевых навыков"
консультация по логопедии (старшая группа)
Общие речевые навыки - это инструмент красивой речи, это те компоненты, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей, убедить, доказать свою правоту, быть достойным спорщиком, интересным собеседником, непревзойденным оратором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obshchih_rechevyh_navykov.docx | 23.99 КБ |
obshchie_rechevye_navyki.pptx | 643.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие общих речевых навыков и фонематических представлений у детей с нарушениями речи»
Общие речевые навыки - это инструмент красивой речи, это те компоненты, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей, убедить, доказать свою правоту, быть достойным спорщиком, интересным собеседником, непревзойденным оратором.
К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:
голос
речевое дыхание
темп и ритм речи
интонационная выразительность
дикция
слуховое внимание и фонематический слух
Голос
Гортань у детей дошкольного возраста менее развита, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче, сиплые.
Наблюдается твёрдая атака - громкость, яркость, энергичность, резкость.
Поэтому рекомендуется развивать мягкую атаку голоса - мягкость, бархатистость, богатство обертонов.
Задачи воспитателей:
1. Развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту.
2. Приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями.
Игры на развитие голоса.
1. «Тихо – громко». Цель – учить повторять предложенные воспитателем слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо.
Ход игры – воспитатель называет группу слов (от 3-х до 5-ти). Дети должны запомнить слова и их последовательность, а затем повторить их голосом указанной силы.
2. «Эхо». Цель – развитие умения регулировать силу голоса.
Ход игры – воспитатель делит детей на две подгруппы. Первая подгруппа выполняет роль заблудившихся в лесу детей. Они громко кричат «ау – ау!». Вторая подгруппа – это эхо. Они тихо, протяжно повторяют звукосочетания «ау».
3. «Гудок». Цель – упражнять детей в умении менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.
Ход игры – дети поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Одновременно они произносят звук [у] от тихого к громкому. Затем они медленно через стороны опускают руки вниз и произносят звук [у] наоборот от громкого к тихому.
4. «Большие и маленькие». Цель – упражнять детей в умении менять высоту голоса.
Ход игры – воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детенышей: собака и щенок, кошка и котята, птица и птенчики и т. п. Взрослые объясняет, что взрослые животные «говорят» низкими голосами, а детеныши – высокими. Дети голосом разной высоты подражают голосу разных животных.
5. «Три медведя». Цель – произносить фразы голосом разной высоты.
Ход игры – воспитатель вспоминает с детьми персонажей сказки «Три медведя», просит повторить голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?», «Кто ел из моей миски?» и т. д.
Речевое дыхание
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Ввиду малого объёма лёгких и слабости дыхательной мускулатуры, оно не глубокое.
Дети делают вдох перед каждым словом, в середине его, а иногда речь наблюдается и на вдохе. Выдох у них очень короткий. Во время быстрой речи они захлёбываются, глотают окончания слов и фраз, между фразами и строчками стихотворения не делают пауз, напрягаются, поднимаю плечи вверх.
Правильное речевое дыхание достигается лишь при одном условии - спокойном вдохе через рот и нос, без поднятия плеч.
Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе); позднего или неправильного усвоения некоторых звуков: например, звука [р]; ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний).
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого можно проводить следующие упражнения с использованием раздаточного материала:
1. «Понюхай цветок». Цель – учить делать глубокий вдох.
2. «Сдуй снежинку» (бабочку с цветка, листочек с грибочка и т. п.). Цель – учить делать плавный, бесшумный выдох через рот.
3. «Загони шарик в воротики», «Пускаем мыльные пузыри». Цель – развивать силу выдоха.
Темп и ритм речи.
Темп- степень быстроты речи.
Ритм – равномерное чередование слогов в слове или одинаковая длительность их произношения во времени.
Нарушение ритма речи встречается у дошкольников главным образом при заикании, из-за лёгкой возбудимости и из-за эмоциональности, а также в силу подражания быстрой речи окружающих. Дети, как правило, очень склонны к скороговорке. Быстрый темп речи – привычка очень заразительная, легко развивается, а изживается с большим трудом. При недостаточной моторике и вялых некоординированных движениях органов речевого аппарата это ведёт к смазанной, нечёткой речи и задерживает развитие правильного звукопроизношения.
На фоне скороговорки речь детей в ряде случаев становится спотыкающейся, нарушается её ритм. Это тревожный сигнал – предрасположенности в будущем заикания.
Поэтому у детей дошкольного возраста нельзя допускать быстрого темпа речи. Неторопливый темп – один из основных элементов правильного развития звуковой культуры речи и средство предупреждения некоторых форм заикания, развивающихся на фоне скороговорки.
Основное требование к окружающим, членам семьи и коллективу детского сада – никогда не говорить с детьми и при детях быстро, скороговоркой.
Для воспитания темпа и ритма речи используются сопряжённая речь (индивидуально и хором подгруппами), игры со звукоподражанием. Проводится речь с движениями, причём темп речи подчиняется темпу движений: счёт вслух на пальцах (до пяти), стихи с пальчиками, повторение знакомых стихов под стук молоточка по инструменту, хлопки самих детей, педагога, куклы, а также под собственный шаг. Речь при этом должна быть не торопливой, лёгкой, плавной.
Большую помощь оказывают хороводные игры с потешками, стихами, а также пение на музыкальных занятиях.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Слуховое внимание это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак; угол – уголь.
Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др. Дошкольники не всегда обладают достаточно устойчивым вниманием, например, не умеют определять на слух наличие какого-либо звука в слове.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы:
- воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;
- различать звуки речи в словах;
- отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;
- улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.);
- правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
- сравнивать свою речь с речью окружающих;
- контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений.
«Слуховые» игры.
1. «Поручения». Цель – развитие слухового внимания.
Ход игры – воспитатель встает на расстояние 5-6 метров от детей и шепотом произносит задание, обращаясь при этом к конкретному ребенку: «Таня, положи куклу в коляску» или «Вова, поставь пирамидку на полку» и т. п. (игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия, располагаются на столе рядом с воспитателем).
Действия детей оцениваются с точки зрения умения внимательно слушать.
2. «Солнце и дождик». Цель – учить дифференцировать на слух громкое и тихое звучание бубна.
Ход игры – бубен звучит тихо – дети свободно ходят по группе, бубен звучит громко – дети убегают на стульчики.
3. «Угадай, кто зовет?» Цель – воспитывать умение по голосу различать друг друга.
Ход игры – дети сидят полукругом. Водящий, с мишкой (или с куклой) на коленях располагается спиной ко всем на расстоянии 3-4 метров. Воспитатель, проходя за спинами детей, дотрагивается до плеча одного из них. Этот ребенок, голосом достаточной силы,произносит: «Ау, мишка!» Водящий по голосу определяет, кто из детей произнес фразу.
4. «Где звенит?» Цель – воспитывать умение определять направление звука.
Ход игры – дети делятся на три подгруппы и рассаживаются в разных местах комнаты. Водящий становится спиной к ним. По сигналу воспитателя дети одной из подгрупп звенят погремушками.Водящий должен определить направление звука: слева, справа, сзади.
5. «Что звучит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать на слух звучание разных музыкальных и звучащих игрушек.
Ход игры – воспитатель рассматривает с детьми звучащие игрушки, уточняет их название, предлагает послушать и запомнить, как звучит бубен, погремушка, гармошка и т. п. Затем все игрушки убираются за ширму. За ширму поочередно приглашаются дети, которые действуют с той или иной игрушкой. Все остальные по звуку должны узнать, с какой игрушкой играл водящий.
6. «Кто больше услышит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.
Ход игры – воспитатель дает детям задание: в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего,а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехал трамвай, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т. п.
Игры на развитие фонематического слуха.
1. «Кто внимательный?» Цель – учить выделять в слове указанный воспитателем звук.
Ход игры – воспитатель неторопливо произносит слова. Если дети слышат в произносимом слове указанный звук, то хлопают в ладоши, если указанного звука в слове нет, сидят спокойно. Например, в словах следует выделить звук [ж]: жук, шапка, жираф, ножницы, санки, флажок, ёжик, сумка, велосипед, жакет, художник.
2. «Подскажи звук». Цель – назвать недостающий в слове звук.
Ход игры – воспитатель говорит предложение. В отдельных словах он не договаривает последний звук. Дети должны заметить и сказать какого звука не хватает.Например: Ученик держит в руке каранда… (ш). в зоопарке живут сло (н, жира (ф, медве (ть).
3. «Магазин». Цель – упражнять в назывании слов с указанным звуком.
Ход игры – продавец продает покупателям только те игрушки, в названии которых есть, например, звук [л].
4. «Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки.
Ход игры – воспитатель называет, например, слово куст. Затем один из детей называет следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова.и так по очереди дети строят цепочку слов: куст – танк – крокодил – луна – автобус – санки – индюк и т. д.
5. «Какими звуками отличаются слова?». Цель – учить дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Ход игры – Воспитатель называет пары слов, дети должны сказвть,какими звуками они отличаются: кот – год, сом – дом, коса – коза, ложка – кошка, ветка – сетка, почка – бочка.
6. «Света и Зоя». Цель – упражнять в умении дифференцировать слова со звуками [с] и [з].
Ход игры – воспитатель предлагает детям распределить игрушки и предметы между Зоей и Светой. В названии предметов для Зои должен встречаться звук [з], а в названии предметов для Светы - звук [с]. Например, для Светы дети должны подобрать – сумку, косынку, савок, скакалку, а для Зои – зайца, зонт, розу, вазу, козу.
Воспитание интонационной выразительности.
Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи:
1. Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др.
2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.
3. Проведение конкурса чтецов.
4. Пересказ литературных произведений по лицам.
Воспитание дикции.
Дикция – это четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.
Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуко- и словопроизношением.
Причины плохой дикции:
- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;
- небрежное отношение к собственному высказыванию;
- чрезмерно ускоренная речь;
- недостатки звукопроизношения;
- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.
Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие речевые навыки: Голос Речевое дыхание Темп и ритм речи Интонационная выразительность Дикция Слуховое внимание и фонематический слух
голос Игры на развитие голоса: «Тихо – громко» «Эхо» «Гудок» «Большие и маленькие» « Три медведя »
Речевое дыхание Упражнения: «Понюхай цветок» - глубокий вдох «Сдуй снежинку» (бабочку с цветка, листочек с грибочка и т. п.) - плавный, бесшумный выдох через рот. «Загони шарик в воротики » , «Пускаем мыльные пузыри» .
Темп и ритм речи Темп - степень быстроты речи. Ритм – равномерное чередование слогов в слове или одинаковая длительность их произношения во времени. ВАЖНО! НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЬ ПРИ ДЕТЯХ И С ДЕТЬМИ БЫСТРО!
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Задача воспитателя заключается в том , чтобы : воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление; различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам; на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.) ; правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
Интонационная выразительность Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи : Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении. Проведение конкурса чтецов. Пересказ литературных произведений по лицам.
Дикция Пути работы над дикцией: игры на звукоподражание проговаривание чистоговорок разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
Картотека игр на развитие общих речевых навыков.
Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....
Квиллинг как средство развития общих речевых навыков
Развитие общих речевых навыков (Интонационной выразительности, плавности, четкости речи):1. Развитие слоговой структуры слова.2. Развитие фонетико-фонематических процессов.3. Развитие лексико-граммати...