Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, совместное определение целей деятельности. совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств,совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
партнерские отношения | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта
Учитель-логопед Чмыхова О. Б.
Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит - сотрудничество, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники. Я работаю учителем-логопедом на логопедическом пункте ДОУ, поэтому я хочу описать технологию взаимодействия учителя-логопеда и родителей. В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя-логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет, нуждающихся в ранней логопедической помощи. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Для меня интересен вопрос, как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. В самом начале работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.
2. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.
3. Разработать и внедрить в практику работы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.
4. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.
5. Организовать взаимодействие с родителями детей младших групп.
Основными направлениями работы были выбраны:
• изучение семьи и установление контактов с ее членами;
• повышение педагогической культуры родителей;
• совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;
• создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.
Сотрудничество с родителями я стараюсь осуществлять в следующих формах:
1.Коллективные:
• совместные занятия;
• буклеты;
• родительские собрания;
• конкурсы и выставки пособий;
• родительские пятиминутки;
• презентации;
• стенды
• консультации, семинары, тренинги;
2.Индивидуальные:
• индивидуальные беседы;
• библиотека для родителей;
• индивидуальные практикумы;
• просмотр индивидуальных занятий;
• анкетирование;
• тетрадь для домашних заданий;
По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых мы используем новые технологии. Поэтому более подробно мы рассмотрим именно их. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя-логопеда с родителями, начиная с 2-летнего возраста. В настоящее время почти у половины детей в той или иной степени наблюдается задержка речевого развития, когда дети 2-х и даже 3-х лет практически ничего не говорят. А многие родители не обращают на это должного внимания, считают "само пройдёт". Есть родители, которые обеспокоены данной ситуацией, но не знают, как помочь ребёнку. Цель совместной работы учителя-логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с задержкой речевого развития, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным. На первом этапе работы необходимо познакомить родителей с тем, что должен уметь ребёнок данного возраста. Эта работа проводится на родительском собрании в форме презентации "Речевое развитие ребёнка 3-х летнего возраста". Цель логопеда- организовать совместные занятия: ребёнок-логопед-родители. Для совместных занятий по результатам обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребёнка были приглашены пять семей, нуждающихся в коррекционной работе с детьми 2-3 лет. Занятия построены по системе коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т. А. Датешидзе [1], где корректировка речевого дефекта происходит параллельно с работой, стимулирующей развитие ребёнка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
в) пропедевтика формирования математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
г) развитие графических навыков.
Занятия в форме совместных игр можно проводить во 2 половине дня. Для эффективности обучения родителей элементарным методам работы с детьми занятия проводятся в три этапа:
I. На первом этапе учитель-логопед работает с детьми самостоятельно. От родителей требуется повторять задания, копировать логопедические действия и их последовательность.
II. На втором этапе родители участвуют в отдельных эпизодах занятий с детьми (совместная пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика).
III. На третьем этапе родителям предлагается закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с детьми задание.
Следует отметить, что после проведённого занятия мы вместе с родителями обговариваем его ход, задания и упражнения, которые были использованы, уточняем, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались. Кроме того, родителям выдаются памятки для закрепления полученных знаний дома. Всё это также позволяет родителям повысить их грамотность в области, развивающей и коррекционной педагогики, побуждает в них интерес и желание учувствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.
Для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников проводятся тематические консультации под общей рубрикой «Советы логопеда». В помощь родителям мы осветили такие темы как:
Средняя группа.
1. Зачем язычку делать зарядку?
2. Почему сначала звуки, а потом буквы?
3. Как руки язычку помогают?
4. Почему с ребенком нужно долго разговаривать?
5. Как сделать речь грамотной?
6. Поговорим о связной речи.
Старшая группа.
1. Речевая среда – что это?
2. С чего начинать обучение грамоте?
3. Зачем столько знать о звуках?
4. Что такое подготовительный к школе возраст?
5. Скоро в школу… (формирование в семье предпосылок учебной деятельности).
6. Игровые приёмы развития речевого дыхания.
Подготовительная группа.
1. Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать).
2. Литературное развитие дошкольников.
В рубрике «Домашняя игротека» помещается следующий материал:
1. Игры на кухне.
2. В свободную минутку.
3. По дороге из детского сада и др.
Наряду с тематическими консультациями я готовлю памятки для родителей, в которых в сжатой форме отражается содержание основных консультаций учителя-логопеда. Среди них можно отметить такие, как «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Фонематический слух основа правильной речи», «Рассказываем стихи руками» и др. Памятки распространяются на родительских собраниях.
Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, проводятся родительские тренинги, выставки речевых игр и пособий. На одной из родительских встреч мы провели выставку пособий на развитие фонематического слуха. Родители, представляя своё творение, рассказывали присутствующим, как изготовить интересные игры из подручного материала в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей.
Следует отметить эффективность использования такой формы работы как информация на стенде. Её можно увидеть в групповой раздевалке, в холле детского сада. В этой информации присутствует логопедическая направленность, где отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей.
Кроме того, сейчас мы создаём электронную «Библиотеку для родителей», которая помогает повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии. Мы накапливаем материал, который родители могут взять себе на заметку. Это прежде всего литература, как художественная, так и методическая, а также дидактические игры, ориентированные на развитие речи.
Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.
Литература:
1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.
2.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А Михайловой, Л. М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.
3. Поваляева М. А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.
Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С СЕМЬЁЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения пол...
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей воспитанников - обязательное условие для успешной коррекционной работы
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями...
"Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО"
Материал раскрывает основные направления работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ...
Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта ДОУ
Алгоритм работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС...
Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами, родителями, детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Договориться можно всегда, если обе стороны получают равные преимущества. Грэм Грин...