«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
статья по математике (младшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
Статью для выступления подготовила:
Завьялова Светлана Витальевна –
воспитатель
МБДОУ «ДС ОВ
«Белочка» г. Тарко - Сале
Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
В контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно - пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана сенсорными ощущениями.
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.
Что же такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) — это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.
Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей.
Целью создания развивающей предметно - пространственной среды является развитие всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно - образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий для реализации речевого, психического развития детей, а так же эмоционально - положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого центра или уголка группового пространства необходимо формировать, развивать и совершенствовать:
- зрительное восприятие;
- тактильно - двигательное восприятие;
- слуховое восприятие;
- восприятие пространственно - временных отношений;
- восприятие особых внешних и внутренних свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.
Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе, когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.
Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:
- в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;
- участия в художественных видах деятельности;
- в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально – спортивных развлечениях, досугах детей;
- в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая, несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:
- рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
- лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;
- игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;
- застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;
- всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;
- вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), макраме, конструирование из бумаги;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.
Организация сенсомоторного центра в группах детского сада
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного центра, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.
Функции сенсомоторного центра в ДОУ
Сенсомоторный центр предназначен главным образом:
- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- Снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Этапы организации сенсомоторного центра
При организации сенсомоторного центра в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей.
Далее нужно подумать над созданием авторской концепции его оформления. Дизайн центра должен соответствовать и дополнять общее оформление группы. Можно оформить по следующим темам: «Волшебный сундучок», «Таинственный замок», «Сказочный остров», «Развивай-ка», «Веселые пальчики»,
Особое место следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Центр должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия. Сенсомоторный центр используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованной непосредственно образовательной деятельности с воспитателями и педагогами дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторное развитие ребенка
Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.
Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей.
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и последовательность движений нарушены.
Основные принципы организации сенсомоторного центра
- Доступность;
- Безопасность;
- Креативность;
- Разнообразие объектов.
Система работы по развитию мелкой моторики у дошкольников
Работа состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный этап – включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и практическую отработку с педагогами приемов и упражнений развития мелкой моторики, пополнение инструментария воспитателей и педагогов дополнительного образования информационными и дидактическими материалами.
2. Диагностический этап – включает:
- Проведение диагностики мелкой моторики по возрастам (3-6лет) по методике Н.О. Озерецкого и тест зрительно-моторной координации Бендера (6-7лет);
- Определение уровня развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;
- Проведение анализа диагностики по возрастным группам;
- Подготовку индивидуальных и групповых рекомендаций по развитию мелкой моторики детей.
3. Этап апробации – содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников и включает в себя:
- «Умелые пальчики» - проект с участием всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, детей);
- «Сенсомоторный уголок» - проект по созданию в каждой возрастной группе сенсомоторного центра с определением места и авторской концепции оформления центра, с учетом существующих сенсорных систем.
- Оформление в каждой возрастной группе практических материалов «Умелые пальчики» с подбором упражнений для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
4. Этап анализа – включает анализ проведенной работы – методической, диагностической, практической.
Содержание сенсомоторного центра в группе
Зрение:
- Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.
- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения).
- Цветовые пятна-кляксы различной формы.
- Разноцветные полупрозрачные шарфы.
- Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
- Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).
- Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели».
Слух:
- Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, животных жарких стран, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест листьев и т.д.
- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
Осязание:
- Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой.
- Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
- Выпуклые буквы, цифры.
- Разные по форме мелкие предметы.
- Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Обоняние:
- Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм.
- Приспособления для создания запаха (аромолампы и т.д.)
- Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.
- Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки)в разнообразных емкостях.
Вкус:
- Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок для подачи детям различных вкусов.
- Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).
Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:
- Природный материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни, песок (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ – выкладывания на пластилине, нанизывания и т.д.)
- Бытовые материалы: шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы и т.д.)
- Дидактические игры и материалы: объемные и плоскостные пазлы, геометрические тела и фигуры, игрушки-вкладыши, различные мозаики, шнуровки, конструкторы.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:
Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций и ручной умелости, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Литература
- Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малаховой Н.Е. “Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” № 5-2008.
- Никитина Е. “Сенсорные уголки для диагностики” - “Обруч” № 2 – 2006.
- Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.
- Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с.
- Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Владос, 2002.
- Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
- Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.
- Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»
Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
Статью для выступления подготовила:
Завьялова Светлана Витальевна –
воспитатель
МБДОУ «ДС ОВ
«Белочка» г. Тарко - Сале
Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
В контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно - пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана сенсорными ощущениями.
Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется только в процессе воспитания.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной справедливо считали, что сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться.
Что же такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) — это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.
Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей.
Целью создания развивающей предметно - пространственной среды является развитие всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно - образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий для реализации речевого, психического развития детей, а так же эмоционально - положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого центра или уголка группового пространства необходимо формировать, развивать и совершенствовать:
- зрительное восприятие;
- тактильно - двигательное восприятие;
- слуховое восприятие;
- восприятие пространственно - временных отношений;
- восприятие особых внешних и внутренних свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.
Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе, когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.
Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:
- в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;
- участия в художественных видах деятельности;
- в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально – спортивных развлечениях, досугах детей;
- в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая, несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:
- рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
- лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;
- игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;
- застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;
- всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;
- вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), макраме, конструирование из бумаги;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.
Организация сенсомоторного центра в группах детского сада
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного центра, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.
Функции сенсомоторного центра в ДОУ
Сенсомоторный центр предназначен главным образом:
- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
- Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
- Снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Этапы организации сенсомоторного центра
При организации сенсомоторного центра в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей.
Далее нужно подумать над созданием авторской концепции его оформления. Дизайн центра должен соответствовать и дополнять общее оформление группы. Можно оформить по следующим темам: «Волшебный сундучок», «Таинственный замок», «Сказочный остров», «Развивай-ка», «Веселые пальчики»,
Особое место следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Центр должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия. Сенсомоторный центр используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованной непосредственно образовательной деятельности с воспитателями и педагогами дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторное развитие ребенка
Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.
Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен. Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость, повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей.
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников. Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и последовательность движений нарушены.
Основные принципы организации сенсомоторного центра
- Доступность;
- Безопасность;
- Креативность;
- Разнообразие объектов.
Система работы по развитию мелкой моторики у дошкольников
Работа состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный этап – включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и практическую отработку с педагогами приемов и упражнений развития мелкой моторики, пополнение инструментария воспитателей и педагогов дополнительного образования информационными и дидактическими материалами.
2. Диагностический этап – включает:
- Проведение диагностики мелкой моторики по возрастам (3-6лет) по методике Н.О. Озерецкого и тест зрительно-моторной координации Бендера (6-7лет);
- Определение уровня развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;
- Проведение анализа диагностики по возрастным группам;
- Подготовку индивидуальных и групповых рекомендаций по развитию мелкой моторики детей.
3. Этап апробации – содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики воспитанников и включает в себя:
- «Умелые пальчики» - проект с участием всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, детей);
- «Сенсомоторный уголок» - проект по созданию в каждой возрастной группе сенсомоторного центра с определением места и авторской концепции оформления центра, с учетом существующих сенсорных систем.
- Оформление в каждой возрастной группе практических материалов «Умелые пальчики» с подбором упражнений для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
4. Этап анализа – включает анализ проведенной работы – методической, диагностической, практической.
Содержание сенсомоторного центра в группе
Зрение:
- Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.
- Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения).
- Цветовые пятна-кляксы различной формы.
- Разноцветные полупрозрачные шарфы.
- Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
- Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).
- Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели».
Слух:
- Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, животных жарких стран, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест листьев и т.д.
- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
Осязание:
- Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной фактурой.
- Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
- Выпуклые буквы, цифры.
- Разные по форме мелкие предметы.
- Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Обоняние:
- Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм.
- Приспособления для создания запаха (аромолампы и т.д.)
- Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.
- Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки)в разнообразных емкостях.
Вкус:
- Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок для подачи детям различных вкусов.
- Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).
Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:
- Природный материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни, песок (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ – выкладывания на пластилине, нанизывания и т.д.)
- Бытовые материалы: шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы и т.д.)
- Дидактические игры и материалы: объемные и плоскостные пазлы, геометрические тела и фигуры, игрушки-вкладыши, различные мозаики, шнуровки, конструкторы.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:
Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций и ручной умелости, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Литература
- Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малаховой Н.Е. “Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” № 5-2008.
- Никитина Е. “Сенсорные уголки для диагностики” - “Обруч” № 2 – 2006.
- Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.
- Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с.
- Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Владос, 2002.
- Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
- Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.
- Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство организации взаимодействия с родителями в вопросах нравственно-трудового воспитания дошкольников.
Педагогический проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников....
Организация совместной работы семьи и ДОУ по физическому воспитанию дошкольников
Организация совместной работы семьи и ДОУ по физическому воспитанию дошкольников (опыт работы)...
Духовно -нравственное развитие и воспитание дошкольников как приоритетное направление в системе современного российского образования.
аналитическая статья....
Организация работы по использованию проектного метода обучения, развития и воспитания дошкольников
Справка по итогам тематической проверки по организации работы с использованием проектного метода обучения, развития и воспитания дошкольников в средней группе...
консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...
ЦЕЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Эстетическое воспитание понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимат...
Консультация "Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...