Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
консультация по теме

Аширова Надия Харрясовна

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Выступление на педагогических чтениях

по теме:

«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Выступление на педагогических чтениях

по теме:

«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада»

для воспитателей Лямбирского  района

                                                                                 Подготовила:

воспитатель высшей

                                                                                          квалификационной

                                                                           категории

                                                                                  Аширова Н.Х.

 

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию ОО.

        В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

      Содержание художественно-эстетического развития дошкольников  включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей». Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.

         Начинать работу по приобщению детей к изобразительному искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного  образования является  интеграция.

 Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

  • Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
  • Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;
  • Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребёнка,  раскрытия его способностей, выявления его одарённости.

Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач  вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.        Я убеждена, что необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях по изодеятельности.

          Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественное творчество» с другими областями Программы. Например, с образовательной областью  «Познание» - первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение. «Социализация» - беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток. «Чтение художественной литературы» - чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное творчество. «Коммуникация» -  творческое рассказывание о народных промыслах. «Физическая культура», «Здоровье» использование пальчиковой гимнастики. «Безопасность» - беседы о правилах использования художественного материала и оборудования. «Музыка» - разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки и др. «Труд» - знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.

 Для реализации интеграции образовательных областей я решаю следующие задачи:

  • Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.
  • Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  • Создать условия для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).
  • Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
  • Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.
  • Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

      Опыт работы показывает, что интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности.  

Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.

         В процессе продуктивной деятельности:

  • интегрируется содержание разных образовательных областей;
  • создаются условия для познавательной деятельности;
  • создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
  • формируются коммуникативные качества;
  • расширяется социальный опыт;    
  • развиваются творческие способности.

Поэтому в творческой деятельности более эффективно, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае, полезна интеграция разных видов деятельности.

       Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе образовательного процесса  по многим показателям повышает его результативность.      

     Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:

-  содержательный результат — становление общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;

дидактический результат — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;

воспитательный результат — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.

       Мною были выявлены интегративные качества личности, формируемые в процессе творческо-продуктивной  деятельности:

- во-первых, наши дети стали  любознательными, активнымиОни проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от результата деятельности;

- во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой продуктивной деятельности, к развитию такого  интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.

- в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- в-четвертых, развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. 

      Таким образом, интеграция  в образовательном процессе ДОУ  положительно отражается на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из критериев ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей  для обучения в школе.

Библиографический список

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  2. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. -  СПб., Питер, 2004.
  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

1. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте//Лекции по психологии. – СПб, 1997.

    2. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. – М., 1986.

    3. Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети... // Семья и школа, №3, 1990.

    4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.

    5. Одаренные дети. / Сборник. Перевод с англ. М., 1991.

     6. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии, № 5, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»

Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети  мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...

Презентация на тему: "Реализация комплексно-тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада"

Презентация содержит информацию, как реализовать комплексно-тематический принцип и принцип интеграции в образовательной практике детского са...

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей"

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56»      Консультация для воспитателей Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовател...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...

Доклад на тему: «Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...

Перспективный план «Развитие всех компонентов устной речи детей раннего и дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»

Перспективный план «Развитие всех компонентов устной речи детей раннего и дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»...