План-конспект по развитию речи "Дифференциация звуков [ж] и [ш]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Адъютантова Светлана Алексеевна

План-конспект по развитию речи "Дифференциация звуков [ж] и  [ш]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_zh_i_sh.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             «Детский сад «Солнышко»

                 

                            Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

                                  Тема занятия: «Звуковая культура речи:

                                       дифференциация звуков [ж] и [ш]»

                                       

                                                                                                       Адъютантова С.А.

                                                                                     

                                                       

                                                   

                                                 Пгт. Южно-Курильск

                                                             2021 г.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Программное содержание:

Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш;

-развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах, чистоговорках;

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления и слухового внимания;

-способствовать развитию зрительного и слухового восприятия;

-развивать артикуляционную моторику;

-способствовать развитию координации речи с движением;

-способствовать развитию зрительной памяти;

Воспитательные:

-продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу;

-воспитывать интерес к занятиям;

-соблюдать правила поведения на занятии; 

Материал: картинки, в названии которых есть звуки Ж и Ш; презентация.

Ход занятия:

-Ребята, у вас хорошее настроение?   Давайте, ласково посмотрим  друг другу  в глаза, улыбнемся и возьмемся за руки.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

А теперь посмотрели на гостей и улыбнулись им тоже и поздоровались: здравствуйте!!!

В.: Ребята, давайте вспомним стихотворение про то, как надо говорить и вести себя:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

1 этап – мотивационно- ориентировочный

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а кто пришёл вы узнаете отгадав загадки.

- Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» слайд

Воспитатель:- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.

-Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)

-А сейчас встретим другого гостя.

-Послушайте загадку.

-Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (ЗМЕЯ) слайд

Воспитатель:-Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.

-Как шипит змея? (шшш)

2 этап – поисковый

Воспитатель: -Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).

Воспитатель:-Ребята, а вам не кажется, что наши гости чем-то расстроены, по моему они поссорились.

Жук Жужу: -Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.

Воспитатель:- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.

- А какие это звуки гласные или согласные? (согласные)

- Чем отличаются эти звуки

-Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук(горлышко дрожит)

- А теперь звук – ш-ш-ш.

-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук(горлышко молчит)

- Чем похожи эти звуки(оба звука – всегда твердые, согласные).

 

3 этап – практический

 -Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.

Помогите Жужу и Шушу добраться до своего дома, и пожужжите вместе с Жужой или пошипите вместе с Шушой. слайд

В.: Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давайте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж». Она называется «Засели домик».

Я буду показывать картинки со словами, в которых звук Ш или Ж. На доске домики, в левом домике живет звук Ш (обозначим его картинкой змеи), а в правом – звук Ж (обозначим его картинкой жука). Тот, кого я вызову, подойдёт к доске и поселит слово где есть такой звук как у домика. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети).

 Слова: пижама, шкаф, машина, флажок. шайба, жираф, мороженое , журавль, шар, журнал.

В.: Молодцы. Давайте будем играть дальше.

Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, прожужжите ж-ж-ж-ж, если услышите в слове звук Ш, прошипите ш-ш-ш-ш.

Слова: машина, шарф, жаба, одежда, вишня, мышка, нож, кукушка, жук, лужа, мешок, карандаш, журавль, ёж, , шапка, пиджак, шар, жираф.

В.: Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.

«Добавь слово»

В.: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.

  1. И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

  1. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

  1. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
  2. Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

  1. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
  2. Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

  1. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

В.: -Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.

3. Игра «Четвертый лишний» (Презентация) слайд

Воспитатель: -А сейчас давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж или Ш», которые прячутся в начале, в середине и конце слова, одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

Картинки: шишка, шарик, кошелёк, шоколад. Какая картинка лишняя, почему? (кошелёк)

-Правильно ребята, в слове кошелёк звук «Ш» находится в середине слова, а в других словах в начале

-Сейчас назовите следующую лишнюю картинку.

Картинки: малыш, шкаф, шашки, штаны. Какая картинка лишняя, почему? Малыш лишняя, звук «Ш» находится в конце слова, а в других словах в начале.

Картинки: жираф, жвачка, жилет, мороженое. Какая картинка лишняя, почему? В слове мороженное звук «Ж» находится середине слова, а в остальных в начале.

Картинки: Лосяш, душ, матрёшка, камыш. Какая картинка лишняя, почему? В слове матрёшка звук «Ш» находится середине слова, а в других в конце.

Картинки: жёлудь, нож, морж, ёж. Какая картинка лишняя, почему? В слове жёлудь звук «Ж» находится в начале слова, а в других в конце.

Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.

Воспитатель:- А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть слайд

Хитрый ежик – чудачок (ходят по кругу)
Сшил короткий пиджачок. (показывают)
Сто иголок на груди, (стучат по груди)
Сто иголок позади. (стучат пальчиками по спине)
Ходит еж в саду по травке (ходят)
Натыкает на булавки: (пальчиками стучат по спине)
Грушу, сливу, всякий плод,
Что под деревом найдет. (показывают и наклоняются)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам (ручки за головой и идут по кругу)

Воспитатель: -Молодцы ребята.

-А следующее задание называется  «Замени звук [Ш] на [Ж]

Воспитатель: -Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»

Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …

Воспитатель: -А теперь я предлагаю вам внимательно рассмотреть картинки и найти в них слова со звуком ж или со звуком ш. слайд

«Повтори чистоговорки» слайд

Воспитатель:  Сейчас самое трудное задание. Мы с вами попробуем написать маленькое стихотворение. Я начало и конец, а вы середину . Я вам конечно помогу, я показываю на картинку, а вы четко произносите это слово. слайд

Воспитатель: -Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас за помощь. Давайте проводим наших гостей и попрощаемся с ними.

4 этап – рефлексивно- оценочный

Воспитатель: -А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей)

-С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Откуда берётся звук?"

Занятие-исследование по предмету "Оркестр"Направленность: МузыкальнаяВозраст детей: 5 лет...

План конспект НОД "Слова с определенным звуком"

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности«Слова с определённым звуком» по образовательной области «Речевое развитие»  в старшей группе»...

План-конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в слогах.

План-конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в слогах....

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию речи "Звук "К"и "КЬ"в подготовительной группе

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия по развитию речи "Звук "К"и "КЬ"в подготовительной группе...

План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...