Конспект логопедического индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией тяжелой формы
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа)

Замятина Светлана Леонидовна

Конспект логопедического индивидуального занятия с ребенком с алалией тяжелой формы

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

индивидуального логопедического занятия

с ребенком старшего дошкольного возраста с моторной алалией тяжелой формы (ОНР 1 уровня)

Цель:  Развитие экспрессивной речи, нарабатывание речевых динамических стереотипов

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширение, уточнение и активизация бытового словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение из 1-2 слов. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласного звука  «У» и звуковых рядов со звуком «С».

Коррекционно-развивающие задачи:

Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха. Развитие артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование положительной установки на занятие, положительного эмоционального отклика.  Воспитание навыков речевой деятельности.

Оборудование:

Мягкая игрушка «Белый медведь», смартфон (для звукового сопровождения), бумажные снежинки, маленькие снежки из ваты, игрушечные ворота для игры в футбол, кукольное одеялко, чайный набор игрушечный (чашки и чайник)

                               ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Логопед с ребенком сидят на ковре. Рядом небольшая ширмочка, за которой находится игрушка «Белый медведь»

Слышится звук ветра, вьюги. (Логопед незаметно включает звуковое сопровождение за ширмой)

Логопед: Ваня, что это? Ты слышишь? У-у-у-у-у! (протяжно произносит звук У).  Повтори вместе со мной.

Ребенок: У-ууууу (сначала вместе с логопедом, затем сам несколько раз)

Логопед: Интересный звук! На что он похож? Может, это самолет летит? (снова звучит «ветер») Да или нет?

Ребенок: Нет!

Логопед: Может, это поезд едет? Да или нет?

Ребенок: Нет!

Может быть, это вьюга так воет? У-уууууууу! Повтори: у-ууууууууу

Ребенок повторяет самостоятельно: У-уууууууууу

Что же это, вьюга воет? Да?

Ребенок: Да

Логопед: Точно, это вьюга. А когда на улице вьюга и метель, то ветер поднимает снежинки и они летают по воздуху вот так:

С-ссссссссссс (логопед берет снежинку, и она «летает»). Ваня, покажи как летает твоя снежинка

Ребенок берет снежинку и делает ей движения, «летает», произнося звук «С-сссссссссс»

Логопед: А еще снежинки поют такие песенки:

СА-СА-СА

СО-СО-СО

СЭ-СЭ-СЭ

СУ-СУ-СУ

СЫ-СЫ-СЫ

Давай повторим вместе со снежинками.

Логопед и ребенок вместе повторяют слоги со звуком С, делая снежинкой движения из стороны в сторону в ритм произнесения слогов.

А теперь снежинки поют поочередно, сначала моя, затем твоя.

Ребенок самостоятельно вслед за логопедом проговаривает слоги с ритмичными движениями

Логопед: Ваня, а ты слышишь эти звуки? (Логопед тихонько стучит за ширмой, приговаривая: Топ, топ, топ, топ. Слышишь? Да или нет?

Ребенок: Да

Логопед: Что это? Мне кажется, это шаги. Кто-то идет. Слышишь? Топ, топ, топ, топ… Повтори за мной: Топ, топ, топ, топ

Ребенок повторяет

Логопед: Это шаги. Повтори за мной – это шаги.

Ребенок повторяет: Это шаги

Логопед: Может, кто-то заблудился в пургу да вьюгу? Давай поможем, позовем: АУ! Давай вместе: АУ!

Ребенок вместе с логопедом: АУ!

Логопед: Теперь поочередно, сначала я, потом ты

Логопед поочередно с ребенком зовут: АУ, АУ!

Наконец из - за ширмы выходит медвежонок, дрожит, охает (медвежонка держит логопед одной рукой и говорит за персонажа, слегка изменив голос)

Логопед: Так вот чьи шаги мы слышали! Здравствуй, медвежонок, как это ты тут очутился?

Медвежонок: Я шел ловить рыбу, вдруг налетел такой сильный ветер, поднял меня в воздух и…вот я здесь.

Логопед: А как тебя зовут?

Медвежонок: Меня зовут Миша!

Логопед: Очень приятно, Миша! А это Ваня. Ваня, представься, пожалуйста, Мише. Скажи: Я – Ваня

Ребенок: Я - Ваня.

Логопед: Послушай, Миша, да ты весь дрожишь. Что это у тебя? Снежинки? Да ты весь в снегу! Ваня, давай сдуем снежинки!

Ребенок сдувает снежинки (ватки) с медвежонка.

Медвежонок: А я со своими друзьями со снежками в футбол люблю играть. Научить вас?

Ребенок: Да!

Мишутка: Нужно задувать маленький снежок в ворота, вот так: (дует на снежок, логопед со словами «Вот так!» помогает Мишутке)

Логопед: Теперь твоя очередь, Ваня. Дуй! Вот так! Гол!

(Ребенок со словами «Вот так» и «Гол» задувает снежок в ворота. Игра повторяется несколько раз).

Логопед: Миша, ты все еще мерзнешь, надо тебя согреть. Ваня, предложи, пожалуйста Мише одеяло. Скажи: На, Миша

Ребенок: На, Миша.

Медвежонок: Ой, я так напугался и замерз, что забыл, как надо поблагодарить Ваню за одеялко, забыл это слово!

Логопед: Ваня, что Мише надо сказать, какое слово?

Ребенок: Спасибо!

Медвежонок: Точно, спасибо!

Логопед: Ну, а чтобы уж совсем согреться, предлагаю сделать зарядку. Миша, хочешь, Ваня тебя научит делать упражнения, но упражнения необычные, это зарядка для язычка!

Медвежонок: Конечно, хочу, мне интересно!

Логопед: Ваня, предложи Медвежонку зеркальце, скажи : На, Миша!

Ребенок: На, Миша.

Медвежонок: Спасибо!

Логопед: Ваня, покажи, пожалуйста,  упражнение «Заборчик». Ребенок  показывает упражнение, Мишутка как-бы «повторяет», отвернувшись к маленькому зеркальцу.

Аналогично делаются упражнения «Лопатка», «Иголочка», «Чашечка», «Маятник» (Артикуляционная гимнастика на звук С)

Логопед: Ребята, вы такие молодцы! И Ваня, и Миша! Так хорошо потрудились! Миша, наверное, согрелся?

Медвежонок смущенно на ушко Ване говорит: «Мне жарко!»

Логопед: Ваня, что это наш застенчивый медвежонок тебе на ушко шепчет? Я не расслышала. Что он сказал? Он сказал…

Ребенок: Мне жарко!

Медвежонок снова наклоняется к ушку ребенка и шепчет: Хочу пить!

Логопед: Ваня, повтори, что тебе наш Миша прошептал?

Ребенок: Хочу пить!

Логопед: Мишутка, не стесняйся! Ты так хорошо делал упражнения, что конечно же устал! Ваня, давай напоим Мишутку чаем? Давай?

Ребенок: Давай!

Логопед: Миша, какую чашечку тебе?

Миша: Красную!

Логопед: А тебе какую, Ваня. Вот эту или эту?

Ребенок: Вот эту!

Логопед: Хорошо, вот эту, голубую, да?

Ребенок: Да!

Логопед: Ваня, налей, пожалуйста, чаю Мишутке. (ребенок наливает «чай» из игрушечного чайника. Предложи Мишутке чаю, скажи: «На, Миша!»

Ребенок повторяет: На, Миша

Логопед: А теперь мы с Мишуткой тебе нальем чаю. (Наливает). На, Ваня. Что нужно сказать? Какое волшебное слово? Если ребенок молчит, логопед помогает ему: Спасибо!

Ребенок: Спасибо!

Логопед: Спасибо, Миша!

Ребенок: Спасибо, Миша!

Логопед: Ой, Мишутка, осторожно! Горячо! (Мишутка так увлекся, что не слышит). Ваня, давай вместе: Горячо! (логопед вместе с ребенком несколько раз повторяют слово)

Логопед: Миша, посмотри, как мы с Ваней подуем на чай, чтобы он остыл. Медленно, долго.. (логопед вместе с ребенком дуют  в чашечку, вытянув губы в форме «трубочки», тихо и медленно). Повтори за нами.

Логопед: Ну вот,  нашему гостю, кажется, все еще жарко.

Медвежонок: Ух, жара!

Логопед: Ваня, бери веер, давай нашему Мише поможем! Ух, жара! Давай вместе: Жара! Ух, жара! (ребенок вместе с логопедом машут и приговаривают новое слово, и если получается, словосочетание)

Логопед: Мишутка, а почему ты пригорюнился, загрустил?

Мишутка: Я вспомнил дом, маму с папой, друзей. Мне уже домой пора, а как добраться, не знаю…..

Логопед: Ой, ребята, кажется, я слышу какой-то звук: У-УУУУУ.(логопед тихонько включает за ширмой звуковое сопровождение «Звук самолета») Ваня, давай вместе: У-УУУУУУ!.. 

Мишутка: Кажется я понял, это самолет летит! Вот на нем то я и полечу домой на северный полюс! На самолете лучше, чем на ветре! (смеется)

Логопед: Конечно, Мишутка. До свиданья! Пока! Прилетай к нам еще, теперь уже на самолете! Пока! Пока! (логопед вместе с ребенком прощаются с Мишуткой, несколько раз повторяя слово «Пока»)

Мишутка машет лапкой и прячется за ширму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень), проведенное совместно со взрослым

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ. Тема: «Домашние животные»

Задачи:Образовательные:    Активизировать и обогащать словарь по теме «Дикие Животные», познакомить с обобщающим понятием.Учить строить фразу из четырёх слов.Упражнять в употреблен...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной алалией. Возраст: 5 лет.

План - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с заключением моторная алалия. Тема занятия: мебель, этап автоматизации звука С, закрепление категориального понятия мебель....

Конспект индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией

Открытое занятие с ребенком с моторной алалией...