Программа работы семейного клуба «Речевичок»
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Людмила Ивановна Глазунова

   Объединение общих усилий    специалистов дошкольного  образовательного  учреждения  и  семьи   в единую систему  сопровождения и поддержки ребёнка в дошкольном  образовательном учреждении и дома является не только  одной и задач, но и важнейшим  условием  осуществления воспитательно-образовательного процесса  и повышения качества образования в  ДОУ.         Данная программа  предусматривает организацию коррекционно-развивающей работы  с  детьми    младшего  дошкольного возраста в процессе организации  развивающего  взаимодействия детей и родителей  в ходе  увлекательной  совместной  игровой и коммуникативной  деятельности.

Цель программы: содействие совершенствованию  подвижности   речевого  аппарата, развитию психических   процессов   и формированию  грамматически правильной  речи в  процессе  совместной деятельности  детей и родителей. Участники клуба: дети и родители  старшей  группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevichok_1.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад  №1599»

   

Программа работы семейного  клуба

«Речевичок»

                                                     

                                                             учитель-логопед  Глазунова Л.И .

                                                              

             

Принято

на Педагогическом совете ДОУ

Протокол №____

от «___»_____________2022г.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующая

ФГБДОУ  «ЦРР-детский  сад  № 1599»

___________________________

Т.Д. Кокорина

от «____»________2022__г.

                              Положение  о семейном клубе «Речевичок»

1.   Общие положения.

 1.1.Семейный родительский клуб создан на базе ФГБДОУ «ЦРР- детский  сад  №  1599»   с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение  и создания системы  взаимодействия с  семьёй  по  вопросам коррекционно-развивающей  работы с детьми, имеющими  речевые  нарушения.

 1.2. Основными принципами Семейного клуба являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.

 1.3. Задачами Семейного клуба являются:

-актуализация  проблемы сформированности  правильного  произношения,  фонематического  слуха,  грамматического  строя и  связной  речи для  дальнейшей успешности ребёнка, в  частности в  процессе школьного  обучения.

- формирование  у родителей   представлений об уровне  речевого развития   своего  ребёнка

 -повышение психолого-педагогической культуры родителей по  вопросам   организации  коррекционно-развивающего  взаимодействия  с  детьми;

 -   обогащение детско-родительские взаимоотношений   в  процессе организации    развивающего  взаимодействия   в  ходе  игровой  и  коммуникативной  деятельности.

- создание совместных условий ( семья – ДОУ) для   успешного осуществления  коррекционно-развивающей  работы  с  детьми.

- содействие  развитию речи и  других познавательных психических  процессов  воспитанников

 1.4. Участниками Семейного клуба являются  дети 4-5 лет, посещающие дошкольное образовательное учреждение, их родители, учитель-логопед.

 1.5. Семейный клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением.

2. Права и обязанности участников.

 2.1. Родители – члены Семейного клуба имеют право:

 - на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам  речевого развития;

 - на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

 - на высказывание собственного мнения и обмен опытом взаимодействия   с  детьми;

 - давать оценку эффективности работы Семейного клуба в целом и по отдельным вопросам;

 - участвовать в планировании работы Семейного клуба.

 2.2. Дошкольное образовательное учреждение имеет право:

 - на выявление, изучение и распространение положительного опыта воспитания;

 - на внесение корректировки в план работы Семейного клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности;

 2.3. Дошкольное образовательное учреждение обязано:

 - планировать работу Семейного клуба в соответствии с выявленными  проблемами  речевого  развития детей  и запросами родителей  

- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

 - соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

 2.4. Родители – члены Семейного клуба обязаны:

 - уважать мнение друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

 - соблюдать принцип конфиденциальности в работе Семейного клуба;

 - принимать активное участие в работе Семейного клуба.

 

3. Организация деятельности.

 3.1.Работа Семейного клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.

 3.2. Работа Семейного клуба планируется по результатам мониторинга детского  развития  и  опроса родителей.

 3.3. Занятия  проводятся   1  раз  в неделю  в вечернее время, Продолжительность  занятий  30 минут.

 3.4. Формы организации работы Семейного клуба:

 - консультации;

 - семинары-практикумы;

 -  интегрированные занятия;

 - практикумы;

  - обсуждение и распространение опыта  семейного воспитания.

   4. Административная поддержка деятельности.

 4.1. Создание материально-технических условий для деятельности Семейного клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.

 4.2. Поддержка и участие в организации мероприятий Семейного клуба с целью оценки деятельности учителя-логопеда по работе с родителями.

 4.3. Участие в итоговых заседаниях Семейного клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Семейного клуба в целом.

 

 5. Документация.

 5.1. Анкеты родителей-членов Семейного клуба.

 5.2. Программа  работы Семейного клуба. 

5.3. Журнал  посещений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Речь – одно из  важнейших приобретений   ребёнка  в дошкольном  детстве, которое позволяет познавать  окружающий  мир,  общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную  роль в развитии   и  становлении личности. Поэтому развитие  речи  дошкольников  является одной  из приоритетных  задач  развития,  воспитания  и  обучения в  детском  саду. В последние  годы отмечается     увеличение  количества  детей,  имеющих  нарушения  речи.  По  статистике  70-90% детей, посещающих  дошкольные  учреждения, имеют проблемы   с  речевым  развитием. В связи  с этим  возрастает     актуальность сотрудничества участников образовательного процесса. Перед  всеми  участниками  педагогического процесса  стоит общая  задача,  которая  сводится  к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи дошкольникам с проблемами в речевом развитии.

      В настоящее время объединение общих усилий    специалистов дошкольного  образовательного  учреждения  и  семьи   в единую систему  сопровождения и поддержки ребёнка в дошкольном  образовательном учреждении и дома является не только  одной и задач, но и важнейшим  условием  осуществления воспитательно-образовательного процесса  и повышения качества образования в  ДОУ. Родители  должны  быть не просто потребителями  образовательной  услуги, но и активными участниками    воспитательно-образовательного процесса. Данная программа  предусматривает организацию коррекционно-развивающей работы  с  детьми    младшего  дошкольного возраста в процессе организации  развивающего  взаимодействия детей и родителей  в ходе  увлекательной  совместной  игровой и коммуникативной  деятельности.

Цель программы: содействие совершенствованию  подвижности   речевого  аппарата, развитию психических   процессов   и формированию  грамматически правильной  речи в  процессе  совместной деятельности  детей и родителей. Участники клуба: дети и родители  средней   группы.  Совместная  деятельность   организуется на основе игрового  сюжета  с использованием разнообразного дидактического материала. В  ходе  развивающего  взаимодействия  с  детьми родители  знакомятся  с коррекционно-педагогическими  технологиями по формированию   правильного  звукопроизношения, наблюдают  за  своим  ребёнком в процессе речевого  взаимодействия, за  имеющимися  трудностями и   успехами,  являются  активными  участниками    образовательной  деятельности.

В  основе  программы   лежат  взгляды отечественных   учёных   Т.Филичевой и,  Г.  Чиркиной о  необходимости ранней диагностики речевого  развития  и  организации коррекционно-развивающих   занятий  с  привлечением  родителей.

Содержание программы  включает  игры и  упражнения на  формирование  артикуляционной  моторики, речевого  аппарата, правильного  речевого  дыхания, общей и мелкой  моторной  сферы, грамматического  строя,  связной  речи и эмоциональной   сферы.  

Основной единицей  образовательного процесса   является образовательная  ситуация – форма совместной     деятельности педагога, детей и родителей, которая планируется и специально организуется    с целью   решения  определённых  задач  речевого развития.

Организация  развивающего  взаимодействия   с детьми и родителями  планируется   1 раз  в неделю.

Принципы  организации  работы:

  • Системный  подход к организации  развивающего  взаимодействия  детей  и родителей
  • Активное сотрудничество всех участников педагогического процесса (педагогов,  детей, родителей).
  • Организация развивающего взаимодействия  на основе    ведущих  видов   деятельности:  игра, общение  с  взрослыми  и  сверстниками.
  • Интеграция различных  видов    детской деятельности, объединённых одной темой: игровой, коммуникативной, двигательной, продуктивной.
  • Дать возможность  приложить самостоятельное усилие к выполнению
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Радоваться успехам. Успех – обязательное  условие!

                         

Возрастные  особенности  детей  4-5  лет

Дети  4-5 лет  стремятся  к  самоутверждению  в коллективе сверстников, проявляют избирательность   в  общении с ними.  В игровом  общении  ориентируются на  ролевые  высказывания  партнёров. Осваивают  умения  диалогической  речи: в  разговорном  общении  пользуются  разными  типами  предложений, замечают  неточности  и  ошибки  в   своей  речи  и речи  товарищей, формулируют  вопросы  поискового  характера. Осваивают  умения монологической  речи:  составляют  описательные  рассказы  о предметах, рассказы  из личного  опыта, самостоятельно пересказывать  литературные  произведения, составлять  рассказы  об игрушках, отгадывать и составлять  описательные  загадки, пользоваться   элементарными  формами  объяснительной речи. Активный  словарь  ребёнка  составляет  более  3000 слов. Дети  свободно  пользуются  в  речи  простыми предложениями, правильно  используют суффиксы  и  приставки  при словообразовании, способны  овладевать  произношением  трудных  звуков -  свистящих, шипящих, сонорных. 4-5  лет -  сензитивный  период для развития  внятной, эмоционально-выразительной  речи.

Задачи  развития  речи  детей

- Способствовать  формированию  правильного  положения  губ  и  языка  при  выполнении артикуляционных упражнений.

- Формировать  правильный речевой  выдох.

- Развивать  ориентировку в  пространстве, координацию  в системе   рука-глаз при проговаривании речевых  игр.

- Способствовать  формированию  грамматически и  логически  правильной  речи.

- Активизировать  словарный  запас.

                                       Задачи  работы  с родителями

- Актуализировать проблемы сформированости  правильного  произношения,  фонематического  слуха,  грамматического  строя и  связной  речи для  дальнейшей успешности ребёнка, в  частности в  процессе школьного  обучения.

- Формировать  представления об уровне  речевого развития   своего  ребёнка.

 -Содействовать повышению психолого-педагогической культуры родителей по  вопросам   организации  коррекционно-развивающего  взаимодействия  с  детьми;

 - Способствовать обогащению детско-родительские взаимоотношений   в  процессе организации    развивающего  взаимодействия   в  ходе  игровой  и  коммуникативной  деятельности.

- Создавать совместные условия ( семья – ДОУ) для   успешного осуществления  коррекционно-развивающей  работы  с  детьми.

- Содействовать формированию   у  родителей навыков     развивающего  взаимодействия с  детьми.

СОДЕРЖАНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ

   

МЕСЯЦ: Сентябрь

Занятие № 1 Тема: «Веселый язычок»

Программное содержание:

  1. Способствовать правильному положению губ, языка при выполнении артикуляционных упражнений.
  2. Развивать координацию в системе «рука-глаз»
  3. Развивать координацию, зрительного и слухового анализаторов с движениями головы, туловища, конечностей.
  4. Развивать связную, грамматически и логически правильную речь.

Приемы:

  1. В гости к язычку (артикуляционная гимнастика).
  2. Рисование своего рта.

Речевая игра: «У нашего котища»

Занятие № 2 Тема: «Друзья-звуки»

     Программное содержание:

1.Способствовать формированию правильного речевого дыхания.

2. Способствовать правильному закреплению звуков (д-т-г) в речи.

3. Развивать ориентировку в пространстве и пространственного воображения.

4. Развивать связную речь.

Приемы:

  1. Дыхательная гимнастика (звуки а,и,о,у,ю,э,я,в,ч,с).
  2. Проговаривание чистоговорок на звуки (д,т,г).

Речевая игра «гномы».

Занятие № 3 Тема: «Ученые гномы»

     Программное содержание:

     1. Способствовать правильному произношению звуков (д-д; т-т; г-г).

     2. Развивать грамматически правильную речь.

     3. Развивать сообразительность, концентрацию внимания.

     Приемы:

  1. Проговаривание чистоговорок (д-д; т-т; г-г)
  2. Имитация логопед рифмовки «Сон»

     Рисование сна пальцем по воздуху.

  1. «Чем отличаются картинки».

Занятие № 4 Тема: «Друзья»

      Программное содержание:

  1. Развивать мимическую мускулатуру.
  2. Развивать эмоционально-волевую сферу.
  3. Формировать черты гармоничной личности (дружбы, уважения, самоуважения).

      Приемы:

  1. Пиктограммы.
  2. Игры с именем («Дрозд», «Смешинка»).

Речевая игра: «камарики»

МЕСЯЦ: Октябрь

Занятие № 1 Тема: «Береги животных»

Программное содержание:

1.Формировать грамматически правильную речь

2.Активировать словарь по теме «Животные и их детеныши»

3.Формировать умение слушать другого, выполнять упражнение по показу, указанию.

Приемы:

     1. «Кто, как голос подает» (животные и их детеныши)

  1. Психогимнастика «Лягушки»

3. «Помоги животным встретится» (описание-загадка)

РЕЧЕВАЯ ИГРА «РАК»

Занятие № 2 Тема: «фантазеры»

     Программное содержание:

1. Развивать фонетический слух, мышление, память, воображение

2. Формировать грамматически правильную речь

3. Способствовать использованию в речи различной интонации

Приемы:

  1. Фонетическая разминка на звуки (а,б,г,д,и,м,н,п,ф,с,т,у).
  2. «Где и для чего применим» (одеяло, помидор, гвоздь)

3.  «На что похоже» (вата,дым,слезки)

Занятие № 3 Тема: «Дышим ровно»

     Программное содержание:

     1. Развивать речевое дыхание, голос

     2. Развивать память, мышление, пространственное воображение

     3. Развивать координацию зрительного и слухового анализатора

     4. Развивать мелкую моторику

     Приемы:

  1. «Сдувание с ручки», «Подуй на ушибленное место», «Душистое яблоко»
  2. «Что какие звуки имеет»
  3. «Чьи хвосты»
  4. Пальчиковая игра «Мышка»

РЕЧЕВАЯ ИГРА «ИНДЮК»

Занятие № 4

Программное содержание:

  1. Развивать речевое дыхание
  2. Развивать координацию движений глаз
  1. Формировать грамматически правильную речь

      Приемы:

  1. «Надуем щеки», «Вдыхаем ровно»
  2. Упражнение для глаз

     3.  Употребление в речи ед.и мн.ч. существительных

РЕЧЕВАЯ ИГРА «РАК»

МЕСЯЦ: Ноябрь

Занятие № 1 Тема: «Зайки»

Программное содержание:

1.Развивать фонематическое восприятие

2.Способствовать формированию связной грамматически правильной речи

3.Развивать воображение, внимание, наблюдательность

Приемы:

     1. «Доскажи словечко» (по картинкам)

2.   Словообразование

Назови ласково котенка

Опиши «какой он»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «КОМАРИКИ» «ГУСЬ»

Занятие № 2 Тема: «чудеса»

     Программное содержание:

1. Учить развивать мышцы рук, головы, конечностей

2. Развивать внимание сообразительность

3. Развивать ориентировку в пространстве пространственного воображения.

4. Способствовать развитию навыков общения.

Приемы:

  1. «Что пропало»
  2. «Упражнение по снятию тонуса»
  3. «Использование в речи предлога «под»

      Речевые игры: «гусь» «мы кого то видели»

Занятие № 3 Тема: «умельчики»

     Программное содержание:

     1. Развивать мелкую моторику руки

     2. Способствовать развитию выразительности речи

     3. Формировать умение слушать другого, выполнять упражнение по показу  

     4. Развивать мышление сообразительность  

     Приемы:

  1. Пальчиковая разминка

«Пальчики-утята»

  1. «угадай предмет»
  2. «что не так» (цветовые комбинации)

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «КОЗА» «МЫ КОГО ТО ВИДЕЛИ»

Занятие № 4 Тема: «мы писатели»

     Программное содержание:

  1. Развивать речевое дыхание фонематический слух
  2. Способствовать формированию связной речи
  3. Развивать ориентировку в пространстве наблюдательность

      Приемы:

  1. «дыхательные упражнения на звуки (м,н,в,т.ф,х)»
  2. «пошла мышка на базар», «подскажи слово»

     3.  Время года…. Найди круглое квадратное

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «КОЗА», «ГНОМЫ»

МЕСЯЦ: ДЕКАБРЬ 

Занятие № 1 Тема: «Рассказы невелички»

Программное содержание:

1.Способствовать развитию связной речи

2.Развивать мышление, воображение, память

3.Развивать навыки общения и культурного поведения.

Приемы:

     1. Составление рассказов по серии картинок.

     2. «Кто что делает»

«Найди лишнее»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «коза» «мы кого то видели»

Занятие № 2 Тема: «Сообразилия - страна»

     Программное содержание:

1. Развивать внимание, мышление, память

2. Развивать координацию в системе «рука-глаз»

3. Развивать фонематический слух, восприятие

Приемы:

  1. Собери тропинку (игровой материал)
  2. Найди лишнее
  3. На (т) – остановись
  4. Собираем цветок из бусинок

 Речевые игры «коза»

Занятие № 3 Тема: «мы выросли»

     Программное содержание:

     1. Развивать просодию и творчество детей

     2. Закреплять произношение (с) – в чистоговорках

     3. Развивать координацию зрительного и слухового анализаторов

     Приемы:

  1. Чистоговорки (с)
  2. «Маленький большой» (изменение голоса)

      игровой материал «кто как кричит»

      3.   Употребление в речи предлога (на)

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «КОБРА» «В ЛЕС»

Занятие № 4 Тема: «посидим на поляне»

     Программное содержание:

  1. Развивать зрительное внимание.
  2. Развивать пантонимические способности, сообразительность  
  3. Развивать фонематический слух

      Приемы:

  1. Угадай лишнее
  2. Веселая полянка(игра № 7) (игры со звуками)

     3.  Найди каждой капле дом (игровой материал)

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «кобра»

МЕСЯЦ: ЯНВАРЬ

Занятие № 1 Тема: «Одеваться пора»

Программное содержание:

1.Расширить кругозор детей по теме «одежда»

2.Научить использовать в речи слова «надевать», «одевать»

3.Развивать правильную, связную речь

Приемы:

     1. Рассматривание картинок

     2. «угадай куда наденем»

3. «Одеваем Машу»

4. «Надеваем шляпу»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «в лес» «мы кого то видели»

Занятие № 2 Тема: «Воображалки»

     Программное содержание:

1. Закрепить пройденные на занятии № 1 по теме «Одежда» + «Обувь»

2. Развивать мелкую моторику память, мышление, воображение

Приемы:

  1. Оденем медведя «без чего не бывает»
  2. Пальчиковый тренинг «пальчики-утята»
  3. глухие телефоны «что увидел расскажу»

 Речевые игры «гномы»

Занятие № 3 Тема: «повара»

     Программное содержание:

     1. Закрепить название посуды и продуктов питания, а так жк предназначения

     2. Развивать мелкую и общую моторику, фонематический слух

     3. Развивать воображение

     Приемы:

  1. Картинки игрушечная, натуральная посуда, муляжи продуктов
  2. Лекала посуды для штриховки
  1. «Услышишь хлопни»
  2. «Дорисуй, что не дорисовал художник»
  3. Д/и «Собери чайник» П/и «Мы кого то видели»

Занятие № 4 Тема: «Фокусники»

     Программное содержание:

  1. Способствовать правильному произношению звуков (в, в,` ф, ф,`)
  1. Развивать связную логическую речь
  2. Развивать концентрацию внимания

      Приемы:

  1. Чистоговорки на звуки (в-ф)
  2. «Дополни п словом слово-звуком
  3. «Рисование пальцем носом в воздухе»

«Чего не стало» «Сложи открытку»

4. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «Самовар»

МЕСЯЦ: ФЕВРАЛЬ

Занятие № 1 Тема: «Умницы и умники»

Программное содержание:

1.Закрепить правильно согласование существительных с глаголами (что делает)

2.Способность прав, артикулир-ю при (с)

3.Развивать общую моторику, речевое дыхание

Приемы:

     1. Картинки «Кто. Что делает»  

     2. Артикуляционная гимнастика в стихах «Улыбка», «забор», «горка». «лопатка», «змейка», «усы».

3. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «лось» «кобра»

Занятие № 2 Тема: «Трудные звуки»

     Программное содержание:

1. Закрепить (с) – в прямых обратных слогах

2. Закрепить правильное образование притяжательных, прилагательных.

3. Развивать фонетический слух, слуховое внимание

Приемы:

  1. Картинное лото «чей хвост, чья голова»
  2. Звуковые ряды Са-Со-Сы-Су; Да-да-до-до-до-ды-ды-ды-ду;

          Кот-кот-Дод-кот-кот-кот

  1. Фонетическая разминка
  2. Пальчиковая гимнастика: «Апельсин»

 Речевые игры «Книжки» , «Шарик».

Занятие № 3 Тема: «В стране добрых фей»

     Программное содержание:

     1. Закрепить (з) в слогах

     2. Закрепить артикуляцию в (ц)

     3. Закрепить образование уменьшительно-ласкательных существительных

     4. Развивать общую и мелкую моторику, память.

     Приемы:

  1. Речевая миниатюра
  2. «задуй свечу»
  3. «Классификация картинок с уменьшительно-ласкательным»
  4. «Пробеги по дорожке», «Пальчиковые игры», «Дружба».
  5. Дополни П - рисунком

МЕСЯЦ: Март

Занятие № 1 Тема: «Дикие животные»

Программное содержание:

1.Закрепить правильно согласование прилагательных с существительным

2.Закрепить образование мн.числа существительных от ед.числа

3.Закрепить произношение (с,з,ц) в словах, слогах.

4. Развивать память внимание

Приемы:

     1. Речевая миниатюра «Зайчики»  

     2. Д/и «Чьи хвосты», «Чья голова»

3. Классификация картинок по группам ед.ч, мн.ч.

4. Чистоговорки (с,з,ц)

5. Пальчиковые игры «Домик», «Дружба».

6. «Без чего не бывает»

Занятие № 2 Тема: «Путешествие по лесу»

1. Развивать слуховое внимание речевое дыхание, мимическую мускулатуру

2. Развивать правильное грамматическое оформление речи

3. Воспитывать чувство взаимопомощи  

Приемы:

  1. Р/и «Слово-неприятель», «Кто, как голос подает», «что какие звуки издает»

     2.  «Задуй свечку», «загони мяч в ворота»

     3.  Выкладывание из семечек диких животных

4.  Работа в парах «Собирание тропинки»

 Занятие № 3 Тема: «Предлоги»

     1. Формировать правильное употребление предлогов: «из-за», «из-под», «на»,      

         «за», «под», в речи и согласовании с существительными, прилагательными

     2. Развивать общую моторику, мимическую мускулатуру фонемат. Слуха

     3. Развивать выразительность речи

     Приемы:

  1. Картинки, игрушки: Д/и «Где спрятались звери?»
  2. «Чей кружок быстрее соберется» (овощи,звери,дистья)  
  3. «Угадай чей голос»
  4. «Сравни: мед и горчицу, солнце и снег».
  5. Игра «Домики» (с обручами)
  6. Р\и «дождик бегает по крыше», «не пора ли пробежаться и местами поменяться»

Занятие № 4 Тема: «Наши уши слышат все»

1. Учить детей различать фонемы, выполнять действие по образцу указанию, показу.

2. Развивать координацию речи с движением

3. Развивать мелкую моторику, внимание

4. Учить выделять первый звук в слове

Приемы:

1. различение фонемы

2. «Изобрази без слов»

3. М/и «Жили у бабуси»

4. Пальчиковые игры: «Четыре братца»

5. Р/и «Мы кого то видели»

6. «Выделите первый звук»

7. «Составь фигуру, статую»

МЕСЯЦ: Апрель

Занятие № 1 Тема: «Волшебный кубик»

Программное содержание:

1.Учить составлять описательный рассказ о герое, животном  

2.Закрепить предлоги (на, над, под)  

3.Закрепить в речи относительные прилагательные

4. Развивать фонематическое восприятие

Приемы:

      1. «Азбука» (кубики. Опишите попавшегося героя)  

      2. «На, над, под»

3. Образование прилагательных от существительных (дерево-деревянны) подбор картинок предметов к прилагательным: Деревянная (что?)

4. Повтори за мной, Подними фишку на звук»

5. РЕЧЕВАЯ ИГРА «Самовар»

Занятие № 2 Тема: «Полет на луну»

      Программное содержание:

      1. Развивать память, мышление, внимание

2. Способствовать прав положению губ, языка для звука (ш)

3. Развивать фонематический слух

4. Учить согласовывать местоимения с глаголами  

Приемы:

     1.  Загадки в картинках  «Найди сапожок», расскажем о сне»

     2.  Артикул гимнастика: «рупор». Чашечка .гармошка, оближем губки, змея шипит, гусь шипит.

     3.  Запоминание и воспроизведение звукового ряда: А-у-и; Ш-а-о; Ш-о-и сколько разных              

          звуков?

4.  Что делает Катя? (идет) Идите ко мне? Что вы делаете (идете) Я иду к вам что я делаю? Дождь что делает? Идет, кто или что идет

 Занятие № 3 Тема: «Грамотеи»

       Программное содержание:

     1. «Подскажи словечко» Мы слушаем усами? (ушами) ха-ха-ха варится (уха),

          жи-жи-жи ползут ежи

     2. Отгадай что в сундучке.

         По реке простыне плывет пароход, а за ним такая гладь ни морщинки не видать (утюг)

         Имитация работы утюгом  

     3. Речевая игра «пчелки»

         Пчелки в ульях сидят, на цветы они глядят, пчелки с ульев вылетайте мед скорее собирайте,

     4. Составление ( из семечек, бусинок картинки (на пластилине)

Занятие № 4 Тема: «Ребята -удальцы»

Программное содержание:

1. Формировать речевое дыхание

2. Формирование понятие о гласных звуках  

3. Учить собирать узор по заданию

4. Развивать внимание, воображение, мелкую моторику

Приемы:

1. Игры на развитие речевого дыхания «Загони мяч в ворота» «задуй свечу»

2. Гласные песенку звонкую тянут и-и-и-и-и-и могут заплакать о-о-о-о и застонать у-у-у-у, могут качать в калыбели Аленку а-а-а-а-а-а, как в лесу закричать ау-ау-ау-ау, легко летят они в высоту а-и-о-у. Закрепить положение губ при гласных звуках

3. Собирание (рыбки, домика) из палочек

4. «Чего не стало», «что добавилось»

5. Речевая игра «по дороге идем»

МЕСЯЦ: Май

Занятие № 1 Тема: «Веселая грамматика»

Программное содержание:

1.Развивать внимание, память, мышление

2.Закрепить свист (шипящих) звуки в слогах, словах

3.Формировать грамматические категории

4. Учить образовывать мн.ч. от ед.ч. существительных

Приемы:

     1. «собери фигуру»

     2. Артикуляционная гимнастика

3. Согласование сущ-ных и числ-ных (1 шар, 3 шара)

4. Мн.ч. от ед.ч. (медведь – медведи)

5. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ «по дороге, идем»

Занятие № 2 Тема: «У нас ремонт»

     Программное содержание:

1. Активизировать словарь по теме «инструменты»

2. Формировать умение слушать другого, выполнять упражнения по показу

3. Развивать ориентировку в пространстве, фонемат. слух

Приемы:

  1. «Наши инструменты», «лото»

     2.    Речевая игра «самовар»

     3.    П/к «кочка за кочкой»

4.    Согласование существительных с числительными и прилагательными

 Занятие № 3 Тема: «Скоро лето»

     Программное содержание:

     1. Закрепить (с, з, ц, ш, щ,) в словах, слогах

     2. Усвоение предложений с союзом «чтобы»

     3.  Развивать воображение, внимание, память.

     Приемы:

1.   Проговаривание (с,з,ц,ш,щ)

  1. Повтор любимых речевых игр
  2. П/и «Пробеги, не сбейся»  
  3. «Для чего нужна (сковорода,ведро)……чтобы
  4. Нарисуй, что запомнил на кружке, (веселое лото)

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ.

      Мониторинг  освоения   программы  проводится   2  раза в год  (в начале  и в конце  учебного года).

    Цель мониторинга: выявление  актуального уровня речевого  развития   и индивидуальных  особенностей развития  речи детей для   составления  индивидуального образовательного маршрута   в начале  года и     для   выявления динамики  развития в  конце  года.  Мониторинг осуществляется  учителем-логопедом.

Имя, фамилия  ребёнка

Показатели   речевого   развития

артикуляционная  моторная  сфера

мелкая  моторика

словарный  запас

грамматический  строй  речи

звукопроизношение

фонематический  слух

            Конспект образовательного мероприятия для

детей и родителей средней группы «Весеннее путешествие»

Цель: Содействие развитию артикуляционного аппарата и речевой активности в процессе  развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

Задачи:

  1. Способствовать формированию правильного положения губ и языка при выполнении артикуляционных упражнений.
  2. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторную сферу, координацию в системе «Рука-глаз» при проговаривании речевых игр.
  3. Способствовать  развитию  мелкой моторики в процессе  аппликативной  деятельности  с  помощью  обрывания.
  4. Обогатить словарный запас по теме «весна», активизировать в  речи прилагательные.
  5. Содействовать формированию у родителей навыков развивающего взаимодействия с детьми.
  6. Вызвать положительные эмоции в  процессе игрового  общения взрослых  и  детей.

Ход  мероприятия:

Педагог:

     - Здравствуйте ребята! Здравствуйте  мамы. Я  очень  рада  вас  видеть.   А вы  рады  видеть  друг  друга. Что  делают люди при  встрече. Правильно, они говорят слово «здравствуйте».  Я  предлагаю  вам выйти  в  круг, встать парами  и поздороваться друг  с другом. Ведь  вы  со  своими мамочками  не  виделись  целый  день и соскучились. Но  здороваться  мы  будем  необычно.

Педагог предлагает  поздороваться   ладошками,  носиками, спинками, подарить  улыбку …

- Посмотрите, к нам  в  гости  заглянуло  солнышко. Только  почему-то оно  грустное. Каук вы думаете, почему? Солнышко  торопилось  к  нам  и по дороге  растеряло  все  лучики. Вы хотите  помочь  найти  их?

Может  быть  мы сможем  их  поймать  с  помощью зеркала, когда  будем  делать   артикуляционную  гимнастику.

Артикуляционная  гимнастика  «Зоопарк»:

РЫБКА

Рыбка ротик   открывает                       Дети  широко  открывают рот

Говорить   она  желает:

ДОБРЫЙ ТИГРЁНОК

Наш  тигрёнок не кусается                  Дети  растягивают губы  в  улыбку

Наш   тигрёнок   улыбается

СЛОНИК

Тянет  слоник  хоботок                       Дети  вытягивают   губы  в  трубочку

Так  он воду  достаёт

КИСКА

Тише,  киске нелегко -                       Дети  открывают  рот, выполняют  движения

Она лакает  молоко                             языком   вперёд-назад.

ЛОШАДКА

Скачет  в  гости  к  нам  лошадка                  Дети   цокают языком

Ей  причешем  шёрстку  гладко

ОБЕЗЬЯНКА

Обезьянка-озорница                                      Зажимают  губами широкий  кончик  языка,                           

Может целый  день   дразниться                  улыбаясь, произносят:  «пя-пя-пя»

МИШКА-СЛАДКОЕЖКА

Мишка  очень  любит  мёд.                          Дети, открыв рот, облизывают   сначала Он  сейчас  его  слизнёт.                                     верхнюю, а потом  нижнюю губу.

УСТАЛЫЙ ЛОСЁНОК

Лосёнок  высунул  язык,                           Дети  кладут  широкий язык на  нижнюю губу, Он   долго  бегать не привык.                          удерживают  на  счёт до  5

Получилось у  нас  найти  лучики? Нет.

Я  предлагаю   Вам отправиться  на поиски  солнечных лучиков.

- А по дороге мы с вами еще узнаем «без чего весны не бывает». В этом нам помогут помощницы загадки. А вот и первая загадка. Слушайте внимательно:

Я всегда на бегу,

И везде пройти смогу.

Просочусь, прокрадусь,

Не удержишь, проберусь.

Говорят,  что я журчу,

А я, песенки шепчу.

Я Весне, первый дружок,

Зовусь весенний...

(ручеёк)

я  расскажу  вам  историю об одном  ручейке. А  вы  хотите мне помочь?

Наступила весна, выглянуло солнышко, и осветило все вокруг, с пригорка побежал ручеек  (бл-бл-бл), забежал в большую лужу и стал переливаться от края до края (бл-бл)  вылился через края и побежал дальше. Вдруг что то зашуршало (шур-шур)  Из под старых листьев вылез ежик (фыр-фыр), зажужжали жуки (ж-ж), зазвенели букашки (з-з) как хорошо, что к нам пришла весна! Молодцы!  вы  замечательные  помощники!

Послушайте  ещё  загадку:

Очень холодно, не так ли?

Все дорожки замело.

Лишь вчера была я каплей,

А сегодня — как стекло.

На солнышке  весной  снег  тает и во  что  превращается? (  в  воду). А  вечером  вода  замерзает и превращается…. (лёд). Давайте найдём  картинку  с  нашей отгадкой (находят  картинку  с  изображением  льдинки).

Посмотрите,  в  моём ведёрке  много  льдинок. Хотите  с  ними  поиграть?

Комплекс  с  мячиком:

Мячик  сильно  посжимаю

и  ладошки  поменяю.

Здравствуй, мой  любимый мячик!

– Скажет утром  каждый  пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда  не выпускает.

Только  брату  отдаёт.

Брат  у  брата  мяч  берёт  

Сверху – левой,  снизу -  правой.

Я  его  катаю  браво,

Поверну, а  ты  проверь.

Сверху правая  теперь.

Мяч с одной рукой играет

И  к  другой  перебегает.

Дружит   мяч с моей рукой.

Вот  я  фокусник  какой.

- Продолжим путешествие. Слушайте следующую загадку.

- Весной раскрываются почки, в них спят зеленые ….(листочки),

- давайте поищем на дорожке картинку «листик» - это следующая наша остановка.

Посмотрите, как  их  здесь  много (показывает  зелёные  листы  бумаги   с нарисованными  листочками. Давайте поможем, нашим  листочкам  ожить, вырежем  их. Но к  сожалению   у  нас с  собой  нет  ножниц. Как нам  быть? Зато  у  нас есть  пальчики, которыми  можем оторвать   краешек листа  по контуру. Какие   фигурные  листочки  у  нас  получились!  С  зубчиками! Давайте украсим  ими  наше весеннее  дерево (приклеивают  листочки). Какое  красивое дерево  зазеленело  листочками!

Посмотрите, что это под  ним.(Обращает внимание   на  шкатулку  с изображением солнца). Вот  и  нашлись  наши  солнечные  лучики (открывает  шкатулку, в  которой лежат жёлтые прищепки). Возьмите  по  одному  лучику. Сейчас  мы  будем возвращать их  солнышку.  Но прежде  чем прикрепить  лучик, нужно сказать  какое   бывает  солнышко  весной (дети называют  прилагательные(  ласковое, доброе, ясное, нежное, лучистое, горячее, яркое, круглое, жёлтое, весеннее, тёплое, радостное, весёлое…)  и прицепляют  прищепки).

Педагог переворачивает  изображение  солнышка  и  обращает  внимание на  его  улыбку.

Ребята, почему солнышко  улыбается?. правильно, мы  помогли  найти  ему лучики. Трудно  вам  было искать  лучики? Мы  с вами отгадали  много весенних  загадок. Про  что  мы отгадывали  загадки (ручеек, льдинка,  листок). Вы справились  с заданиями.  Вы  молодцы?  У  меня  такое же  весёлое  настроение  как  у  солнышка.  А  у  вас?  Давайте ещё  раз подарим  друг другу  улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Программа кружковой работы по речевому развитию для детей младшего возраста

Программа кружковой работыпо развитию речи«Говорушки»для детей младшего дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"

В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образов...

Рабочая программа углубленной работы по речевому развитию в средней группе «Говорушечки»

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее...

Программа работы с родителями "Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Взаимодействие в работе с родителями и педагогами в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Программа работы с одаренными детьми "Волшебный песок" по направлениям художественно-эстетического и речевого развития

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка.Это объясняется, во-первых, значимост...