Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта ДОУ
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Разумова Наталья Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ Детский сад 18,
городской округ Красноуфимск
Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ
в условиях логопедического пункта ДОУ
Наша действительность достаточно динамична, учителю-логопеду необходимо идти в ногу со временем и учиться взаимодействовать с изменяющимся миром. Готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это характеристики деятельности успешного учителя-логопеда.
Владение этими важными качествами невозможно без знания нормативной базы. Нам необходимо изучать разработанные нормативные документы, проводить анализ своей работы и вносить в неё необходимые изменения.
В настоящее время, количество детей с тяжелыми нарушениями речи, посещающих дошкольные образовательные учреждения, значительно возросло. Введены такие понятия, как: воспитанник с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без специальных условий; инклюзивное образование – равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; компетентность – педагогов, родителей, детей. Эти дети имеют свою специфику развития. У них встречаются трудности в восприятии всех видов, внимании, часто они подвержены повышенной эмоциональной истощаемости, а также присутствуют проблемы с речью.
В связи с введением идеологии инклюзивного образования в настоящее время учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения детей с различными структурами дефекта и оказать им всю возможную поддержку и коррекцию выявленных у них дефектов речи и познавательных процессов.
С целью своевременного выявления таких детей в нашем детском саду ежегодно проводится тщательное обследование обучающихся. Обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сбора анамнестических данных и беседы с родителями. Стартовую психолого-педагогическую диагностику провожу, основываясь на методику Е.А.Стребелевой и Н.М.Трубниковой.
Определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения, включение обучающихся в реализацию адаптированной образовательной программы осуществляется по результатам диагностики и на основе заключения ТМПМПК.
Логопед ДОУ реализующий инклюзивную практику разрабатывает коррекционный компонент, индивидуальной адаптированной образовательной программы, в рамках которого излагаются направления, формы, методы и приемы коррекционной-развивающей логопедической работы с конкретным ребенком.
Коррекционная работа в данном случае направлена:
- на обеспечение коррекции нарушений развития, различных категорий детей ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- на освоение детьми ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Работа учителя-логопеда в условиях логопункта по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано с тем, что учитель-логопед встраивается в образовательный процесс.
Деятельность строится с учетом внутреннего расписания организованной образовательной деятельности ДОУ.
Основная форма коррекционной-развивающей логопедической работы для детей ОВЗ:
- индивидуальные и подгрупповые занятия, которые ориентированы на психическую защищенность воспитанника, его комфорт и потребность в эмоциональном общении.
Моя работа построена таким образом, чтобы повысить познавательную мотивацию детей, формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия, чтобы ребенок мог работать в группе, вести диалоги с участниками образовательного процесса и окружающими, уметь отстаивать свое мнение. Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо - физического развития.
Организация развивающей предметно – пространственной среды приобретает особую значимость в работе с детьми ОВЗ, она позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательно-речевую деятельность.
В логопедическом кабинете выделила зоны для индивидуальных и подгрупповых занятий, консультативно-методической работы, информационно-коммуникативных технологий.
На занятиях использую различные дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные), игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-развивающей работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Игры, помогают усвоить либо закрепить материал, достичь поставленных дидактических задач; дают возможность диагностировать различные проявления ребёнка; выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении; вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей; эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным.
Для формирования правильного звукопроизношения использую упражнения на развитие артикуляции, речевого дыхания, слухового внимания. Физкультминутки, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно и слухо-моторную координации.
В своей деятельности систематически использую элементы современных образовательных технологий, которые способствуют развитию всех компонентов речи детей и когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления, а также повышают интерес к логопедическим занятиям.
Здоровьесберегающие технологии особенно важны для детей ОВЗ, зрительная гимнастика, голосовые и дыхательные упражнения, смена статических и динамических поз, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики, а также подвижные игры речевого характера. Они являются необходимым аспектом комплексной реабилитации детей ОВЗ, создают необходимую атмосферу, для снижения напряжения и позволяют использовать время занятия более эффективно.
Личностно-ориентированные технологии позволяют выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенком. Я организую воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Стремлюсь установить доверительные отношения с детьми, проявляя уважение к личности каждого ребенка.
Информационно-коммуникативные технологии создают условия для использования возможностей информационных ресурсов, в целях воспитания и социализации детей.
Основная идея ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации взаимодействия взрослых и детей для развития способностей каждого ребенка. Для создания единого коррекционно-развивающего пространства важно сотрудничество всех специалистов и родителями детей ОВЗ. У родителей важно сформировать правильные представления об особенностях развития, и потребностях детей с нарушениями, способствовать освоению эффективных приёмов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений и, как результат, полноценного развития, адаптации в обществе, успешности ребенка.
Благодаря использованию специальных образовательных программ, применению инновационных технологий, осуществления квалифицированной коррекции нарушений развития, тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются значительные результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...
«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...
«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).
В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР. ...
"Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО"
Материал раскрывает основные направления работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ...
Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта ДОУ
Алгоритм работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС...
Система работы учителя-логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта
Презентация опыта работы учителя - логопеда МАДОУ....