Конспект логопедического занятия для старшей логопедической группе «Подбор родственных слов»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodstvennye_slova.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект для детей дошкольного возраста..
Старшая группа.
Тема: Подбор родственных слов. (Весна. Первоцветы.)
Коррекционно-образовательные цели:
1.Учить подбирать родственные слова. Активизация словаря по теме «Весна».
2. .Совершенствование навыка составления предложения с предлогами , без них.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Закрепление умения образовывать прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
2.Развитие координации речи с движением, наблюдательности, внимания, любознательности.
Коррекционно-воспитательные цели:
1.Воспитание познавательной активности, инициативности, любви к природе.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Здравствуйте. Я рада вас видеть. Садитесь.
Кленам, липам и дубочкам
Новые дарю листочки,
Милых пташек приглашаю
Возвратиться с юга
И на север провожаю Зимушку-подругу. (Ответ: Весна)
Логопед. Посмотрите, картинки какого времени года я выставила.
(Логопед выставляет сюжетные картины весны.
Дети. Весны.
2. Дидактическое упражнение «Есть – нет» (родительный падеж):
Ребята, я предлогаю вам поиграть в игру, которая называется «Есть-нет». Например: солнце- нет солнца.
подснежник –…, сосулька — … ручей — … птица-… листья-… снег-…, дождь -…
3. Дидактическое упражнение «Подбери родственное слово». Давайте рассмотрим картины весны. Какие слова можно подобрать к слову ВЕСНА.
Дети: Ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, веселая, цветущая, холодная, теплая.
Логопед: А еще можно подбирать родственные слова-это слова с об одном предмете, явлении.
Например: весна, и его родственные слова:
(когда?)-весной, думаю о чем? О весне, день (какой?)-весенний,
Птичка поет весной- весняночка. Это родственные слова, как бы из одной семьи, они примерно об одном.
Попробуйте подобрать такие родственные слова, глядя на сюжетные картины весны.
Солнце- солнечный, солнышко, о солнце, солнцем.
Лист-лиственный, листик
4. Дидактическое упражнение «Расскажи». Давайте посмотрим на картины, вспомним свои впечатления и составим предложения о приметах весны.
(Логопед помогает наводящими вопросами).
Солнце стало сильнее пригревать.
Набухают на деревьях почки.
Стала появляться маленькая зеленая трава.
На земле появились проталинки.
На проталинках появляются подснежник, мать-и-мачеха, маленькая зеленая травка.
Скоро прилетят перелетные птицы.
От весеннего тепла просыпаются паучки и насекомые: червячки, бабочки, мухи.
Люди одевают более легкую(демисезонную)одежду.
5.Физ.минутка. По лексической теме недели «Весна».
Координация речи с движением. речи с движением. Поднимают руки вверх
А уж ясно солнышко припекло, припекло. Разводят руки в стороны
И повсюду золото разлило, разлило. Волнообразные
Ручейки по улице все журчат, журчат. движения пальцами.
Журавли курлыкают и летят, летят. Взмахи руками.
6. Дидактическое упражнение «Скажи ласково». Я вам скажу сочетание слов , а вы попробуйте назвать его ласково.
Например:
речек- ручеечек
солнце- солнышко
лист—листочек
муха- мушка
( образованные слова дети проговаривают индивидуально, хором)
- Дидактическая игра с мячом « Предлоги». Мы знаем, что понимать смысл высказываний о предмете нам помогают маленькие слова-ПРЕДЛОГИ.
Какие предлоги (маленькие слова ) вы помните?
(Дети говорят, вместе с логопедом придумывают предложение с этим предлогом.)
НА Бабочка сидит на цветке.
Нарцисс растет на клумбе.
В , ОТ, К, С, ПОД, ИЗ, ИЗ-ЗА
- Итог: О чём говорили на занятии? Вам понравилось играть. Вы сегодня старались. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"
Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.
Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "Хлеб - всему голова"
Конспект занятия учителя-логопеда....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе Тема: «Осень»
Образовательная область: речевое развитиеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: старший дошкольный возрастЦель: обобщение представлений о характерных признаках осени.Прог...