Общие речевые навыки
статья по логопедии по теме

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

               От улыбки станет всем светлей

Формирование прикуса начинается ещё на стадии плода, когда происходит закладка фолликул зубов. В этот момент особенно важно, чтобы будущая мама сбалансировано питалась, больше гуляла, делала специальную гимнастику. Если нет наследственной предрасположенности к формированию неправильного прикуса, то очень важно, чтобы внутриутробное развитие ребёнка происходило без стрессов, желательно чтобы ребёнок получал естественное вскармливание до 6 месяцев. Оно тренирует жевательные мышцы малыша и способствует росту нижней челюсти. Появление первого временного зуба сигнал о том, что ребёнок уже не нуждается в грудном молоке. К этому же возрасту необходимо отучать малыша от пустышки, длительное время пользование которой может привести к задержке развития нижней челюсти.

Чем больше ребёнок употребляет соков, овощей, фруктов, молочных продуктов, тем лучше стимулируется прорезывание зубов, рост челюстей, развивается жевательная мускулатура. Очень важно, чтобы малыш начинал сам есть из ложки.

В первые месяцы жизни ребёнка не надо торопиться надевать ему колготки. Формирование позвоночника имеет свои этапы: хрящевая ткань позвонков заменяется постепенно. Поэтому даже при небольшой нагрузке, когда малыш пытается держать голову без под страховки, нарушается осанка, которая напрямую связана с прикусом. Малыши всё тянут в рот. Такой способ познания мира может перерасти во вредную привычку. Она приводит не только к нарушению в развитии челюстей из-за хронической травмы, но и к заболеваниям слизистой полости рта в результате постоянного инфицирования.

Во время прорезывания зубов малыш во сне может сосать пальчик или кулачок. Отучить от этой привычки поможет обработка пальцев водной настойкой полыни или наложением лангетки на локтевой сгиб, чтобы не мог согнуть ручку и пососать кулачок.

Если у ребёнка возникают проблемы со звукопроизношением, наряду с консультацией логопеда необходим осмотр врача-ортодонта. Причиной неправильного произношения может быть нарушение прикуса (если ребёнок соматически здоров). Ортодонт установит причины, приведшие к возникновению аномалии прикуса, даст необходимые советы и при необходимости предложит аппаратурное лечение в комплексе с миогимнастикой.

Наиболее эффективно ортодонтическое лечение в возрасте 4- 6 лет. В пятилетнем возрасте, во время первого периода роста зубочелюстной системы, когда практически за 6-8 месяцев можно достигнуть хороших результатов в лечении. При лечении неправильного прикуса в таком возрасте используются съёмные ортодонтические аппараты если у ребёнка к тому времени удалены временные зубы, то с помощью этих аппаратов удаётся сохранить это пространство для постоянных зубов. В противном случае зубы, расположенные рядом, постепенно смещаются в сторону дефекта, и постоянному зубу не останется места для прорезывания.

В более, старшем возрасте для исправления используется несъёмная техника брекет-система.

                ГОЛОС

Гортань у детей дошкольного возраста менее развита, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и  короче. , сиплые. Модуляция голоса часто отсутствует, и речь становится монотонной.

Часто дети произносят твёрдые гласные в начале слова резко, с ударением, что зависит от способа смыкания голосовых связок, атаки звука.

При резком ударном произношении твёрдых гласных в начале слова (твёрдая атака) голосовая щель сомкнута плотно, и голосовые связки приводятся в колебательное движение очень сильным грубым толчком выдыхаемого воздуха. Например: «Ай, как больно!»

При мягкой атаке голосовые связки не испытывают резкого напора воздуха, вибрируют без грубого толчка, и звук получается мягкий, нерезкий, безударный («Ах, как хорошо!»)

  У детей дошкольного возраста рекомендуется развивать мягкую атаку голоса. Для этой цели служат разные игры: «Заблудились», «Далеко-близко», «Эхо» и другие.

У самих педагогов нередко встречается твёрдая атака звука, вредно отражающаяся на голосовом аппарате и недопустимая, так как быстро перенимается детьми.

У некоторых дошкольников отсутствует плавность речи из-за не умения сливать гласные звуки (Например: а, у, - вместо ау).

Голос и голосовые связки ребёнка следует всячески оберегать от излишних нагрузок: не разрешать кричать, так как крик вызывает напряжение голосовых связок, не давать петь на улице в сырую, холодную, ветреную погоду. Иногда дети на праздниках в детских садах читают стихи слишком громким, напряжённым голосом.

Между тем, крикливая речь и пение может вызвать тяжёлые нарушения в голосовом аппарате ребёнка.

К громкой речи надо приучать ребёнка осторожно и постепенно. С большим вниманием родители должны относиться к осиплости детского голоса, немедленно направить к врачу, следить, чтобы он не говорил громко, не кричал.

Надо выработать у детей умение говорить громко и тихо, голосом более низким и более высоким, средней силы, с модуляциями. Это важно для придания речи выразительности. Дети должны научится сливать гласные звуки, мягко произносить твёрдые гласные (а,о.у,э), когда они стоят в начале слова (Оля спит. Аня гуляет.)

На любом занятии, при любой игре педагоги имеют возможность не заметно упражнять детей в развитии голосовых навыков путём подражания речи педагога с помощью отражённой речи и игр со звукоподражанием. В играх «Курица и цыплята», «Кошка и котята». Дети говорят более низким голосом за курицу и кошку и более высоким за цыплят и котят. Большая работа с голосом ребёнка проводится на музыкальных занятиях.

   

Речевое дыхание.

Голосообразование и речь тесно связаны с дыханием. Имеется два вида дыхания:  внеречевое и речевое. Они существенно различаются. Внеречевое дыхание регулируется автоматически - вдох и выдох чётко чередуются благодаря действию определённых физиологических механизмов. Вдох по времени почти равен выдоху.

При речевом дыхании вдох сравнительно быстрый, выдох же по времени значительно длиннее вдоха.

Вдох происходит через рот и нос. Порядок фаз: вдох маленькая пауза (затаивание) и выдох. Голосовая щель в момент образования звука замкнута.

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Ввиду малого объёма лёгких и слабости дыхательной мускулатуры, оно не глубокое, у многих верхне -грудное и вдох порывистый, часто шумный, с резким поднятием плеч.

Дети делают вдох перед каждым словом, в середине его, а иногда речь наблюдается и на вдохе. Выдох у них очень короткий. Во время  быстрой речи они захлёбываются,  глотают окончания слов и фраз, между фразами и строчками стихотворения не делают пауз.

У детей в дошкольном возрасте встречаются три типа речевого дыхания.

Верхне-грудное дыхание - характеризуется порывистым вдохом, при этом плечи поднимаются и за счёт этого  объём грудной клетки увеличивается. Это дыхание не рекомендуется, так как оно не глубокое (расширяются только верхушки лёгких), поэтому дети вынуждены часто делать вдох.

Диафрагмальное дыхание - грудная клетка расширяется за счёт сокращения и опускания диафрагмы и последующего выпячивания подложечной области, плечи при этом не поднимаются.

Диафрагмально – нижнерёберное дыхание  (смешанное) при вдохе нижние рёбра нижние рёбра отходят в стороны, диафрагма сокращается и пускается. плечи при вдохе не поднимаются. Рекомендуется именно этот тип дыхания.

У детей дошкольного возраста правильное речевое дыхание достигается лишь при одном условии - спокойном вдохе через рот и нос, без поднятия плеч.

Поэтому при вдохе перед началом речи губы не должны быть сомкнуты. При порывистом вдохе дошкольники поднимают плечи, и дыхание при этом получается верхне -грудное. Чтобы этого не было, у ребёнка должно быть время для спокойного, непрерывистого, нешумного вдоха. Детей необходимо приучить к спокойному началу и неторопливому темпу речи, с обязательной  паузой между фразами с строками стихотворения. Паузы обеспечивают время для вдоха. Спокойно, бесшумно, без поднятия плеч ребёнок делает вдох, а при выдохе экономно, равномерно, без толчков расходует воздух. Важно отучить детей от вредной привычки поднимать плечи при вдохе. Длительность выдоха варьируется в зависимости от возраста.

У младшей и средней группы вдох должен обеспечивать произношение фразы, состоящей из двух - трёх - четырёх слов, в старших и подготовительных - четырёх - пяти слов.

При специальных дыхательных играх педагог учитывает длительность выдоха, считая про себя до двух - трёх в младших группах и до трёх - четырёх - в остальных группах.

Длительность паузы после произнесённой фразы или строки стихотворения определяется счётом педагога про себя (раз, два) и или вслух: "Довольно. Ещё раз!" или: "Отдохни, ещё раз!" Этого времени достаточно, чтобы ребёнок спокойно сделал вдох перед следующей фразой.

Речевое дыхание необходимо развивать, не допуская ни утомления, ни напряжения, особенно в младшей группе. Используются дыхательные игры - упражнения типа (Мы учимся дуть), которые проводятся в разных вариантах, соответственно возрасту детей.

Дети младшей группы дуют себе на руку, чтобы почувствовать лёгкое дуновение, на полоски или на игрушки, вырезанные из папиросной бумаги. Дети стоят прямо, свободно, грудная клетка развёрнута, плечи отведены назад, они не напряжены, голова слегка поднята.

Никогда не следует говорить ребёнку: -" Вдохни сильнее! "Так как тогда от усердия делает чрезмерно усиленный, порывистый вдох с поднятием плеч (т.е верхне -грудное дыхание.)

Для развития равномерного медленного выдоха педагог проводит с детьми следующие упражнения: дети спокойно поднимают руки в стороны до уровня плеч (вдох) и затем медленно опускают, делая выдох на звук с-с-с-с. Упорно и настойчиво педагог должен приучать детей делать паузы.

В дальнейшем у детей подготовительной группы вырабатывается умение делать паузы при разговоре в сложных предложениях. Это достигается с помощью сопряжённой и отражённой речи под хлопки рук самих детей, педагога, под удары молоточка или под шаг.

Отличным видом дыхательной гимнастики служит пение, которое играет ведущую роль в развитии речевого дыхания и помогает вырабатывать у детей сочетать начало речи с началом выдоха.

    Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуется стихотворения с короткой строкой (3    -4 слова). Это обеспечивает им возможность прочесть одну строку плавно, без перерыва на одном выдохе, затем сделать паузу для спокойного вдоха перед следующей строкой.

   

Темп и ритм речи.

Темп- степень быстроты речи.

Ритм – равномерное чередование слогов в слове или одинаковая длительность их произношения во времени.

Нарушение ритма речи встречается у дошкольников главным образом при заикании, из-за лёгкой возбудимости и из-за эмоциональности, а также в силу подражания быстрой речи окружающих. Дети, как правило, очень склонны к скороговорке. Быстрый темп речи – привычка очень заразительная, легко развивается, а изживается с большим трудом. При недостаточной моторике и вялых некоординированных движениях органов речевого аппарата это ведёт к смазанной, нечёткой речи и задерживает развитие правильного звукопроизношения.

На фоне скороговорки речь детей в ряде случаев становится спотыкающейся, нарушается её ритм. Это тревожный сигнал – предрасположенности в будущем заикания.

Поэтому у детей дошкольного возраста нельзя допускать быстрого темпа речи. Неторопливый темп – один из основных элементов правильного развития звуковой культуры речи и средство предупреждения некоторых форм заикания, развивающихся на фоне скороговорки.

Основное требование к окружающим, членам семьи и коллективу детского сада – никогда не говорить с детьми и при детях быстро, скороговоркой.

Для воспитания темпа и ритма речи используются сопряжённая речь (индивидуально и хором подгруппами), игры со звукоподражанием. Проводится речь с движениями, причём темп речи подчиняется темпу движений: счёт вслух на пальцах (до пяти), стихи с пальчиками, повторение знакомых стихов под стук молоточка по инструменту, хлопки самих детей, педагога, куклы, а также под собственный шаг. Речь при этом должна быть не торопливой, лёгкой, плавной.

Большую помощь оказывают хороводные игры с потешками, стихами, а также пение на музыкальных занятиях.

Надо избегать возможных ошибок при воспитании неторопливого темпа речи. Взрослые порой говорят излишне медленно. Речь их делается тяжёлой, ударной, рубящей, монотонной, напряжённой, особенно если они кивают в такт головой. Это быстро передаётся детям, и тогда нужны новые усилия, новые методические приёмы, чтобы исправить допущенные ошибки.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Картотека игр на развитие общих речевых навыков.

Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....

Квиллинг как средство развития общих речевых навыков

Развитие общих речевых навыков (Интонационной выразительности, плавности, четкости речи):1. Развитие слоговой структуры слова.2. Развитие фонетико-фонематических процессов.3. Развитие лексико-граммати...

Игры-упражнения для развития у детей общих речевых навыков.

Методическая разработка: Игры-упражнения для развития у детей 3-4 лет общих речевых навыков....