Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта ДОУ
консультация по логопедии
Алгоритм работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_uchitelya-logopeda_s_detmi_ovz_v_usloviyah_logopedicheskogo_punkta_dou.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ
в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС.
Воспитанник с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без специальных условий.
Категории детей с ОВЗ:
- Глухие, слабослышащие, позднооглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;
- Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
- Дети с тяжелыми нарушениями речи;
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Дети с задержанным психическим развитием;
- Дети с расстройствами аутистического спектра;
- Дети с нарушениями интеллекта;
- Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в образовании: невозможность реализовать потребности данной группы детей через сеть специализированных учреждений привела к необходимости введения инклюзивного образования, т.е. внедрению детей с особыми потребностями в систему дошкольных учреждений общеразвивающего вида. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ наше законодательство обязывает учреждение общего вида создать специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:
- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- специальных учебных пособий и дидактических материалов,
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего ребенку необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
С целью осуществления коррекционной – развивающей работы с детьми с ОВЗ, на базе МБДОУ «Гимназия «Планета Детства » функционирует логопедический пункт, который обеспечивает системный подход к коррекции речевых нарушений.
Основными задачами логопедического пункта являются:
-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
-определение их уровня и характера;
-устранение разнообразных нарушений речи;
-профилактика более серьѐзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, мродителей (законных представителей) воспитанников.
Осуществление всех этих задач невозможно без комплексного сопровождения всех участников педагогического процесса.
Комплексное сопровождение - это система профессиональной деятельности команды специалистов создающей условия (социальные, педагогические, психологические, валеологические), способствующие личностному росту ребенка и его успешной интеграции в общество. Комплексное воздействие на ребенка со стороны специалистов межведомственных структур с целью выработки оптимальных путей решения проблем и коррекции нарушений развития ребенка. Сопровождение осуществляется в рамках образовательной деятельности.
Логопеды, работающие на логопункте с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работают в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальными руководителями, психологом, медицинскими работниками), родителями и воспитателями групп, регулярно информируют их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.
Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. В тесном контакте ведется работа учителей- логопедов с воспитателями общеразвивающих групп. Учитель- логопед рекомендует воспитателям при планировании занятий по физической культуре учитывать состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт, в процессе проведения занятий включение упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. В тетрадях по взаимодействию учителей-логопедов и воспитателей еженедельно планируется следующая коррекционно-развивающая работа – комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнения на развитие лексико – грамматического строя речи, упражнения для обогащения пассивного и активного словарей (в зависимости от сложности речевых нарушений), индивидуальная работа по автоматизации, дифференциации поставленных звуков (чистоговорки, скороговорки, стихи).
Успех коррекционной работы невозможен без взаимодействия учителей – логопедов с педагогом-психологом ДОУ, ведь, как известно, выпадение одной из функций влечѐт за собой и отставание в развитии психических процессов и познавательной сферы.
В начале учебного года педагог-психолог проводит диагностику развития психических процессов и социально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ. После анализа результатов обследования составляется план индивидуальной работы по коррекции высших психических функций. В течение года проводятся коррекционно- развивающие занятия на психологическом пункте ДОУ не менее 2-х раз в неделю. На занятиях в первую очередь уделяется внимание формированию мыслительных операций: обобщения, классификации, систематизации, аналогии.
Для создания единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ важно сотрудничество специалистов ДОУ с родителями детей ОВЗ. У родителей важно сформировать правильные представления об особенностях развития, потребностях детей с нарушениями речи, способствовать освоению родителями эффективных приёмов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи и, как результат, полноценного развития, адаптации в обществе, успешности ребенка.
Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.
Коррекционная работа с детьми ОВЗ на логопункте ДОУ ведется в несколько этапов.
Диагностический этап.
Коррекционно-развивающему процессу предшествует тщательное комплексное обследование детей с ОВЗ, по результатам которого планируется весь процесс коррекционно-развивающей работы. Затем происходит сбор анамнестических данных в беседе с родителями детей. По результатам диагностики в сентябре проходит заседание ПМПк ДОУ совместно с администрацией и воспитателями групп, где учитель-логопед знакомит всех с аналитической справкой по результатам обследования речи.
Организационный этап.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», принятым 21. 12. 2012 года, дети с ОВЗ должны обучаться по особой адаптированной образовательной программе. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
Следующим шагом в коррекционном процессе является создание индивидуальной рабочей программы логопеда сроком на один год, содержащей перспективный план проведения занятий по всем направлениям коррекционно- развивающей работы с данным ребѐнком ОВЗ.
Затем оставляется расписание коррекционных занятий, включение их в режимные моменты педагогического процесса ДОУ в соответствии с САНПин.
Коррекционно-развивающий этап.
Направления коррекционной работы: коррекционные занятия с детьми проводятся на логопункте детского сада в форме индивидуальных и подгрупповых занятий по индивидуальной рабочей программе (маршруту), составленной на основе программы Н.В.Нищевой для детей с ТНР.
Планируемые результаты в образовательной области «Речевое развитие»:
- Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.
- Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает свое мнение, отвечает на вопросы развернутой фразой.
- Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст без помощи взрослого, а также самостоятельно составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных картин, передает события из личного и коллективного опыта.
- Владеет соответствующим возрасту словарным запасом, способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматически согласованные сложные предложения разных типов. Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах.
- Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов).
- У детей с ОВЗ наблюдается более замедленный темп поэтапного становление речи, ограничение возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлением о том ,что они обозначают. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значению слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.
Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость.
Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Добиться положительных результатов в логопедической работе позволяют:
•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
•оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
•компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
- использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
- использование компьютерных технологий и технических средств обучения
Правильное построение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, осуществляемого учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами внутри коррекционно-развивающего пространства позволяет решить проблемы коррекции различных специфических речевых нарушений сопутствующих отклонений у детей с ОВЗ, раскрытия потенциальных возможностей ребѐнка в процессе его развития, дальнейшей социализацией в обществе.
Используемая литература.
- Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.
- Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс, 2008.
- Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. - М.: Академия, 1999.
- Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...
«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...
«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).
В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР. ...
"Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО"
Материал раскрывает основные направления работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ...
Система работы учителя-логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта
Презентация опыта работы учителя - логопеда МАДОУ....