Сенсомоторная интеграция на логопедических занятиях в ДОО.
статья по логопедии

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

В статье рассматиривается вопрос сенсорной интеграции на логопедических занятиях с детьми ОВЗ. Использование нестандартного многофункционального сенсомоторного оборудования "Веселые медузы", описание сенсомоторных игр с детьми ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсомоторная интеграция на логопедических  занятиях в системе сопровождения детей с ОВЗ, игры и упражнения.

Учитель-логопд: Морева Н.А.

Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной
информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность
интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для
того чтобы получить точную картину реального окружения. Ребенок вычленяет из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для него раздражители: цвета, формы, звуки, запахи и т.п., поэтому окружающий мир кажется ребенку хаотичным и раздробленным.
Дисфункция сенсорной интеграции разной степени у детей, может быть отдельным
нарушением или может сопровождать другие нарушения и являться их причиной.
Современные исследования показывают, что дисфункция сенсорной интеграции
часто отмечается у детей с задержкой речевого развития.

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. С помощью ощущения ребёнок  познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые  непосредственно воздействуют на его органы чувств. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует.  Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.  Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи.

 Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы. В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.  Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием. Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, предполагает стимуляцию работы всех органов чувств и направлен на активизацию познания, коррекцию всех сторон речи, через сенсорику.

Так у дошкольников с нарушениями речи часто наблюдается недостаточность процесса переработки сенсорной информации: дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процессы психоречевого развития и вербальной коммуникации ребёнка. Для преодоления дисфункцией сенсорной интеграции необходимо опираться на развитие базовых уровней иерархической системы взаимодействия ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, проприоцептивных, вестибулярных, вкусовых и обонятельных.
Одним из возможных путей решения этой проблемы является использование в общей системе работы по коррекции речи старших дошкольников базовых сенсомоторных техник, которые основаны на
• зрительно – моторной координации;
• слухомоторной координации;
• вестибулярно – моторной координации;
• обонятельно – моторной координации;
• включении вкусовых, тактильных и проприоцептивных ощущений.

Для эффективной работы с детьми ОВЗ было использовано нестандартное полифункциональное сенсомоторное оборудование «Веселые медузы», которое является инновационной составляющей, развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной работе учителя-логопеда.

Вся практическая работа строится нами с учётом лексических тем, все игры и упражнения  полифункциональные, с точки зрения задач коррекции речи.

 Оборудование «Веселые медузы» представляет собой нити разной длины и толщины, связанные между собой, они приятны на ощупь, имеют образ медузы (голова и щупальца). «Веселые медузы» привлекают детей своей новизной, сюрпризным моментом и таинственностью, стимулирует инициативу и самостоятельность ребенка. Работа с данным оборудованием, одновременно двумя руками, способствует биполушарному развитию. Игры и игровые приемы с «Веселыми медузами» способствуют развитию сенсомоторных навыков, тактильных ощущения, эмоционально-волевой сферы ребенка, стимулируют развитие творческих способностей, воображения и развитию речи. На логопедических занятиях используется для автоматизации поставленных звуков, развития фонематических процессов и лексико-грамматических категорий речи, для формирования фразовой речи и пополнения словарного запаса. Ребенок с помощью речи выражает свои мысли, чувства и желания. Одновременно происходит подготовка руки к письму, дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кистей пальцев рук. Взаимодействие ребенка с «медузой» стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, возбужденные дети успокаиваются, формируется положительное отношение к миру, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Игровые приемы работы с нестандартным полифункциональным сенсомоторным оборудованием «Веселые медузы».

«Умелые пальчики» Дополнительное оборудование: волчки разного диаметра (крутящиеся и кувыркающиеся).

 Два разных волчка прячутся под медузу, так чтобы ребенок не видел какие это предметы, затем он запускает пальцы рук в медузу и ощупывает, отгадывая, что это. Волчки вынимаются из медуз, и дети закручивают волчок, попеременно, правой и левой рукой, затем одновременно оба волчка обеими руками.

«Ловкие пальчики» Дополнительное оборудование: прищепки, заколки, зажимы, резинки и «крокодильчики» для волос разного размера.

        Дополнительное оборудование разложено на столе перед ребенком, он выбирает понравившиеся предметы, сначала надевает их на медузу, потом снимает их.

«Найди предмет» Дополнительное оборудование: очки, различные геометрические фигуры (цвет, форма, текстура), сенсорные карточки – таблицы.

Дети одевают очки. Перед ними выкладываются медузы. Геометрические фигуры прячутся под медузу, так чтобы дети не видели какие это предметы, затем они запускают пальцы рук в медузу и ощупывают, отгадывая, что это. На сенсорных карточках – таблицах отмечают при помощи бусин цвет, форму, твердость – мягкость, гладкость – шершавость найденного предмета.

«Мимика и эмоции» Дополнительное оборудование: бумажные части лица с зажимами с обратной стороны для крепления, пиктограммы мимики, фотографии людей отображающих разные эмоциональные состояния.

 Перед ребенком выкладывается пиктограмма с определенной мимикой, ребенку необходимо прочитать пиктограмму и подобрать необходимые частей лица: глаза, брови, нос, усы, рот и закрепить их на медузе, далее ребенку предлагается найти на фотографии человека с нужной эмоцией и самому ее изобразить.

        Следующее задание: ребенку предлагается закрепить на медузе части лица (глаза, брови, нос, усы, рот) сформировав эмоцию, которую испытывает он на данный момент и изобразить ее своим лицом.

«Говорульки» Дополнительное оборудование: бумажные части лица с зажимами с обратной стороны для крепления.

 Ребенку предлагается закреплять на медузе и четко проговаривать слова–названия частей лица (глаза, брови, нос, усы, рот) определяя есть заданный звук в этом слове или нет. Придумать имя медузе на заданный звук, и рассказать, что она будет делать.

«Три медузы» Дополнительное оборудование: картинки на автоматизируемый звук с зажимами с обратной стороны для крепления.

 Перед ребенком выкладываются картинки на автоматизируемый звук и три медузы, он выбирает любую картинку, четко проговаривает ее название и прикрепляет ее к одной из трех медуз (1 – начало слова, 2 – середина слова, 3 – конец слова) определяя место положения заданного звука в слове.

Анализ работы с оборудованием «Веселые медузы» показал, что у детей восстанавливается мышечный тонус и совершенствуются точные движения пальцев рук. Происходит развитие основных сенсомоторных эталонов. Развиваются основные операционные механизмы речи, формируется монологическая речь и коммуникативные качества ребенка с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО   РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ...

Сенсомоторная интеграция на занятия по физической культуре для дошкольников с ОВЗ

Сенсомоторная интеграция это способность мозга объединить и обработать информацию от органов чувств. У детей с нарушением сенсорной интеграции обрабатывается сигнал ненадлежащим образом. Одни перевозб...

Коррекционно-развивающая программа по развитию сенсомоторной интеграции и мышления у детей старшего дошкольного возраста

Условием нормативного функционирования интеллектуальной системы является полноценность физиологической основы сенсорных систем и психофизиологических процессов обработки сенсорной информации.  Фу...

Программа работы по сенсомоторной интеграции.

Обоснование: Воздействие только на двигательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер.Занятие 1.Растяжки.Они нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мы...

Календарный план логопедическихзанятий по теме "Зимние забавы"

Цель: Расширить представления детей о зимних забавах (катание на санках, снегокатах, ледянках, лыжах, умение слепить и украсить снеговика, игра в снежки, игра в хоккей…). Уточнить представления...