Коррекционно-развивающая программа по развитию сенсомоторной интеграции и мышления у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)

Исайко Анастасия Артемовна
Условием нормативного функционирования интеллектуальной системы является полноценность физиологической основы сенсорных систем и психофизиологических процессов обработки сенсорной информации.  Функционирование интеллектуальной системы человека существенно зависит от скоростных характеристик восприятия и обработки сенсорной информации, а также от процессов сенсомоторной интеграции.
Сенсомоторная интеграция – важнейшая характеристика психических процессов, позволяющая судить об особенностях пластических перестроек в мозгу при формировании новых связей. Это процесс передачи сенсорной информации от рецепторов на нейроны моторной коры. Уровень развития сенсомоторной интеграции проявляется в скорости и точности сенсомоторной реакции – двигательной реакции в ответ на действие сенсорного раздражителя.
 Считается, что сенсомоторные процессы лежат в основе ментальных и социальных функций мозга. Они необходимы для движения, говорения, игры также процессы сенсомоторной интеграции представляют фундамент для интеграции более сложного порядка, сопровождающей чтение и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_programma.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа состоит из трех блоков:

Первый блок направлен на установление доверительных отношений с детьми и развитие коммуникативных навыков, это отводится 1- 2 занятия от всей программы (продолжительность занятия 20 минут).

Критерий эффективности: дети активны, охотно взаимодействуют друг с другом и с психологом, задают вопросы, не стесняются выражать свои мысли.

Второй блок направлен на улучшение процессов сенсомоторной интеграции через  развитие вестибулярного аппарата и координации посредством тренажеров, а так же на развитие навыков произвольности и самоконтроля (продолжительность занятия 30 минут, каждое занятие проводится 2 раза в неделю).

Критерий эффективности: у ребенка улучшается координация и согласованность в движении разными частями тела.

Третий блок направлен на развитие когнитивной сферы ребенка (продолжительность занятия 30 минут, каждое занятие проводится один раз в неделю).

Критерий эффективности: у ребенка закреплены умения выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, сопоставлять и обобщать.

Ожидаемый результат программы психолого-педагогического сопровождения будет состоять в следующем: повышение уровня сенсомоторной интеграции и когнитивных функций у детей 6-7 лет.

Для реализации второго блока программы были использованы тренажеры:

Ножный балансир – неустойчивая платформа для развития вестибулярного аппарата и координации.

Мешочки, скакуны, мячи разного веса 

Фитбол 

Кочки на болоте.        

В комплект входят 12 деревянных полушарий, предназначенных для того, чтобы ребенок научился стоять на них как двумя ногами, так и одной, и держать равновесие.

Специфика занятий с тренажёрами: выполнение упражнений с предметами на неустойчивой платформе, задействуя вестибулярный аппарат ребёнка.

Программа занятий формирующей программы выстроена в соответствии с концепцией игровой деятельности Эльконина, концепцией Лурия о формировании мозговых структур, идеей по уровневого построения движений Бернштейна, то есть овладение навыками происходит поэтапно от простых действий к сложным, закрепляя и развивая предыдущий опыт.

3.2 Содержание формирующей программы

Содержание

Цель

Время занятия

Блок №1 Установление доверительных отношений в группе

Занятие 1

Приветствие «Имя - качество - движение»

Упражнение  «Пересядьте те, кто…»

«Спящий кот»

Рефлексия

Прощание «Аплодисменты по кругу»

Установление контакта между психологом и группой, а также между участниками группы

15 минут

Блок №2 Развитие вестибулярного координации и самоконтроля

Занятие 2

Упражнения с тренажерами,

игра «Запретный номер» , игра «Сосед» .

Развитие быстроты движений, координации, моторики

20 минут

Занятие 3

Упражнения с тренажерами,

игра «Светофор» , игра «Репка» .

Развитие  ловкости, координации и быстроты движений.

20 минут

Занятие 4

Упражнения с тренажерами,

игра «Запрещенное движение», игра «Секретное слово» .

Развитие вестибулярного аппарата с изменением уровня устойчивости

20 минут

Занятие 5

Упражнения с тренажерами,

игра «Улитка», игра «Разведчики» .

 Развитие вестибулярного аппарата с изменением уровня устойчивости

20 минут

Занятие 6

Упражнения с тренажерами,

игра «Запретный номер», игра «Сокровища пирата» .

Развитие проприорицепции, координации, моторики, ловкости

20 минут

Блок №3  Развитие когнитивной сферы ребенка

Занятие 7

Приветствие

Игра «Я беру с собой в дорогу»;

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»;

Упражнение «Классификация»

Рефлексия

Прощание

Развитие словесно-логического мышления

30 минут

Занятие 8

Приветствие

 Упражнение «Оканчивание слов»;

 Игра «Как это можно использовать?»;

Упражнение «Систематизация»  

Рефлексия

Прощание

Развитие скорости мышления и сообразительности

30 минут

Занятие 9

Приветствие

Упражнение «Найди лишнее»;

Упражнение «Вопрос-ответ»;

Упражнение с кубиками Кооса

Рефлексия

Прощание

 Развивать умение выделять и объединять предметы по существенным

признакам.

30 минут

Занятие 10

Приветствие

Упражнение «Определи понятия»;

Упражнение «Найди ошибки»;

Упражнение «Дорисуй картинку»;

Упражнения «Что за чем?»

Рефлексия

Прощание

Активизация логического мышления и активной речи

30 минут

Занятие 11

Приветствие

Игра-головоломка «Пифагор»;

Упражнение «Светофор»;

Упражнение с кубиками Кооса;

Упражнение «Умозаключение»

Рефлексия

Прощание

Развитие мыслительной деятельности, пространственного представления, операций анализа и синтеза

30 минут

Литература:

  1. Гарифуллина, Ю. В. Давыденко, Н. Е. Щербакова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Т. Челябинск : Два комсомольца, 2013. – С . 45-48.
  2. Сборник игр и упражнений, направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Скоро в школу!» / сост. Д.А. Нифантова. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. – 22 с.
  3. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М., 2008. – 72 с.
  4. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога.-Изд.5-е. Ростов Н/Д: Феникс, 2007.-314 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по развитию познавательной активности посредством экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к развитию познавательной активности у старших дошкольников. Реализация программы предполагает интегративный подход – ...

Электронно- методическое пособие "Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Цель методического пособия: развитие внимания, памяти и мышления. Пояснительная записка.Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируют...

Развитие интеллектуального и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на основе шахмат

Я работаю со старшим дошкольным возрастом. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания...

Статья «Пластилинография как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движении детской рук...

Развитие памяти, внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством развивающих и дидактических игр.

В данной статье затронута проблема развития психических процессов у детей с нарушениями слуха. Дети дошкольного возраста с тяжелой и средней степенью тугоухости имеют значительное отставание  в...

«Развитие основ инженерно-технического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-упражнений с робототехническим набором «MatataLab»

Робототехника – одно из самых передовых направлений науки и техники. Образовательная робототехника - относительно новое направление обучения, воспитания и развития детей. Робототехника в дошколь...

Программа коррекционно-развивающая «Будем жить дружно!», направленная на снижение агрессивных тенденций у детей старшего дошкольного возраста

      Коррекционная программа по данной тематике очень актуальна в наши дни, так как сейчас количество агрессивных детей увеличивается. Психологические исследования и практически...