Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта ДОУ
материал по логопедии
Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_rabota_uchitelya_-_logopeda_s_detmi_s_ovz_v_usloviyah_logopunkta.docx | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ
в условиях логопедического пункта ДОУ
В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. С целью осуществления коррекционной работы в нашем детском саду функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
На логопункте занимаются дети не только с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, но и дети с тяжелым нарушением речи (ТНР). 7 воспитанников имеют логопедическое заключение ОНР (3уровень речевого развития) с ОВЗ и 2 воспитанника имеют заключение ЗПР, один из которых ребенок-инвалид. Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого заключения.
В начале учебного года, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, путем тщательного специального обследования выясняется характер нарушения речевой деятельности воспитанника. После полного обследования и получения достаточных знаний об уровне развития воспитанника заполняется речевая карта, составляется программа коррекционно-развивающей направленности, определяется индивидуальный образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Какие же характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья? Это:
- замедленное и ограниченное восприятие;
- недостатки развития моторики;
- недостатки речевого развития;
- недостаточная познавательная активность;
- проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
- недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
В 2019 учебном году в январе месяце на логопункт поступил ребенок в возрасте 4 лет с заключением ПМПК – задержка психомоторного развития. При логопедическом обследовании отвечал жестами, мимикой. Активный словарь практически не сформирован. Нарушены все группы звуков. Недостатки общей и мелкой моторики. Низкая прочность запоминания. Прослеживается быстрая утомляемость. Мальчик тихий, застенчивый, на контакт со взрослыми и детьми идет с трудом, затруднение адаптации в новых условиях, робость и неуверенность во всем. Поэтому в первую очередь необходимо было установление эмоционального контакта с ребенком. На первых логопедических занятиях присутствовала мама, а потом он соглашался заниматься только в присутствии воспитателя. Чтобы заинтересовать ребенка использовала наглядно – игровые средства, поскольку они вызывают у ребенка успокоение, удовольствие, наслаждение, снимают психологическое напряжение. После установления доброжелательного контакта с воспитанником началась коррекционная работа.
Логопедические занятия с воспитанником проводились индивидуально. Это объяснялось тем, что ребенок не в полном объеме владел пониманием речи, усваиваивал инструкции, обращенные только лично к нему, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводились лишь в форме игры с привлечением кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включало несколько направлений работы.
На занятиях для развития понимания речи учила ребенка по инструкции узнавать и правильно показывать предметы и игрушки. Показывать части тела. Понимать слова обобщающего значения. Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией. При этом закрепляла навык ведения одностороннего диалога (Я задаю вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Дифференцированно воспринимать вопросы: кто, куда?, откуда?, с кем?.
Учила понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа, отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию. По моей просьбе выбирать предметы для выполнения названных действий (шить — игла, наливать суп — половник). Определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).
На занятиях по развитию активной подражательной речевой деятельности учила подражанию голосам животных, звукам музыкальных инструментов. Учила ребенка отдавать приказания: на, иди, дай. Указывать на определенные предметы. Составлять первые предложения и предложения по модели.
Для развития внимания, памяти, мышления учила определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. Запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности, а затем в заданной последовательности (2—3 игрушки). Запоминать и проговаривать 2—3 слова. Отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки и складывать картинки из двух, четырех частей.
Осенью 2019 учебного года после логопедического обследования перешел на второй уровень речевого развития. Речь воспитанника состоит из простых предложений из двух, трех слов, используя одно-двусложные слова. В этом учебном году задачи коррекционного обучения с этим воспитанником усложняются: продолжается работа над развитием понимания речи, активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной фразовой речи, а также подготовка артикуляционной базы для усвоения и постановки отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
Надо отметить, что работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Деятельность специалиста строится с учетом внутреннего расписания организованной образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Основная форма логопедической деятельности для детей с ОВЗ
- индивидуальные и подгрупповые занятия, которые ориентированы на психическую защищенность воспитанника, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.
Построение занятий совершенно разнообразное. В одном случае - это игра, в другом - театр, путешествие, сказка. Игровая форма занятий помогает успешно формировать все компоненты языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
Для того чтобы организованная образовательная деятельность была интересной, и наиболее доступной для понимания детей с ОВЗ использую наглядно – игровые средства, дидактический, раздаточный материал. Стараюсь включать различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти. Физкультминутки, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение, развить общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.
В развитии компонентов речи дошкольников активно использую развивающие и обучающие игры «Логомер», направленные на развитие коммуникативной сферы ребенка. Они уникальны и действуют по принципу конструктора, предоставляя возможность подготовки и проведения занятий с использованием информационных технологий по развитию фонематического слуха и связной речи, постановке звука, подготовке обучению грамоте.
В коррекционной работе с детьми использую следующие традиционные и нетрадиционные технологии здоровье сбережения:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мелкой моторики;
- биоэнергопластика;
- Су-Джок терапия;
- релаксация;
- дыхательные упражнения;
- пескотерапия;
- кинезиология
Такие формы коррекционной работы улучшают эмоциональное состояние детей, снимают утомляемость, повышают работоспособность, активизируют развитие психических процессов, развивают речь.
Работая на логопедическом пункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, строю свою деятельность в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения. Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими речевые нарушения, включают большой комплекс задач:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой.
Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, который ежедневно общается с детьми, знает их склонности, интересы и может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Воспитатели знакомятся с результатами комплексного логопедического обследования детей. Совместно с учителем - логопедом воспитатель анализирует особенности речевого развития детей и проводит коррекционную работу. С этой целью в группах заведены тетради взаимодействия, в которые я записываю задания для работы с детьми, имеющие речевые нарушения. Обозначаю звуки, над которыми на данном этапе ведется работа с тем или иным ребенком, предлагаю примерный перечень игр и упражнений по развитию фонематического слуха, уточнению и расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи. Опираясь на задания, воспитатель может планировать работу с учетом речевых проблем каждого ребенка с ОВЗ, следит за их четким и правильным произношением, осуществляет активное закрепление навыков произношения.
Тесная связь осуществляется между учителем-логопедом и педагогом- психологом, который проводит коррекционную работу по формированию психических процессов, стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки у детей с речевыми нарушениями. И самое главное в совместной работе психолога и логопеда – это создать у ребенка установку на успех.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Инструктор по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем использования на занятиях по физкультуре, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений.
Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми необходима тесная связь с музыкальным руководителем. Логоритмические упражнения также использует на занятиях музыкальный руководитель с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, развивает фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работает над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.
Успех над речевыми дефектами возможен только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. В подготовительной группе провела родительское собрание на тему «Специфика обучения детей с ОВЗ на логопункте. Роль семьи в преодоление дефектов». Ознакомила с результатами логопедического обследования детей. Проводятся индивидуальные беседы, консультации, индивидуальные занятия с ребенком по постановке и автоматизации нарушенных звуков в присутствии родителей. Ведется тетрадь для родителей с индивидуальными рекомендациями и речевым материалом, по которому они дома отрабатывают задания. Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи детям в условиях логопедического пункта.
Благодаря использованию специальных образовательных программ, применению инновационных технологий, осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития, тесной взаимосвязи в работе логопеда родителей и всех педагогов достигаются значительные результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ. У детей наблюдается положительная динамика в речевом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях массового ДОУ
Из личного опыта. Структура логоритмических занятий; задачи реализуемые на логоритмических занятиях....
Организация взаимодействия специалистов в процессе коррекционно - развивающей работы по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлена организация взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционно - развивающей работе по преодолению речевых нарушений в условиях логопедического пункта...
«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).
В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР. ...
Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-го года жизни (средняя группа), имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУс детьми 5-го года жизни (средняя группа), имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровняв условиях логопункта на 2017-2018 учебный год...
Особенности логопедической работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оно подразумевает включение в единый образовательный процесс всех ...
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов 2020 год. "Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда. Массажные ортопедические коврики на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ОВЗ
В статье описан опыт работы с детьми с ТНР с ОВЗ. Представлены некоторые игры и упражения для развития фонематического слуха, автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Эти игры могут использ...