План-конспект по развитию речи "Дифференциация звуков [ж] и [ш]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
План-конспект по развитию речи "Дифференциация звуков [ж] и [ш]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_zh_i_sh.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема занятия: «Звуковая культура речи:
дифференциация звуков [ж] и [ш]»
Адъютантова С.А.
Пгт. Южно-Курильск
2021 г.
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»
Программное содержание:
Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;
-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах, чистоговорках;
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;
-способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;
-развивать артикуляционную моторику;
-способствовать развитию координации речи с движением;
-способствовать развитию зрительной памяти;
Воспитательные:
-продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу;
-воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; презентация.
Ход занятия:
-Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте, ласково посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и возьмемся за руки.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
А теперь посмотрели на гостей и улыбнулись им тоже и поздоровались: здравствуйте!!!
В.: Ребята, давайте вспомним стихотворение про то, как надо говорить и вести себя:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Ответить хочешь, не шуми,
А только руку подними.
1 этап – мотивационно- ориентировочный
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)» слайд
Воспитатель:- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.
-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)
-А сейчас встретим другого гостя.
-Послушайте загадку.
-Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (ЗМЕЯ) слайд
Воспитатель:-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.
-Как шипит змея? (шшш)
2 этап – поисковый
Воспитатель: -Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).
Воспитатель:-Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.
Жук Жужу: -Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.
Воспитатель:- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.
-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.
- А какие это звуки гласные или согласные? (согласные)
- Чем отличаются эти звуки?
-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
- А теперь звук – ш-ш-ш.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).
3 этап – практический
-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
Помогите Жужу и Шушу добраться до своего дома, и пожужжите вместе с Жужой или пошипите вместе с Шушой. слайд
В.: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж». Она называется «Засели домик».
Я буду показывать картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш (обозначим его картинкой змеи), а в правом – звук Ж (обозначим его картинкой жука). Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).
Слова: пижама, шкаф, машина, флажок. шайба, жираф, мороженое , журавль, шар, журнал.
В.: Молодцы. Давайте будем играть дальше.
Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».
Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, прожужжите ж-ж-ж-ж, если услышите в слове звук Ш, прошипите ш-ш-ш-ш.
Слова: машина, шарф, жаба, одежда, вишня, мышка, нож, кукушка, жук, лужа, мешок, карандаш, журавль, ёж, , шапка, пиджак, шар, жираф.
В.: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.
«Добавь слово»
В.: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
- И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
- Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
- И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
- Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
- Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
- Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине).
- Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
В.: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
3. Игра «Четвертый лишний» (Презентация) слайд
Воспитатель: -А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж или Ш», которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.
Итак, начали:
Картинки: шишка, шарик, кошелёк, шоколад. Какая картинка лишняя, почему? (кошелёк)
-Правильно ребята, в слове кошелёк звук «Ш» находится в середине слова, а в других словах в начале
-Сейчас назовите следующую лишнюю картинку.
Картинки: малыш, шкаф, шашки, штаны. Какая картинка лишняя, почему? Малыш лишняя, звук «Ш» находится в конце слова, а в других словах в начале.
Картинки: жираф, жвачка, жилет, мороженое. Какая картинка лишняя, почему? В слове мороженное звук «Ж» находится середине слова, а в остальных в начале.
Картинки: Лосяш, душ, матрёшка, камыш. Какая картинка лишняя, почему? В слове матрёшка звук «Ш» находится середине слова, а в других в конце.
Картинки: жёлудь, нож, морж, ёж. Какая картинка лишняя, почему? В слове жёлудь звук «Ж» находится в начале слова, а в других в конце.
Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.
Воспитатель:- А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть слайд
Хитрый ежик – чудачок (ходят по кругу)
Сшил короткий пиджачок. (показывают)
Сто иголок на груди, (стучат по груди)
Сто иголок позади. (стучат пальчиками по спине)
Ходит еж в саду по травке (ходят)
Натыкает на булавки: (пальчиками стучат по спине)
Грушу, сливу, всякий плод,
Что под деревом найдет. (показывают и наклоняются)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам (ручки за головой и идут по кругу)
Воспитатель: -Молодцы ребята.
-А следующее задание называется «Замени звук [Ш] на [Ж].»
Воспитатель: -Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»
Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …
Воспитатель: -А теперь я предлагаю вам внимательно рассмотреть картинки и найти в них слова со звуком ж или со звуком ш. слайд
«Повтори чистоговорки» слайд
Воспитатель: Сейчас самое трудное задание. Мы с вами попробуем написать маленькое стихотворение. Я начало и конец, а вы середину . Я вам конечно помогу, я показываю на картинку, а вы четко произносите это слово. слайд
Воспитатель: -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас за помощь. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними.
4 этап – рефлексивно- оценочный
Воспитатель: -А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)
-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?
-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Откуда берётся звук?"
Занятие-исследование по предмету "Оркестр"Направленность: МузыкальнаяВозраст детей: 5 лет...
План конспект НОД "Слова с определенным звуком"
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности«Слова с определённым звуком» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»...
План-конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в слогах.
План-конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в слогах....
План-конспект подгруппового занятия Тема: «Гласные звуки»
Закрепление материала....
ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию речи "Звук "К"и "КЬ"в подготовительной группе
ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию речи "Звук "К"и "КЬ"в подготовительной группе...
План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....
План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»
Занятие по развитию речи (коррекционное) с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...