Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ТНР (лексическая тема "Дикие животные")
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Мутрескова Нина Викторовна

В данном занятии содержатся логопедические игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме "Дикие животные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 Фрунзенского района  Санкт-Петербурга

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ТНР

(лексическая тема "Дикие животные")

                                                                              Подготовила учитель-логопед

                                                                                    Мутрескова Н. В.

                                                                         

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе по лексической теме: "Дикие животные".

Цель: Развитие лексических значений по теме: "Дикие животные" через логопедические игры.

Задачи:

Образовательные: 1. Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.

2. Уточнение и расширение словаря по данной теме.

3. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в творительном, предложном падежах; развитие умения образовывать названия детенышей животных).

4. Формирование обобщающего понятия дикие животные.

Коррекционные: 1. Активизация речевой деятельности детей.

2. Развитие диалогической речи.

3. Развитие мышления, внимания, памяти.

4. Развитие зрительного и слухового внимания.

5. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательные: 1. Формирование положительной установки на участие в занятии.

2. Формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

3. Воспитание бережного отношения к животным.

Оборудование: игрушечные персонажи "заяц, белка, медведь, ёж лиса",  картинки с изображением диких животных большого и маленького формата, картинки с изображением детёнышей животных, предметные картинки с изображением "еды" для животных, жилища животных, картинки с изображением домашних животных для игры "путаница", мяч, игра "Найди различия".

Предварительная работа:  чтение русской народной сказки "Заюшкина избушка", рассматривание иллюстраций по теме.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, вспомните мы с Вами читали сказку "Заюшкина избушка", каких героев вы запомнили, о каких животных там говорилось (ответы детей). Это все дикие животные. Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают еду.

 2. Основной этап.

Послушайте загадку: Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. (Заяц). Правильно.     Показываю игрушечного зайку.

Игра "Найди малышей". Заяц нам принес задание. Он просит помочь  мамам найти своих малышей. Вешаю на доску картинки с изображением диких животных, детям раздаю картинки с изображением детёнышей. Дети по очереди подходят и прикрепляют нужную картинку. Затем, с моей помощью, называем детенышей. У лисицы - лисята, у медведицы - медвежата и др.

Послушайте следующую загадку:

Быстрый маленький зверёк по деревьям скок-поскок. (Белка)

 Показываю игрушечную белку.

Игра "Угости животных". Белочка нам тоже принесла задание.  У неё в корзинке много еды, и мы сейчас будем угощать животных. Вешаю на доску картинки с изображением диких животных. Дети по очереди берут из корзинки картинку с нарисованной едой (орешки, морковка, мед, яблоки и др)  и вешают их рядом с подходящим животным. Обязательно проговариваем предложения: "Я угощу медведя медом." Молодцы! Всех животных накормили.

Послушайте ещё загадку: Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (медведь).  

Игра "Найди различия". Показываю медведя. Медведь нам предлагает поиграть в игру "Найди различия".

Показываю две похожие картинки. Дети по очереди находят отличия. Побуждаю  и помогаю детям отвечать полными предложениями.

Зайке холодно сидеть,          (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть.      (Встать, потереть ладошки друг о друга)

Лапки вверх, лапки вниз,     (Поднять руки вверх, опустить)

На носочках подтянись.       (Встать на носочки, потянуться вверх)

Лапки ставим на бочок,        (Поставить руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок.  (Прыжки на месте)

А затем вприсядку,                (Делать приседания)

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,         (Прыжки на месте)

Он подпрыгнул десять раз.

 Молодцы. А сейчас выполним пальчиковую гимнастику.

                                                                                 

Пальчиковая гимнастика:  

Сидит белка на тележке,                                 Хлопки ладонями и удары кулаками

Продаёт она орешки:                                      друг о друга попеременно.

Лисичке-сестричке,                                        Загибают по одному пальцу, начиная

Воробью, синичке,                                          с большого пальца.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                                                 Ритмичные хлопки ладонями и удары

Кому в зобок,                                                   кулаками.

Кому в лапочку.

Послушайте ещё загадку: Под соснами, под ёлками живёт клубок с иголками. (Ёж).

Игра "Путаница". Показываю ежа. Ёжик нам предлагает поиграть в игру "Путаница". Нам нужно разложить картинки с дикими и домашними животными. Вешаю на доску слева картинку с изображением леса, справа с изображением деревни. Дети по очереди берут картинку, определяют какое животное (домашнее или дикое) и вешаю на доску в нужное место. Проговаривая: лиса - это дикое животное, кошка это - домашнее  животное.

Послушайте следующую загадку:

Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.  (Лиса)

Игра "Кто где живёт?"Показываю детям игрушечную лису. А лисичка-сестричка предлагает нам поиграть с мячом в игру "Кто где живёт?" Кидаю детям мяч и показываю картинку с изображением жилища животного. Ребёнок ловит мяч и по картинке называет жилище данного животного. Лиса живет в норе, белка живёт в дупле, медведь живёт в берлоге и др.

3. Организация окончания. Итог занятия.

Ребята, Вы молодцы. Нашим гостям пора возвращаться к себе в лес. Давайте вспомним, в какие игры мы играли.? Какая игра больше понравилась?

Оценка работы детей.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Транспорт»

Вид непосредственной образовательной деятельности: Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи.  Тема: Лексическая тема:...

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речи по лексической теме «Весеннее пробуждение»

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ФФН речипо лексической теме «Весеннее пробуждение»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Предлоги В - НА »

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.Тема: «Предлоги В -  НА »...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе. Тема. Винительный падеж существительных . «Овощи»

Вашему вниманию представлен подробный конспект  занятия  по формированию  лексико-грамматичского строя  речи в средней логопедичексой группе....