Программа кружковой работы по речевому развитию для детей младшего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Гончарова Анастасия Сергеевна

 

Программа кружковой работы

по развитию речи

«Говорушки»

для детей младшего дошкольного возраста

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы

по развитию речи

«Говорушки»

для детей младшего дошкольного возраста

Содержание:

I. Целевой раздел.

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность.

1.2. Цель и задачи реализации.

2. Основные направления кружковой работы.

3. Прогнозируемый результат.

II. Организационный раздел.

1. Реализация деятельности кружка дополнительного образования по развитию речи.

2. Методическое обеспечение.

3. Календарно-тематическое планирование кружка.

III. Содержательный раздел.

1. Интеграция содержания работы кружка в образовательных областях.

2. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

3. Работа с родителями.

I . Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребѐнка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое развитие.

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работа кружков. Кружковая работа направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.

Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач. Занятия проводятся во второй половине дня, учитывая интересы детей и их родителей.

Кружок «Говорушки» способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.

1.1. Актуальность.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребѐнка. Поэтому осень важно именно с этого возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя полноценному развитию ребенка.

Работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в форме развивающего кружка. Кружковая работа направлена на развитие речи детей посредством ознакомления с произведениями устного народного творчества, выполнения артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, упражнений для развития речевого аппарата.

1.2. Цель: формирование общих речевых навыков, как основа дальнейшего речевого развития и коррекции речевых недостатков.

Задачи:

Способствовать развитию речи детей как средства общения;

Обогащать, активизировать речь детей, используя поэтику русского фольклора;

Развивать моторику артикуляционного аппарата;

Развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;

Совершенствовать мелкую моторику рук;

Формировать связную речь.

2. Основные направления кружковой работы.

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даѐт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы.

Кружок создан для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет для

своевременной профилактики речевых нарушений. Основными направления в работе являются:

1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.

2. Формирование связной речи. При развитии связной речи созданы условия для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, заучивание песенок потешек.

3. Прогнозируемый результат.

* Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;

* Формирование связной речи;

* Умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и

взрослыми.

II. Организационный раздел.

1. Деятельность кружка осуществляется в форме ООД на основе методических пособий  Жуковой Н.С., Лозбяковой М.И., Косиновой Е.М.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня (с октября по май). Продолжительность занятия: 15 минут.

В содержание игровых занятий включены следующие виды работ:

-Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

- Упражнения  на развитие слухового восприятия;

- Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, поскольку речь

формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;

- Потешки и стихи, сопровождаемые движениями рук, развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- Динамические упражнения для развития темпа и координации речи и движений;

2. Методическое обеспечение:

Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи/ Елена Косинова. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.- 192с.:ил. Кныш В.А., Комар И.И. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников.-Минск:Аверсэв, 2009.- 188 с.

Жукова Н.С. Я говорю правильно: от первых уроков устной речи к «Букварю»

Н.С.Жукова; ил. А.Разуваева.- М .:Эксмо, 2010.-726.:ил

Лозбякова М.И. Учимся правильно и чѐтко говорить: Пособие для логопедов,

воспитателей, родителей.-М..;Вентана-Графф, 2003.-304с.

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для

воспитателей ДОУ.:М.: ТЦ Сфера, 2012.—192с. (Модули программы ДОУ)

3. Календарно - тематическое планирование кружка

Октябрь,

1 неделя

Тема: «Во саду ли, в огороде»

1. Артикуляционная гимнастика «Вот репка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Где звенит

колокольчик?»

3. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

4. Потешка «Солнышко-ведрышко»

5. Игра «Таня сеяла горох»

Октябрь,

2 неделя

Тема: «Во саду ли, в огороде»

1. Артикуляционная гимнастика «Помидор»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Громко-тихо»

3. Пальчиковая игра «Готовим сок»

4. Потешка «Солнышко-ведрышко»

5. Игра «Таня сеяла горох»

Октябрь,

3 неделя

Тема: «В осеннем лесу»

1. Артикуляционная гимнастика «Прогулка по лесу»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат

игрушки»

3. Пальчиковая игра «Зайчик и ушки»

4. Потешка «Вышли мышки как-то раз»

5. Игра «Дождик, кап!»

Октябрь,

4 неделя

Тема: «В осеннем лесу»

1. Артикуляционная гимнастика «Прогулка по лесу»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат

игрушки»

3. Пальчиковая игра «Дождик»

4. Потешка «Зайка серенький сидит...»

5. Игра «Жил-был зайчик»

Ноябрь, Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой»

1 неделя 1. Артикуляционная гимнастика «В деревне»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?»

3. Пальчиковая игра «Кролик»

4. Потешка «Курочка-рябушечка»

5. Игра «Наши уточки с утра...»

Ноябрь,

2 неделя

Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой»

1. Артикуляционная гимнастика «В деревне»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как кричит?»

3. Пальчиковая игра «Наш красивый петушок...»

4. Потешка «Бабушкины оладьи»

5. Игра «Выполни задание»

Ноябрь,

3 неделя

Тема: «Как звери к зиме готовятся»

1. Артикуляционная гимнастика «Зимняя сказка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Отгадай, кто

говорит? (по сказке «Три медведя»)»

3. Пальчиковая игра «Это зайчонок...»

4. Потешка «Сорока-белобока»

5. Игра «Колобок»

Ноябрь,

4 неделя

Тема: «Игрушки»

1. Артикуляционная гимнастика «Язычок погладим ласково губами»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, чей

голосок?»

3. Пальчиковая игра «Кукле кашу я сварю»

4. Потешка «Раз, два, три, четыре, пять - мы сейчас пойдем гулять»

5. Игра «Мы ногами – топ,топ,топ»

Декабрь,

1 неделя

Тема: «Зима»

1. Артикуляционная гимнастика «Мы смеялись, мы играли»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Отвернись и

угадай»

3. Пальчиковая игра «Зима»

4. Стихотворение «Снег, снег кружится»

5. Игра «Падает снежок»

Декабрь,

2 неделя

Тема: «Зимние забавы»

1. Артикуляционная гимнастика «Погуляем!»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Как звучат

игрушки»

3. Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?»

4. Стихотворение «У сестренки, у Маринки»

5. Игра «На дворе мороз и ветер»

Декабрь,

3 неделя

Тема: «Зимние забавы»

1. Артикуляционная гимнастика «Погуляем!»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки»

3. Пальчиковая игра «Что зимой мы любим делать?»

4. Стихотворение «У сестренки, у Маринки»

5. Игра «На дворе мороз и ветер»

Декабрь,

4 неделя

Тема: «Новый год к нам идет»

1. Артикуляционная гимнастика «Дед Мороз к нам приходил»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Повторялки»

3. Пальчиковая игра «Новый год»

4. Стихотворение «Как на горке снег, снег...»

5. Игра «Встанем в хоровод»

Январь,

2 неделя

Тема: «Кошка и котята»

1. Артикуляционная гимнастика «Кошка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай и

изобрази»

3. Пальчиковая игра «Котик»

4. Потешка «Кисонька-мурысонька»

5. Игра «Мячик»

Январь,

3 неделя

Тема: «Дикие животные»

1. Артикуляционная гимнастика «Животные в лесу»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай и

изобрази»

3. Пальчиковая игра «Дикие животные»

4. Потешка «Сидит белка на тележке»

5. Игра «Прыгай, заинька!»

Январь,

4 неделя

Тема: «Кто какую пользу приносит»

1. Артикуляционная гимнастика «Корова»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, кто это?»

3. Самомассаж с прищепками «Кусается больно котенок-глупыш...»

4. Потешка «Мы купили кошке...»

5. Игра «Шел козел по лесу...»

Февраль,

1 неделя

Тема: «В гостях у лисички-сестрички»

1. Артикуляционная гимнастика «Побывали мы в лесу...»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Угадай, кто это»

3. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»

4. Потешка «Лиса по лесу ходила»

5. Игра «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки»

Февраль,

2 неделя

Тема: «Как снеговики солнце искали»

1. Артикуляционная гимнастика «Приключения Снежинки»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Беги на носочках»

3. Пальчиковая игра «Снеговик»

4. Потешка «Ой, сердит мороз!»

5. Игра «Снег метлою разметая, идет баба снеговая»

Февраль,

3 неделя

Тема: «Попугай Говорушка идет в армию»

1. Артикуляционная гимнастика: Упражнения «Стрельба», «Танк»,

«Пароход»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Внимание!»

3. Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»

4. Стихотворение «Самолет»

5. Игра «Сигнальщики»

Февраль,

4 неделя

Тема: «Посуда. Продукты питания»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Бублик», «Месим

тесто», «Блинчик», «Чашечка».

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Попугайчики»

3. Пальчиковая игра «Тесто»

4. Потешка «Оладушки»

5. Игра «Пироги», см. Кныш, стр.30

Март,

1 неделя

Тема: «Праздник мам»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Улыбка»,

«Поцелуйчик», «Блинчик», «Месим тесто».

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто тебя зовет?»

3. Пальчиковая игра «Дружно маме помогаем»

4. Стихотворение «Кто любимей всех на свете?»

5. Игра «Пироги»

Март,

2 неделя

Тема: «Транспорт»

1. Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто тебя зовет?»

3. Пальчиковая игра «Лодочка»

4. Стихотворение «Кораблик»

5. Игра «На улице», см. Кныш, стр.36

Март,

3 неделя

Тема: «Весна»

1. Артикуляционная гимнастика «Приключение ручейка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо – громко»

3. Пальчиковая игра «Веселые льдинки»

4. Потешка «Весна-красна»

5. Игра «Будем мы весну встречать»

Март,

4 неделя

Тема: «Как цыплята солнце будили»

1. Артикуляционная гимнастика «Приключение солнышка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихие и громкие

звоночки»

3. Пальчиковая игра «Мама»

4. Потешка «Солнышко»

5. Игра «Цыплята»

Апрель,

1 неделя

Тема: «Весеннее солнышко»

1. Артикуляционная гимнастика «Весна»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Где я?»

3. Пальчиковая игра «Луч»

4. Стихотворение Г. Лагздынь «Солнышко»

5. Игра «Солнечные зайчики»

Апрель,

2 неделя

Тема: «В гости к нам пришли матрешки»

1. Артикуляционная гимнастика «Самовар»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Где я?»

3. Пальчиковая игра «Матрешка»

4. Песенка «Мы матрешки, вот такие крошки»

5. Игра «Карусель»

Апрель,

3 неделя

Тема: «Прилетайте, птицы! »

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Клювик открываем»,

«Птенчик в гнездышке»,«Червячок» (узкий язычок), «Почистим

клювик»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Ритмическое эхо»

3. Пальчиковая игра «Воробьи»

4. Потешка «Сорока-белобока»

5. Игра «Дружно птицы прилетели», см. Кныш, стр.40

Апрель,

4 неделя

Тема: «Насекомые»

1. Артикуляционная гимнастика «Насекомые»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Колокольчик»

3. Пальчиковая игра «Жук»

4. Потешка «Божья коровка»

5. Игра «Кузнечики»

Май,

1 неделя

Тема: «Папа, мамочка и я – вместе дружная семья»

1. Артикуляционная гимнастика «Папа, мамочка и я –

вместе дружная семья»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Молоточек»

3. Пальчиковая игра «Семья»

4. Потешка «Из-за леса, из-за гор...»

5. Игра «Чок-чок, каблучок, в танце кружится сверчок!»

Май,

2 неделя

Тема: «Петушок и его семья»

1. Артикуляционная гимнастика «Друзья веселого язычка»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо – громко»

3. Пальчиковая игра «Петушок, петушок»

4. Песенка «Вышла курочка гулять»

5. Игра «Петушиная семья»

Май,

3 неделя

Тема: «Колечко»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Колечко», «Лопатка»,

«Солнышко улыбается»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Кто как ходит»

3. Пальчиковая игра «Колечко»

4. Стихотворение С. Маршака «Колечко»

5. Игра «Индюк и овечка»

Май,

4 неделя

Тема: «Весенние сюрпризы от Смешариков»

1. Артикуляционная гимнастика: упражнения «Улыбка Нюши»,

«Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье

Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем»

2. Упражнение на развитие слухового восприятия «Тихо – громко»

3. Пальчиковая игра «Капель»

4. Песенка «Дождик, дождик, веселей...»

5. Игра «Прогулка в весенний лес»

III. Содержательный раздел

1. Интеграция содержания работы кружка в образовательных областях

Социально- коммуникативное развитие игры, способствующие развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и

формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками

Познавательное развитие Формирование первичных представлений о собственном артикуляционном аппарате и его возможностях, о ритмичности речи, модуляции голоса (на примере звукоподражаний), о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (звучании, ритме, темпе).

Речевое развитие Обогащение активного словаря, развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха; игры на развитие слухового внимания, чувства ритма. Художественно- эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства –устного народного творчества, фольклора, стихотворных текстов. Физическое развитие. Упражнения на укрепления периферического речевого аппарата (артикуляционные гимнастики), игры и упражнения на координацию движений, на укрепление и развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

2. Планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральным государственным стандартом (ФГОС) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Формирование интереса и потребности в чтении.

– Регулярно читать детям художественные и познавательные книги.

– Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

– Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

– Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Читать детям

художественные произведения, предусмотренные Программой для младшей группы.

– Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские

произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей

настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

– Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

– Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении

воспитателем знакомых стихотворений.

– Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная,

координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нѐба), развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале; формирование связной речи; умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

3. Работа с родителями.

Перспективный план по взаимодействию с родителями.

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на

формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

1. Консультация «Значение семейного воспитания в развитии речи детей».

2. Рекомендации для родителей по выполнению артикуляционных упражнений.

3. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в формировании

правильного произношения».

4. Консультация для родителей «Методы и приѐмы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

5. Консультация «Как помочь ребѐнку заговорить?».

6. Консультация для родителей «Игра и умственное развитие ребѐнка».

7. Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

8. Консультация для родителей «Игры с мячом для развития речи детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»

Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы «Игровая мозаика».

Дополнительная программа  кружковой работы  по сенсорному развитию  для детей первой младшей группы «Игровая мозаика»....

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы "Игровая мазайка"

Дополнительная программа кружковой работы по сенсорному развитию для детей первой младшей группы "Игровая мазайка". Разработчик:воспитатель Торчаков. М. Р...

Программа кружковой работы «Чудеса из теста» Для детей в возрасте от 4 до 7 лет

Актуальной  данная деятельность является  потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательног...

Рабочая программа углубленной работы по речевому развитию во второй младшей группе № 5 «Говорушечки»

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в ко...