Логопедическая ритмика... Что это?
статья по логопедии
В данной статье кратко описаны цель и задачи логопедической ритмики, построение занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_ritmika.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика … Что это?
Логопедическая ритмика может быть определена, как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия на неречевые и речевые функции лиц с нарушениями речи.
Когда наш детский сад стал логопедическим, я задумалась, как помочь детям, что я могу сделать на своих музыкальных занятиях. Оказалось, что существует логоритмика. Узнав об этом, я закончила курсы Волковой Г.А.. Это были первые курсы в Санкт- Петербурге по логоритмике для музыкальных руководителей. Сначала было очень тяжело: ничего непонятно, а профессиональную терминологию не понимала совсем, но постепенно все встало на свои места, и к концу курсов мы все начали что-то понимать.
После окончания курсов мы, а это больше 20 музыкальных руководителей, стали логоритмистами. Большую помощь в освоении этой методики коррекционной работы на практике, мне оказывали наши логопеды, они знакомы с ней с института. Начинать было страшно, но интересно.
Я работаю музыкальным руководителем уже больше 30 лет и половину этого срока, регулярно провожу логоритмические занятия.
Расскажу немного о целях и задачах.
Итак, целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- Оздоровительные: укрепление костно-мышечной системы; развитие дыхания (диафрагмально-брюшного); воспитание правильной осанки, походки; укрепление сердечнососудистой системы, эндокринной и т.д..
- Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; воспитание таких параметров моторики как – объем движений, точность, переключаемость, длительность удерживания движений; координация движений.
- Воспитательные: содействие умственному, умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.
- Коррекционные: обусловлены поэтапностью логопедической работы при нарушении речи.
В логопедическом воспитании можно выделить 2 основных звена:
I звено: развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией
Развитие слухового восприятия, внимания и памяти;
Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;
Развитие оптико-пространственных представлений и зрительной ориентации на собеседника;
Развитие координации и переключаемости движений;
Воспитание чувства темпа и ритма в движении;
Воспитание личностных качеств.
II звено: развитие речи и коррекция речевых нарушений
Воспитание темпа и ритма дыхания;
Развитие орального праксиса;
Развитие просодии речи;
Воспитание фонематического слуха;
Воспитание темпа и ритма речи;
Обогащение и активизация словарного запаса;
Коррекция речевых нарушений с учетом двигательных возможностей детей на специально подобранном речевом и музыкальном материале.
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 20 – 35 минут, в зависимости от возраста детей, этапа логопедической коррекции и физического состояния детей.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма с использованием наглядного материала стимулирует потребность в общении, развивает речевое подражание, моторику, рождает эмоционально – эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности. Частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что удобно организационно, либо знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. Затем проводится игрогимнастика, вокальное музицирование или речедвигательные игры и такие упражнения, как дыхательно – артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи.
В центральную часть занятия целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Далее проводятся танцевально-ритмические упражнения или элементарное музицирование. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж или пальчиковая гимнастика.
Задачей заключительного этапа является сохранение эмоционального заряда и состояние внутреннего комфорта. Для этого, в конце занятия, педагог подводит и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.
Конечно, это не догма, последовательность логоритмических заданий, игр и упражнений может варьироваться. Это зависит от речевого нарушения, состояния двигательной сферы детей, от коррекционных задач и так далее.
Подготовка к занятиям и их проведение требует от педагогов не мало времени и сил. Но все это компенсируется, когда видишь заинтересованные лица детей, и понимаешь, что это реально помогает.
Музыкальный руководитель Фадеева Н.К.
07.02.2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...
Логопедическая ритмика - занятие или игра?
При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополня...
статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"
Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...
логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы по преодолению заикания
Приведены логоритмические упражнения и игры для коррекциии заикания....
логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией
Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....
Логопедическая ритмика в рамках коррекционно-развивающей работы ДОУ
Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической рит...
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...